Презентация на тему "Функция коры БП"

Презентация: Функция коры БП
1 из 81
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Функция коры БП", адресованная студентам. Автор подробно описывает работы коры полушарий мозга и нарушениями в психике пациента в зависимости от сбоев работы отдельных участков мозга.

Краткое содержание

  • Группы нейронов
  • Функционирование коры БП
  • Врожденные программы
  • Морфологические основы
  • Первичная проекционная зона
  • Вторичная проекционная зона
  • Третичная проекционная зона
  • Приобретенные программы
  • Виды приобретенных программ

Содержание

  • Презентация: Функция коры БП
    Слайд 1

    Функции коры больших полушарий

    • Объем коры 600мм3, толщина 1,5 – 4,6мм, 109 – 1010 нейронов.
    • Нейроны образуют 6 слоев.
    • Функционально нейроны можно разделить на три группы.
  • Слайд 2

    1) Сенсорные нейроны. Воспринимают сигналы от специфических ядер таламуса (от сенсорных путей в III – IV слои коры).

    2) Моторные или эффекторные нейроны, пирамидные (V – VI слой).

    3) Контактные или промежуточные.

  • Слайд 3

    По особенностям клеточного состава кору больших полушарий разделяют на участки – поля. Наиболее распространена классификация полей по Бродману (53 поля).

  • Слайд 4

    Функционирование коры БП

    Кора осуществляет как врожденные, так и приобретенные программы поведения.

  • Слайд 5

    I) Врожденные программы

    • Представляют собой безусловные рефлексы различной степени сложности.
    • Осуществляются деятельностью отдельных центров и их интеграцией.
  • Слайд 6

    Морфологически основой для такой деятельности является:

    1) наличие в коре представительства всех анализаторных систем;

    2) корковое представительство произвольного управления скелетными мышцами;

  • Слайд 7

    3) наличие коркового представительства внутренних органов.

  • Слайд 8

    В коре головного мозга существуют проекционные зоны

  • Слайд 9

    Первичная проекционная зона

    – центральная часть коркового отдела анализатора. Это дифференцированные нейроны, получают информацию от релейных ядер таламуса.

    • Обеспечивают высший анализ и синтез информации.
    • Формируют ощущения одного качества.
  • Слайд 10

    Вторичная проекционная зона

    - имеет полимодальные нейроны. Расположена вокруг первичной, получает импульсы от нескольких первичных проекционных зон.

    - Обеспечивает сложное восприятие, опознание.

  • Слайд 11

    Третичная проекционная зона -

    ассоциативная - это полимодальные нейроны, разбросанные по всей коре головного мозга. Получают импульсы от ассоциативных ядер таламуса. Здесь конвергируют импульсы различной модальности.

  • Слайд 12

    Обеспечивает связи между различными анализаторами и играют роль в формировании условных рефлексов.

  • Слайд 13

    II) Приобретенные программы

  • Слайд 14
    • Вырабатываются в процессе деятельности.
    • Имеют индивидуальный характер,
    • так как их выработка зависит от особенностей восприятия и обработки информации.
  • Слайд 15

    Виды приобретенных программ

    • Приобретенные программы бывают жесткие с заранее известным результатом
    • и вероятностные с вероятностным программированием результата.
  • Слайд 16
    • Формирование и реализация приобретенных программ
    • осуществляется на основе выработки условных рефлексов,
    • которые являются проявлением психики.
  • Слайд 17

    Психическая деятельность мозга..

  • Слайд 18

    Психика – это системное свойство мозга.

    Основное значение психических процессов состоит в приспособление человека и животных к внешней среде

  • Слайд 19

    Психическая деятельность мозга.

  • Слайд 20

    Психика

    • Это системное свойство мозга.
    • Основное значение психических процессов состоит в приспособление человека и животных к внешней среде.
  • Слайд 21

    Виды психических процессов

    • Внимание – состояние активного бодрствования.
    • Характеризуется готовностью ответить на стимул.
    • В основе внимания лежит ориентировочный рефлекс.
  • Слайд 22

    Выделяют 2 вида внимания:

    • Непроизвольное – врожденный процесс восприятия раздражителей без усилий человека.
    • Произвольное – волевое, подчиняется воле. Ведущую роль играют лобные доли.
  • Слайд 23

    Ощущение

    • Форма непосредственного отражения в сознании человека
    • отдельных свойств предметов и явлений реальной действительности,
    • воздействующих на человека в данный момент.
  • Слайд 24
    • Всякое ощущение характеризуется качеством, силой и длительностью.
    • В зависимости от качества различают зрительные, слуховые ощущения и так далее.
  • Слайд 25

    Восприятие

    • Активный процесс целостного (чувствительного) отражения предметов и явлений внешнего мира.
    • Возникает при воздействии раздражителя на рецепторы сенсорных систем.
    • Восприятие носит избирательный характер.
  • Слайд 26

    Эмоции (чувства)

    Субъективная реакция на внутренние или внешние раздражители.

