Содержание
-
Формирование биологических понятий средствами изобразительной наглядности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
-
Понятие - это отражение в сознании общих и существенных свойств, связей предметов и явлений окружающего мира. Дубровина И.В.
-
Н..В. Савин Понятие – форма мышления, с помощью которой обобщаются существенные признаки предметов и явлений
-
ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ ПОНЯТИЙ
-
*восприятие конкретных предметов; *вовлечение в познание предшествующего опыта; *умение наблюдать, понимать, осмысливать, обобщать, оречевлять;
-
При формировании биоло-гических понятий, нагляд-ность является важным составным моментов уро-ков биологии. С помощью наглядных средств становится воз-можным:
-
создание чётких и конкретных обра-зов изучаемых объектов; облегчение усвоения учебного мате-риала; активизация мыслительной деятель-ность обучающихся; способствует развитию произволь-ного внимания, восприятия, памяти школьников; стимулирует процесс познания.
-
Наглядное обучение направляется на то, чтобы, с одной стороны, вызвать у ученика потребность к знанию, стимулировать работу мысли и, с другой стороны, обес-печить более тесное единство вос-приятия с абстрактным мышле-нием. Большое значение имеет правильное сочетание слова учителя и наглядности.
-
Помимо картин и объектов натуральной наглядности целесообразно использовать графические изображения в виде схем, таблиц, графиков, картосхем, усложняющихся как по форме, так и по со-держанию. Графические работы занимают особое мес-то на уроках естествознания, что объяс-няется их дидактической значимостью с одной стороны и коррекционным воз-действием на личность ребенка с ОВЗ.
-
В ходе преподавания данного предмета и осуществляя поиск более эффективных видов изобразительной наглядности, для успешного усвоения понятий обучающимися, широко применяются различные приемы:
-
Педагогический рисунок -линейный -перспективный -штриховой Схемы Таблицы
-
Грамотный педагогический рисунок развивает графи-ческое мышление, наблю-дательность, интерес к рисун-кам, повышает интерес и к самому предмету. Рисунок выполняется в процессе словесного пояснения педагога
-
Линейный самый простой и распространён-ный. В нём предметы и явления изображаются одной сплошной линией без передачи светотеней и объёмной формы
-
перспективный даёт более полное представление о пред-метах
-
-
Штриховой комбинирование коротких линий - (штрихов)
-
-
На уроках с успехом исполь-зуются схемы, которые поз-воляют лучше усвоить ма-териал, т.к. заключают в себя логическую после-довательность излагаемой информации в виде рисунка и чертежей
-
Задача учителя, используя схемы помочь ученикам создавать определённые представления, научить их мыслить, сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы, искать решения, т.к. схемы являются одной из наиболее доступных форм абстракции.
-
ВИДЫ СХЕМ
-
простая указываются понятия без пояснения
-
Простая
Свойства воды безцветная без вкуса без запаха
-
цепочка в схеме понятия распо-лагаются по очеред-ности.
-
Цепочка
Дыхательная система Носовая полость Глотка Легкие
-
комбинированная Наиболее эффективным приёмом на уроке является последовательная зарисовка в тетрадь схемы, которую учитель рисует на доске, т.е схема + рисунок. Так при объяснении процесса развития бабочки – капустницы рекомендуется применять прием - педагогический рисунок в схеме. Учитель в ходе объяснения поэтапно зарисовывает, подписывает данный процесс в виде схемы.
-
-
Ещё одно из эффективных наглядных средств, которое используется на уроках биологии - таблица, в которой последовательно заносится краткая информация об изучаемом объекте.
-
Учитель, излагая новый материал, одновременно с рассказом заполняет таблицу, в которой отражает основные понятия темы. Постепенно при обучении работе с таблицей возрастает доля самостоятельности в выполнении заданий.
-
Для активизации познавательной деятельности учащихся при работе с таблицами применяются следующие приёмы: подбор синонимов к названию таблицы и названию предметов изображенных на ней; составление рассказа и озаглавливание его; придумывание ситуации по опорным словам. Главное во всех этих заданиях - творческий, нестандартный подход к работе с таблицей.
-
Тематическая Системы органов
-
Сравнительная Двудольные и однодольные растения
-
Комбинированная Времена года
-
На этапе закрепления задания усложняются: первую половину таблицы в ходе объяснения материала заполняет учитель, а вторую обучающиеся самостоя-тельно во время работы с текстом учебника. Или учитель пишет в таблице понятие, а обучающиеся записывают пояснение понятий, делают зарисовки
-
изобразительной наглядности на уроках биологии значительно облегчает школьникам с нарушением интеллекта усвоение материала, повышает степень его осознания. Дети учатся использовать наглядные средства для получения знаний. Школьники упражняются в умении давать поясняющий текст при работе со схемами, рисунками, таблицами. Есть и другая сторона: ученик приобретает навыки оформления таблиц, схем, диаграмм, рисунков, позволяющих в иной форме, чем слово, представить те или иные данные. Систематическое применение таких приёмов формирует у обучающихся с нарушением интеллекта умение воспри-нимать объект во всём многообразии.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.