Содержание
-
Директор по направлению «Экология и энергоэффективность»О.А. Новоселова
Круглый стол «Повышение эколого-энергетической эффективности: роль региональных сообществ»
ИНСОР-ПРООН Москва, 9 июня 2010г.
О проблеме оценки энергоемкости ВРП и о региональных топливно-энергетических балансах
pptcloud.ru
-
Развитие электроэнергетики и повышение энергоэффективности экономики России
2
Построение энергоэффективной экономики в Российской Федерации
- базируется на двух ключевых документах
- Федеральный закон РФ от 23.11.09 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …»
- Проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года
- Создает правовые, экономические и организационные основы стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности
- Является основным инструментом практической реализации энергосбережения и повышения энергетической эффективности в России
- АПБЭ - основной разработчик Госпрограммы («ЦЭНЭФ» - основной соисполнитель) и Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики России до 2020 г. с учетом перспективы до 2030 г.
- Развитие электроэнергетики на основе Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики России до 2020 г. с учетом перспективы до 2030 г.
-
3
Органам государственной власти субъектов РФ - разработать и принять:
- комплексные программы по повышению энергетической эффективности региональной экономики и по сокращению энергетических издержек в бюджетном секторе;
- комплекс мер по снижению энергетических издержек предприятий малого и среднего бизнеса
Документы, определяющие необходимость разработки Госпрограммы и региональных программ
Президентом РФ
по итогам Президиума Государственного совета РФ по вопросу повышения энергоэффективности
(02.07.2009 г.Архангельск)
дано поручение (от 15.07.2009 № Пр-1802ГС):
Правительству РФ - разработать и утвердить государственную программу повышения энергетической эффективности на период до 2020 года и предусмотреть ее финансирование за счет средств федерального бюджета начиная с 2010 г.
Президентом РФ по итогам заседания Комиссии при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России (от 29.03.2010 № Пр-839) дано поручение Полпредам Президента РФ в федеральных округах
- провести координационные совещания с руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ по вопросу реализации ФЗ от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», в т.ч. в части определения в бюджетных учреждениях как федерального, так и регионального уровня ответственных лиц за осуществление мероприятий в сфере энергосбережения и энергоэффективности
-
4
Основные направления деятельности Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике
АПБЭ (+7 филиалов)
- Выполнение работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности РФ, разработка Госпрограммы, разработки в сфере ВИЭ
- Обеспечение реализации экологической политики в постреформенной электроэнергетике
- Разработка стратегических прогнозно-аналитических документов отрасли
- Сбор статистическихданных, формирование и ведение баз данных об основных фактических и прогнозных показателях электроэнергетики, в т.ч. по экологии
- Сценарные условия развития электроэнергетики;
- Корректировка Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 г.,
- Прогнозный баланс на 2008-2015гг.
Подготовка информационно-аналитических продуктов (докладов, аналитических материалов) о состоянии развития отрасли
АПБЭ – дочерняя компания ОАО «ФСК ЕЭС»
В Совет директоров АПБЭ входят представители Федеральных органов Государственной власти
-
Инновационный вариант развития экономики России – снижение энергоемкости ВВП на 40%* к 2020
году
Непосредственная цель Программы – снижение энергоемкости ВВП на 13,5% к 2020 году (по сравнению с 2007 г.). Не менее жесткие целевые показатели по снижению энергоемкости ВРП должны быть поставлены в региональных программах субъектов РФ
*) По сравнению с 2007 годом
В соответствии с Указом Президента от 04.06.2008 г. № 889 энергоемкость ВВП России должна быть снижена на 40% к 2020 году (по отношению к 2007 г.)
Субъекты РФ должны обеспечить в дифференцированном порядке адекватное снижение энергоемкости своих ВРП.
- 40%
- 13,5%
- 26,5%
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предусматривается за счет структурных, продуктовых и ценовых изменений, а также автономного технического прогресса в Российской экономике снизить энергоемкость ВВП к 2020 г. на 26,5%
-
Разработка регионального раздела Госпрограммы
6
В рамках регионального раздела Госпрограммы:
- Проведена экспертная оценка энергоемкости регионов (на основе показателей электропотребления и ВРП)
- Проведен анализ динамики снижения энергоемкости ВРП*
- Рассчитан показатель энергоотдачи (отношение темпов роста ВРП региона к темпам роста потребления ТЭР)*
* за период 2003-2007 гг.