  • Слайд 27

    С позиций экспериментальной психологии различают следующие фундаментальные эмоции, характерные для человека

  • Слайд 28
    • отвращение
    • радость
    • страх
    • презрение
    • удивление
    • вина
    • гнев
    • горе
    • стыд
    • интерес
  • Слайд 29
  • Слайд 30
  • Слайд 31
  • Слайд 32
  • Слайд 33
  • Слайд 34
  • Слайд 35
  • Слайд 36
  • Слайд 37

    В генезе положительных эмоций важная роль принадлежит энкефалинам и эндорфинам.

    - отрицательных – вещество Р.

  • Слайд 38

    Мышление

    • Это процесс познания и накопления информации, опыта и оперирования знанием.
    • Мыслительная деятельность связана с языком.
    • Слово – основное орудие мышления
  • Слайд 39

    Виды мышления.

    • 1) Элементарное (конкретное).
    • Физиологическая основа – I сигнальная система.
    • Проявляется в адекватном целесообразном поведении,
    • направленном на удовлетворение биологических потребностей.
  • Слайд 40

    2) Абстрактное

    • – отвлеченно – понятийная форма мышления,
    • развивается на основе II сигнальной системы,
    • формирует понятие.
  • Слайд 41

    3) Словесно – логическое мышление

    – основано на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев.

    Есть и другие классификации мышления.

  • Слайд 42

    Сознание

  • Слайд 43

    Это идеальное субъективное отражение реальной действительности с помощью мозга.

    • Сознание – высшая функция мозга.
    • Оперирование знаниями позволяет вести диалог:

    - с самим собой;

    - с другими людьми;

    - с другими поколениями.

  • Слайд 44

    Основные психические функции

    – познавательная, самоощущение и самосознание.

  • Слайд 45

    Познавательная

    Отражение внешнего мира реализуется в виде ощущений, представлений, понятий.

  • Слайд 46

    Самоощущение и самосознание

    Основой является внутренняя чувствительность – синестезия. Реализуется в виде:

    1) самочувствия;

    2) чувства собственной свободы;

    3) уверенности в смысле жизни.

  • Слайд 47

    Функции лобных долей.

    Лобные доли не выполняют чувствительных и двигательных функций (исключение – центры речи и письма).

  • Слайд 48

    Они участвуют в формировании личностных качеств:

    1) потребности (влечения);

    2) восприятия, памяти, эмоциональном окрашивании при целенаправленной деятельности;

    3) творческих процессов планирования и решения задач.

  • Слайд 49

    При повреждении лобных долей изменяется стратегия поведения.

  • Слайд 50

    Отдельные нарушения функций и состояний.

  • Слайд 51

    1) Интеллект

    • Больные справляются с большинством стандартных тестов на интеллект,
    • но у них наблюдается потеря воли, целеустремленности, деликатности в достижении цели,
    • они не могут прогнозировать свои действия.
  • Слайд 52

    2) Психическая неустойчивость (эмоции и поведение).

    • Для больных характерна импульсивность, расторможенность, раздражительность, эйфория.
    • Они грубы, легкомысленны, часто вступают в конфликты.
  • Слайд 53

    3) Двигательные реакции (жесткие программы).

    • Сохраняется тенденция к повторению двигательного акта, хотя этого уже не требуется.
    • Часто проявляется патологическая настойчивость (упрямство) в выполнении двигательных тестов.
  • Слайд 54
    • При необходимости смены поведения в соответствие с обстоятельствами,
    • сознают ошибки, но не могут подчинить свои действия разуму.
  • Слайд 55

    Синдром поражения лобных долей.

  • Слайд 56
    • Проявляется в виде невроза навязчивости,
    • для которого характерны стойкие, возобновляющиеся мысли, представления (непреодолимое желание мыть руки, протирать мебель, проверять, закрыты ли двери).
    • Причем сам человек осознает их как назойливые и бессмысленные.
  • Слайд 57
    • При всем прочем эти больные вполне разумные люди.
    • В США неврозом навязчивых состояний страдает 4 – 6 млн. людей.
  • Слайд 58

    Предполагаемые механизмы:

    1) нарушение связей базальных ганглиев с лобными долями

    БЯ являются хранилищем стандартных форм поведения,

    .

