Содержание
-
Урок - лекция
Ф О Т О С И Н Т Е З
-
К. А. Тимирязевписал:
«Дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, солнечного свет и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно – он решит, что вы над ним смеётесь».
О чём говорил учёный?
-
«Природа поставила себе задачей уловить на лету притекающий на Землю свет, превратить эту подвижнейшую из сил природы в твердую форму и собрать ее в запас. Для этого она покрыла земную кору организмами, которые в течение своей жизни поглощают солнечный свет и превращают потребляемую таким образом силу в непрерывно нарастающий запас химической разности. Эти организмы - растения»
Роберт Майер
-
Основополагающий вопрос
Какова роль растений в биосфере?
-
- Фотосинтез, являющийся одним из самых распространенных процессов на Земле, обуславливает природные круговороты углерода, кислорода и других элементов и обеспечивает материальную и энергетическую основу жизни на нашей планете. Фотосинтез является единственным источником атмосферного кислорода.
- Процесс фотосинтеза является основой питания всех живых существ, а также снабжает человечество топливом (древесина, уголь, нефть), волокнами (целлюлоза) и бесчисленными полезными химическими соединениями. Из диоксида углерода и воды, связанных из воздуха в ходе фотосинтеза, образуется около 90-95% сухого веса урожая. Остальные 5-10% приходятся на минеральные соли и азот, полученные из почвы.
- Человек использует около 7% продуктов фотосинтеза в пищу, в качестве корма для животных и в виде топлива и строительных материалов.
-
Опорные точки урока
- История изучения процесса фотосинтеза
- Фотосистемы
- Особенности строения листьев
- Строение хлоропластов
- Фазы фотосинтеза
- световая фаза
- темновая фаза
- Общая схема фотосинтеза
- Влияние на скорость фотосинтеза различных факторов
- Значение фотосинтеза
-
Основные понятия урока
- Фотосинтез
- фотосистема
- Хлоропласты
- Тилакоиды
- Граны
- Строма
- Ламеллы
- Световая фаза
- Темновая фаза
- Фосфорилирование
- Цикл Кальвина
-
- В чём заключается суть опыта Д. Пристли (18 августа 1772 год)?
- В чём заключается суть опыта Ван Гельмонта?
-
История изучения процесса фотосинтеза
- Ян ванГельмонт. XVII век. Эксперимент по выращиванию ивы в кадке. Вывод: растение образует все вещества из воды.
- МерчеллоМальпиги. 1667 год. Растение перестает развиваться, если у проростков тыквы оборвать первые зародышевые листочки. Вывод: под действием солнечных лучей в листьях растений происходят какие-то преобразования и испаряется вода.
-
Джозеф Пристли. 1772 год. Знаменитый опыт со свечой и мятой. Вывод: растение улучшает воздух и делает его пригодным для дыхания и горения. Первое предположение о роли света в жизнедеятельности растений.
-
- Жан Сенебье. 1800 год. Установил, что листья разлагают углекислый газ под действием сол-нечного света.
- Вторая половина XIX века. Получена спирто-вая вытяжка зеленого цвета с сильной крова-во-красной флюоресценцией. Это вещество названо хлорофиллом.
- Роберт Майер. Вывод: количество отлагающе-гося в растениях углерода должно зависеть от количества падающего на растение света.
-
Климент Аркадьевич Тимирязев.
- Исследовал влияние различных участков солнечного света процесс фотосинтеза.
- Вывод: процесс фотосинтеза идет интенсивно в красных лучах; интенсивность фотосинтеза соответствует поглощению света хлорофиллом; усваивая углерод, растение усваивает и солнечный свет, переводя его энергию в энергию органических веществ.
- Лондонское королевское общество.1903 год.
- Лекция «Космическая роль растений»
-
Фотосистемы
- Фотосистема – I. Фотосинтезирующие бактерии.
- СО2 + 2Н2S + световая энергия (СН2О)+Н2О+2S
- Фотосистема – II. От сине-зеленых водорослей до настоящих растений.