-
7
Наименьшая энергоемкость ВРП (до 40,0 ту.т./млн.руб.) отмечается в регионах, где:
- преобладают услуги (г. Москва, г. Санкт-Петербург);
- доминируют лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, добыча алмазов (Республика Карелия, Архангельская область, Республика Саха (Якутия);
- велика доля сельского хозяйства (Республика Дагестан, Республика Калмыкия, и др.).
Более высокая энергоемкость ВРП связана, в основном, с большим удельным весом продукции энергоемких отраслей промышленности: черной и цветной металлургии, топливной промышленности
Энергоемкость ВРП субъектов РФ
Количественное распределение субъектов Российской Федерации по группам энергоемкости ВРП (2007 г.) тут/млн. руб.
Количество субъектов, шт.
-
Темпы снижения энергоемкости ВРП субъектов РФ
8
Количественное распределение субъектов Российской Федерации по группам по степени снижения энергоемкости ВРП (за период 2003-2007 гг.)
- Регионы лидеры по снижению энергоемкости: Белгородская, Орловская, Архангельская области
- Количество регионов
- Снижение энергоемкости
-
Проблемы оценки энергоемкости ВРП
9
- Отсутствие достаточной статистической отчетности о суммарном потреблении топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в субъектах РФ (отдельно приводятся показатели потребления по видам энергоресурсов).
- Различия в структуре энергопотребления в субъектах РФ:
- регионы с преобладанием энергоемких отраслей промышленности: черная и цветная металлургия, топливная промышленность и др.;
- регионы с преобладанием низкой доли энергоемких отраслей (развиты сферы услуг, лесная, деревоперерабатывающая, целлюлозно-бумажная, алмазная промышленность, сельское хозяйство).
- Необходимость создания и утверждения единой методической базы для оценки энергоемкости субъектов РФ.
-
Проблемы формирования топливно-энергетических балансов (ТЭБ) регионов
10
Росстат традиционно формирует и публикует баланс ТЭР в целом по России;
- формат баланса не соответствует международному;
- региональные балансы органами государственной статистики (в качестве систематической работы) не формируются;
- данные баланса энергоресурсов, публикуемые Росстатом, практически не дают детализации потребления энергоресурсов в разных секторах экономики, а официальной статистики по ЕТЭБ в настоящее время не существует.
-
11
Форма 11-ТЭР не включает показатель суммарного потребления энергоресурсов в регионах
-
Необходимость формирования топливно-энергетических балансов (ТЭБ) регионов
12
ТЭБ – основной инструмент для объективных оценок энергоемкости ВРП, формирования целевых индикаторов повышения энергоэфффективности и их мониторинга
ТЭБ даст возможность детально представить структуру потребления энергии и позволит отразить:
- полную энергетическую картину страны и регионов за счет интеграции балансов производства и потребления отдельных энергоносителей;
- всю полноту взаимосвязей разных систем энергоснабжения и энергопотребления, учесть меру их взаимной дополняемости и заменяемости;
- все важнейшие энергетические связи и пропорции: роль отдельных энергоресурсов в энергетическом балансе, роль отдельных секторов в потреблении отдельных энергоресурсов.
- ТЭБ должен формироваться из трех основных блоков:
- ресурсы (включает производство первичных энергоресурсов, экспорт, импорт (ввоз-вывоз) и изменение в запасах);
- преобразование ресурсов (характеризует преобразование одних энергоресурсов в другие);
- конечное потребление (характеризует потребление энергоносителей в различных секторах и отраслях экономики).
- ∑ ТЭБ = ЕТЭБ (обеспечение объективного результата)
-
Роль АПБЭ в формировании региональных балансов ТЭР
13
- существенные наработки по формированию баланса ТЭР применительно к отечественной статистике (по методикам Международного энергетического агентства);
- отлажено формирование балансов по субъектам РФ в автоматизированном режиме;
- составлены региональные балансы за 2005-2008 годы, которые используются при выполнении прогнозов электропотребления;
- разработан алгоритм повышения точности и достоверности собираемого баланса за счет дополнительной, ранее не используемой информации.
-
Основные выводы
14
- Контроль за ходом выполнения национальной задачи по снижению энергоемкости ВВП на 40% и соответствующим снижением энергоемкости ВРП (в соответствии с региональными программами субъектов РФ) требует решения задачи объективного унифицированного расчета показателей фактически достигнутой энергоемкости ВРП.
- Необходима разработка ТЭБ субъектов Российской Федерации. В АПБЭ такие работы проводятся применительно к отечественной практике ( с учетом адаптации международной методики ) .
3. ТЭБ может быть использован в качестве основного инструмента для оценки объемов энергосбережения и повышения уровня энергетической эффективности в регионах.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.