Содержание
-
Функции коры больших полушарий
- Объем коры 600мм3, толщина 1,5 – 4,6мм, 109 – 1010 нейронов.
- Нейроны образуют 6 слоев.
- Функционально нейроны можно разделить на три группы.
-
1) Сенсорные нейроны. Воспринимают сигналы от специфических ядер таламуса (от сенсорных путей в III – IV слои коры).
2) Моторные или эффекторные нейроны, пирамидные (V – VI слой).
3) Контактные или промежуточные.
-
По особенностям клеточного состава кору больших полушарий разделяют на участки – поля. Наиболее распространена классификация полей по Бродману (53 поля).
-
Функционирование коры БП
Кора осуществляет как врожденные, так и приобретенные программы поведения.
-
I) Врожденные программы
- Представляют собой безусловные рефлексы различной степени сложности.
- Осуществляются деятельностью отдельных центров и их интеграцией.
-
Морфологически основой для такой деятельности является:
1) наличие в коре представительства всех анализаторных систем;
2) корковое представительство произвольного управления скелетными мышцами;
-
3) наличие коркового представительства внутренних органов.
-
В коре головного мозга существуют проекционные зоны
-
Первичная проекционная зона
– центральная часть коркового отдела анализатора. Это дифференцированные нейроны, получают информацию от релейных ядер таламуса.
- Обеспечивают высший анализ и синтез информации.
- Формируют ощущения одного качества.
-
Вторичная проекционная зона
- имеет полимодальные нейроны. Расположена вокруг первичной, получает импульсы от нескольких первичных проекционных зон.
- Обеспечивает сложное восприятие, опознание.
-
Третичная проекционная зона -
ассоциативная - это полимодальные нейроны, разбросанные по всей коре головного мозга. Получают импульсы от ассоциативных ядер таламуса. Здесь конвергируют импульсы различной модальности.
-
Обеспечивает связи между различными анализаторами и играют роль в формировании условных рефлексов.
-
II) Приобретенные программы
-
- Вырабатываются в процессе деятельности.
- Имеют индивидуальный характер,
- так как их выработка зависит от особенностей восприятия и обработки информации.
-
Виды приобретенных программ
- Приобретенные программы бывают жесткие с заранее известным результатом
- и вероятностные с вероятностным программированием результата.
-
- Формирование и реализация приобретенных программ
- осуществляется на основе выработки условных рефлексов,
- которые являются проявлением психики.
-
Психическая деятельность мозга..
-
Психика – это системное свойство мозга.
Основное значение психических процессов состоит в приспособление человека и животных к внешней среде
-
Психическая деятельность мозга.
-
Психика
- Это системное свойство мозга.
- Основное значение психических процессов состоит в приспособление человека и животных к внешней среде.
-
Виды психических процессов
- Внимание – состояние активного бодрствования.
- Характеризуется готовностью ответить на стимул.
- В основе внимания лежит ориентировочный рефлекс.
-
Выделяют 2 вида внимания:
- Непроизвольное – врожденный процесс восприятия раздражителей без усилий человека.
- Произвольное – волевое, подчиняется воле. Ведущую роль играют лобные доли.
-
Ощущение
- Форма непосредственного отражения в сознании человека
- отдельных свойств предметов и явлений реальной действительности,
- воздействующих на человека в данный момент.
-
- Всякое ощущение характеризуется качеством, силой и длительностью.
- В зависимости от качества различают зрительные, слуховые ощущения и так далее.
-
Восприятие
- Активный процесс целостного (чувствительного) отражения предметов и явлений внешнего мира.
- Возникает при воздействии раздражителя на рецепторы сенсорных систем.
- Восприятие носит избирательный характер.
-
Эмоции (чувства)
Субъективная реакция на внутренние или внешние раздражители.
-
С позиций экспериментальной психологии различают следующие фундаментальные эмоции, характерные для человека
-
- отвращение
- радость
- страх
- презрение
- удивление
- вина
- гнев
- горе
- стыд
- интерес
-
-
-
-
-
-
-
-
-
В генезе положительных эмоций важная роль принадлежит энкефалинам и эндорфинам.
