Содержание
-
Эволюционное учение органического мира
-
Эволюционное учение
Эволюционное учение – этот раздел биологии изучает общие закономерности и движущие силы исторического развития органического мира. Рассматривает причины и механизмы возникновения и развития жизни на Земле.
-
Сравнительная характеристика значения трудов ученых-биологов 18-19 вв.
-
Предпосылки возникновения учения Дарвина
- Эволюция
- Креационизм
- Трансформизм
- Систематика
-
Эволюционное учение Ч. Дарвина
-
Вид. Популяция
Какое условие является обязательным для определения видовой принадлежности?
-
Лабораторная работа "Выявление изменчивости у особей одного вида"
Цель работы:
- сформировать понятие «изменчивость организмов» и отработать выявление признаков на практике;
- выработать умение наблюдать натуральные объекты;
- устанавливать сравнительные выводы.
Оборудование: раздаточный материал, демонстрирующий изменчивость организмов ( гербарные растения 3-4 видов по 2-3 экземпляра каждого вида); наборы семян ), лупа, измерительная линейка).
-
Лабораторная работа «Выявление изменчивости у особей одного вида»
Ход работы:
- Сравните 3 растения одного вида. Найдите признаки сходства в их строении ( зафиксируйте это в тетрадь). Объясните причины сходства.
- Выявите признаки различия ( зафиксируйте их). Объясните, какими свойствами организмов обусловливаются различия между особями одного вида.
- Какие различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие – ненаследственной изменчивость?
- Объясните причины возникновения различий между особями одного вида.
- Сформируйте вывод по лабораторной работе.
-
Синтетическая теория эволюции
-
Факторы, не направляющие эволюционный процесс.
-
Эволюционная роль мутаций
-
Формы естественного отбора
- Причина борьбы за существование: а)изменчивость особей популяции; б)отсутствие приспособлений к среде; в)природные катаклизмы; г)ограниченность ресурсов, высокое размножение.
- Соперничество между хищниками за добычу – пример: а)внутривидовой борьбы; б)межвидовая борьба за существование; в)борьба с неблагоприятными условиями; г) «брачный турнир».
- Элементарная единица эволюции – а)популяция; в)вид; б)особь; г)биоценоз
- Элементарный эволюционный материал поставляют: а)мутации; б)модификации; в) отбор; г)популяционные волны
- Наличие сходных черт строения организмов определяется критерий: а)генетический; б)морфологический; в)физиологический; г)экологический.
-
Естественный отбор. Формы отбора. Борьба за существование
- Состязание будет всегда ожесточеннее между формами, наиболее между собой близкими по строению, складу и образу жизни. Отсюда все промежуточные формы – между ранними и более совершенными формами того же вида, а равно и родоначальная видовая форма – будут обнаруживать стремление к вымиранию. (по Ч.Дарвину).
- Укажите, действие каких закономерностей эволюционного процесса можно проследить, анализируя высказывание Ч.Дарвина.
-
Естественный и искусственный отборы
- Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.
- Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались в соответствии с окружающими условиями.
- В основе преобразования видов в природе лежат наследственность и изменчивость, а также… естественный отбор с борьбой за существование.
- Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.
-
Приспособленность организмов
-
-
Лабораторная работа «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»
Цель работы:
- сформировать понятие о приспособленности организмов к среде обитания;
- закрепить умение выполнять наблюдение за натуральными объектами;
- закрепить умение выделять черты приспособленности организмов к среде обитания, соотносить теоретические знания с их практическим проявлением.
Оборудование:
- фотографии животных различных сред обитания;
- гербарные образцы растений.
-
Ход работы:
- Определите среду обитания животного и растения. Выявите черты приспособленности к среде обитания. Зафиксируйте их в тетради.
- Поясните предложение: «Приспособленность имеет относительный характер.»
- На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизмы возникновения приспособлений.
- Сделайте общий вывод по лабораторной работе.
-
Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение
- К внутривидовой борьбе не относится: а) состязание серой и черной крыс; б) соперничество самцов за самку; в) борьба за свет в хвойном лесу; г) борьба двух пестрых дятлов за дупло.
- Материалом для эволюции служит: а)борьба за существование; б) естественный отбор; в)наследственная изменчивость; г) модификационная изменчивость.
- Кариотип организмов изучает критерий: а)генетический; б)физиологический; в)морфологический; г)экологический.
- Наследственная изменчивость в процессе эволюции: а)создает новые виды; б)создает материал для эволюции; в)закрепляет новый эволюционный материал; г)сохраняет наиболее полезные изменения.
- По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются: а)борьба за существование; б)наследственная изменчивость; в)естественный отбор; г) все перечисленные.
-
- В приведенных фразах заполните пробелы:
- Совокупность факторов внешней среды, в которой существует вид,- это…критерий вида.
- Естественный отбор - … фактор эволюции.
- Мутации носят… характер.
- Естественный отбор, приводящий к образованию новых видов, называется… .
- Мутационный процесс – источник… .
- Приспособленность всегда носит … характер.
-
Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
- Автором первой эволюционной теории является Ж.Б. Ламарк.
- Межвидовая борьба за существование обостряется в случае конкуренции между видами.
- Дрейф генов – это увеличение численности особей.
- Элементарной единицей эволюции считается особь.
- Полезность или вред мутаций определяет наследственность.
- Ведущую роль в эволюции играет мутационная изменчивость.
-
Установите соответствие между именем ученого и его вкладом в биологию:
Имя ученого Заслуга
- Ч. Лайель
- Аристотель
- К. Линней
- К. Бэр
- Ч.Дарвин
- описал более 500 видов растений и животных, расположив их в определенном порядке.
- в классификации использовал принцип соподчиненности систематических категорий.
- сформулировал закон зародышевого сходства.
- изучая геологическую историю Земли, выдвинул идею движущих факторов эволюции .
- вскрыл движущие силы и выявил причины протекания биологической эволюции.
-
Используемые источники
- Эволюция органического мира. Факультативный курс для 9-11 классов/ Н.Н.Воронцов, Л.Н.Сухорукова/ Москва «Просвещение» 1991;
- Общая биология. Дидактический материал. Для учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы/ Л.П. Анастасова / «Вентана-Граф» 1997.
- Биология. Весь школьный курс в таблицах/ сост. Л.В. Елкина – Минск : Букмастер: Кузьма, 2013.
- http://pptcloud.ru/
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.