- СО2 +2Н2О +световая энергия (СН2О) +Н2О+О2
-
Особенности строения листьев
- Плоские, широкие, большая поверхность
- Эпидермис – бесцвет-ный защитный слой с устьицами
- Тонкостенные клетки ассимиляционной тка-ни
- Сосудисто-волокнистые пучки
-
1. Растение обильно полить.2. На 2 – 3 дня поставить в тёмный шкаф.3. Проверить есть ли в листьях
крахмал:срезать лист и опустить на 2 – 3 мин. в кипяток, затем в горячий спирт.4. Залить лист слабым раствором иодной пробы.ВЫВОД: Окраска листа не изменилась, или приобрела бледно – жёлтый цвет.5. Покрыть лист с обеих сторон плотной бумагой.6. Растение выставить на солнечный или электрический свет.7. Через сутки повторить опыт ВЫВОД: Лист окрасился в фиолетовый (тёмно – синий) цвет, кроме участка листа, который был накрыт бумагой. Значит крахмал образовался только в той части листа, которая была освещена.
-
Что необходимо для фотосинтеза?
- Н2О с минеральными веществами
- Е солнца
- СО2
- хлорофилл
-
Строение хлоропластов
- Двумембранные органоиды
- Внутренняя часть строма
- Тилакоиды – мембраные компоненты, образу-ющие граны
- Ламеллы (одиночные тилакоиды) соединяют граны
- У высших растений эллиптической формы
- В зависимости от освещенности меняют свое положение
-
- тилакоид
- грана
- строма
- Хлоропласт
- хлорофилл
- наружная и внутренняя мембрана
-
Виды хлорофилла
- Наиболее распространены хлорофиллы а, b
- Хлорофилл а – желто-зеленая окраска, поглощает свет наиболее интенсивно в красном и ультрафиолетовом спектрах. Имеется у всех растений.
- Хлорофилл b – сине-зеленого цвета поглощает энергию в фиолетовом спектре, значительно меньше в красном. Встречается у высших растений и зеленых водорослей.
- Хлорофилл с – зеленой окраски есть у бурых и некоторых одноклеточных водорослей.
-
-
Фазы фотосинтеза - световая фаза
-
Протекающие реакции
- Разложение воды под действием энергии света
- Образование водорода и выделение свободного кислорода
- Накопление энергии в результате синтеза АТФ
- Связывание водорода с переносчи-ком
-
Фазы фотосинтеза. Темновая фаза
-
ТЕМНОВАЯ фаза
- Место:
- строма
- Цикл Кальвина
- 2НАДФ
- АДФ
- крахмал
- целлюлоза
- белки
- липиды
- полимеризация
- На образование С6Н12О6
- необходимо 6 оборотов
- цикла Кальвина:
- 6СО2, 12 Н, 18АТФ
- 2АДФ
- Цикл
- Кальвина
-
Протекающие реакции
- Фиксация углекислого газа
- Восстановление углекислого газа водородом
- Синтез глюкозы за счет энер-гии АТФ
-
Общая схема фотосинтеза
-
Влияние на скорость фотосинтеза различных факторов
- Длина световой волны
- Степень освещенности
- Концентрация углекислого газа
- Температура
- Вода
-
Значение фотосинтеза
Значение фотосинтеза
- Используется 1% падающей энергии, продуктивность около 1 г на 1 кв. м.
- Выделяется кислорода при фотосинтезе в 20-30 раз больше, чем поглощается при дыхании.
- Без фотосинтеза запас кислорода был бы израсходован в течение 3 000 лет.
-
Все ли растения способны к фотосинтезу?
РОСЯНКА
-
Саррацерия пурпурная
-
Венерина мухоловка(Dionaeamuscipula) - насекомоядное растение, способное питаться с помощью
фотосинтеза, встречается в районах песчаных кустарниковых болот в прибрежной части Северной и Южной Каролины. Частые в этих местах пожары уничтожают конкурирующие с мухоловкой растения и приводят к дефициту азота в почве.
А венерина мухоловка, обладая уникальным приспособлением для ловли насекомых, получает дополнительный источник незаменимых питательных веществ (главным образом азота и фосфора), которых лишены растения, добывающие их из почвы.
-
НЕПЕНТЕС
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.