  • Слайд 59
    • 2) уменьшение содержания серотонина в синапсах.
    • Серотонинчувствительные нейроны представлены в лобных долях и особенно в базальных ганглиях.
    • Подавляют проведение сигналов из лобных долей в базальные ганглии.
  • Слайд 60

    Формы деятельность полушарий головного мозга и типологические характеристики.

  • Слайд 61
    • 1) Как единое целое при осуществлении простых актов (оценка слуховой, зрительной информации, управление жеванием и так далее).
    • 2) Функциональная специализация: каждое полушарие специализируется в своей сфере деятельности.
  • Слайд 62

    3) Асимметрия в деятельности:

    • проявляется в виде различных взаимоотношений полушарий.
    • В каждый из моментов действует то одно, то другое, то оба вместе.
  • Слайд 63

    Характеристика функциональной специализации

  • Слайд 64

    Между полушариями существует разделение ответственности за:

    • речь,
    • память,
    • эмоциональный тонус
    • эмоциональное окрашивание задач и поведения,
    • элементы и типы мышления.
  • Слайд 65

    Левое полушарие обеспечивает

    • Восприятие и воспроизведениесмысловых сигналов:
    • 1) Центр восприятия речи в ВВИ (центр Вернике).
    • При нарушении пациент слышит, но не понимает.
    • Нарушен и контроль над содержанием речи.
  • Слайд 66
    • 2) Центр чтения – анализатор смысла (угловая извилина).
    • 3) Центр произнесения – центр Брока (II и III лобные извилины).
    • При нарушении – понимает, но говорить не может.
  • Слайд 67

    4) Центр письма – средняя лобная извилина, задний ее отдел.

  • Слайд 68

    Правое полушарие

    • Восприятие смысловых сигналов,контроль воспроизведения:
    • 1) Восприятие смысловой нагрузки речи, создание мелодий.
    • 2) Восприятие интонационных характеристик (шум дождя).
    • 3) Интонационное окрашивание речи.
    • 4) Умеряет избыточную активность речи.
  • Слайд 69

    Память Левое полушарие

    • на абстрактные явления
    • При нарушении пациент не помнит год, число, месяц.
  • Слайд 70

    Правое полушарие

    • На образные явления.
    • При нарушении не узнает конкретные изображения (тест – не может пририсовать к рисунку недостающую часть),
    • не ориентируется в наглядной ситуации.
  • Слайд 71

    ЭмоцииЛевое полушарие

    • Положительный эмоциональныйтонус:
    • 1) хорошее самочувствие;
    • 2) приветливость с людьми, общительность, оптимистичность;
    • 3) чувства отличаются сдержанностью и умеренностью.
  • Слайд 72

    Правое полушарие

    • Отрицательный эмоциональный тонус.
    • 1) острое восприятие мира, явлений – тонко чувствуют, склонны к эмоционально окрашенным переживаниям;
  • Слайд 73

    2) при повышении активности полушария - жалобы на самочувствие, мрачное настроение.

    Пессимисты.

  • Слайд 74

    Элементы мышленияЛевое полушарие

    Абстрактно-логическое.

    1) склонность к анализу:

    а) упорядочивают и систематизируют информацию;

    б) принцип работы – от общего к частному;

    в) тяготеют к теоретической деятельности, высокая целеустремленность, способность к прогнозированию событий.

  • Слайд 75

    Тип «мыслителя», так как преобладает абстрактно-логическое мышление.

  • Слайд 76

    Правое полушарие

    Образное.

    1) Склонны к созерцательности жизни.

    2) Тяготеют к конкретным видам деятельности

  • Слайд 77

    Тип «художественный», так как преобладает конкретно-чувственное мышление.

  • Слайд 78

    Психические функции:

    а) левое полушарие – выработка и реализация вероятностных программ.

    Осознание собственной психической деятельности и изменения ее.

  • Слайд 79

    б) правое полушарие

    – реализация жестких программ в виде автоматизированной деятельности.

  • Слайд 80

    До 80% людей относятся к среднему типу.

    Характеризуются тем, что обладают свойствами лево – и правополушарных людей.

  • Слайд 81

    Эмоциональные проявления

    • При смене доминирующего полушария, отмечается смена настроения
    • (иногда до резкого перепада).
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке