Содержание
-
Физиология вкусовых ощущений
-
Цель урока – узнать:
Что такое вкус? Почему этому ощущению отводят всего 3 место после зрения и слуха? Какую роль вкус играет в жизни человека? Почему корень «вкус» так прочно закрепился в человеческом языке? Каково строение этого органа чувств? 2
-
Чувство вкуса, как и ощущения запаха являются примерами хеморецепции.
Дайте определение хеморецепции. Хеморецепция – восприятие специализированными клетками химических веществ внешней среды. (записываем в тетрадь!) Так же свойственно одноклеточным организмам.
-
Как вы думаете, чем вкус отличается от обоняния?
Обоняние позволяет анализировать объект на расстоянии, а вкус только при непосредственном контакте. Хеморецепторы обладающие: высокой чувствительностью и специфичностью называются обонятельными; средней чувствительности, возбуждаемые относительно малыми количествами растворенных веществ называются вкусовыми. (записываем в тетрадь!)
-
Для чего животным необходим вкус?
В ходе эволюции вкус формировался как механизм, определяющий поведенческие реакции, направленные на качественный выбор пищи. Считается, что вкусовое чувство нужно для того, чтобы отличать съедобное от несъедобного и явной отравы. Самые разборчивые дегустаторы – дети.
-
Кто же сможет дать определение вкусу?
Правильно! Вкус - ощущение, возникающее при действии растворов химических веществ на рецепторы органов вкуса у животных. Записываем определение в тетради!
-
Одинаков ли расположение рецепторов вкуса у разных животных?
Для позвоночных характерна зависимость между способом питания животного, числом и распределением вкусовых органов
-
Как вы думаете, что является основным органом вкуса?
Язык взрослого человека при длине около 10 см содержит приблизительно 9000 вкусовых сосочков, каждый из которых состоит из 50-100 специализированных эпителиальных клеток, соединенных с меньшим числом нервных окончаний. В этом отношении вкусовые ощущения отличаются от обонятельных, сенсорами которых служат сами нервные окончания. Вкусовые рецепторы входят в состав специализированных хеморецепторных структур - вкусовых луковиц, или почек.
-
Как же выглядят эти загадочные вкусовые сосочки?
-
Какие же вкусы мы ощущаем?
Четыре основных: сладкое, кислое, соленое, горькое (записываем в тетрадь). А как же все разнообразие вкусов? Все сложные вкусовые ощущения образуются комбинацией основных.
-
Выводы:
Вкусовой анализатор - сложная система, обеспечивающая тонкий анализ химических раздражителей, действующих на органы вкуса. Состоит из отделов: периферического (органов вкуса), проводникового (вкусовых нервов) и центрального (в структурах продолговатого мозга, зрительных бугров и коры больших полушарий). Вкус нашему организму настолько важен, что природа доверила доставку информации о пище трем нервам: языкоглоточный, лицевой и блуждающий.
-
Вкусовая чувствительность человека выполняет функцию контактной хеморецепции служит для оценки веществ, попадающих в ротовую полость. Вкусовые рецепторы локализованы главным образом в полости рта и в районе ротового отверстия. Они входят в состав специализированных хеморецепторных структур - вкусовых луковиц. 3. Вкусовые луковицы млекопитающих и человека расположены на вкусовых сосочках. Различают три вида вкусовых сосочков: грибовидные, желобовидные и листовидные.
-
4. Разные области языка человека имеют разную степень чувствительности к четырем основным качествам. Кончик языка особенно чувствителен к сладким веществам, средние части краев - к кислым, корень языка - к горьким. 5. Для разных вкусовых качеств пороги ощущений могут различаться. 6. Интенсивность вкусового ощущения зависит от концентрации вещества.
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Распределите предложенные вещества на несколько групп. Объясните причины такого распределения: аспартам, хинин, хлорид натрия, сахарин, уксус, лимонад, кока-кола, мед, яблоко, аспирин. 2. Все мы хоть раз в жизни лечили зубы. И всем нам знакомо неприятное чувство, когда врач-стоматолог помещает ватные тампоны в рот, чтобы слюна не мешала пломбированию. Почему вата кажется нам безвкусной?
-
3.Почему большинство кошек не любят сладкую пищу? 4. Почему большинство людей предпочитают сладкую пищу горькой? 5. Почему дети любят сладкое больше, чем взрослые?
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Написать сказку (стихотворение, рассказ, новеллу), начинающуюся словами «У меня пропал вкус...». 2. Подобрать литературные отрывки, иллюстрирующие тему урока. 3. Нарисовать картину-впечатление об уроке.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.