- отрицательных – вещество Р.
-
Мышление
- Это процесс познания и накопления информации, опыта и оперирования знанием.
- Мыслительная деятельность связана с языком.
- Слово – основное орудие мышления
-
Виды мышления.
- 1) Элементарное (конкретное).
- Физиологическая основа – I сигнальная система.
- Проявляется в адекватном целесообразном поведении,
- направленном на удовлетворение биологических потребностей.
-
2) Абстрактное
- – отвлеченно – понятийная форма мышления,
- развивается на основе II сигнальной системы,
- формирует понятие.
-
3) Словесно – логическое мышление
– основано на рассуждении, состоящем из последовательного ряда логических звеньев.
Есть и другие классификации мышления.
-
Сознание
-
Это идеальное субъективное отражение реальной действительности с помощью мозга.
- Сознание – высшая функция мозга.
- Оперирование знаниями позволяет вести диалог:
- с самим собой;
- с другими людьми;
- с другими поколениями.
-
Основные психические функции
– познавательная, самоощущение и самосознание.
-
Познавательная
Отражение внешнего мира реализуется в виде ощущений, представлений, понятий.
-
Самоощущение и самосознание
Основой является внутренняя чувствительность – синестезия. Реализуется в виде:
1) самочувствия;
2) чувства собственной свободы;
3) уверенности в смысле жизни.
-
Функции лобных долей.
Лобные доли не выполняют чувствительных и двигательных функций (исключение – центры речи и письма).
-
Они участвуют в формировании личностных качеств:
1) потребности (влечения);
2) восприятия, памяти, эмоциональном окрашивании при целенаправленной деятельности;
3) творческих процессов планирования и решения задач.
-
При повреждении лобных долей изменяется стратегия поведения.
-
Отдельные нарушения функций и состояний.
-
1) Интеллект
- Больные справляются с большинством стандартных тестов на интеллект,
- но у них наблюдается потеря воли, целеустремленности, деликатности в достижении цели,
- они не могут прогнозировать свои действия.
-
2) Психическая неустойчивость (эмоции и поведение).
- Для больных характерна импульсивность, расторможенность, раздражительность, эйфория.
- Они грубы, легкомысленны, часто вступают в конфликты.
-
3) Двигательные реакции (жесткие программы).
- Сохраняется тенденция к повторению двигательного акта, хотя этого уже не требуется.
- Часто проявляется патологическая настойчивость (упрямство) в выполнении двигательных тестов.
-
- При необходимости смены поведения в соответствие с обстоятельствами,
- сознают ошибки, но не могут подчинить свои действия разуму.
-
Синдром поражения лобных долей.
-
- Проявляется в виде невроза навязчивости,
- для которого характерны стойкие, возобновляющиеся мысли, представления (непреодолимое желание мыть руки, протирать мебель, проверять, закрыты ли двери).
- Причем сам человек осознает их как назойливые и бессмысленные.
-
- При всем прочем эти больные вполне разумные люди.
- В США неврозом навязчивых состояний страдает 4 – 6 млн. людей.
-
Предполагаемые механизмы:
1) нарушение связей базальных ганглиев с лобными долями
БЯ являются хранилищем стандартных форм поведения,
.
-
- 2) уменьшение содержания серотонина в синапсах.
- Серотонинчувствительные нейроны представлены в лобных долях и особенно в базальных ганглиях.
- Подавляют проведение сигналов из лобных долей в базальные ганглии.
-
Формы деятельность полушарий головного мозга и типологические характеристики.
-
- 1) Как единое целое при осуществлении простых актов (оценка слуховой, зрительной информации, управление жеванием и так далее).
- 2) Функциональная специализация: каждое полушарие специализируется в своей сфере деятельности.
-
3) Асимметрия в деятельности:
- проявляется в виде различных взаимоотношений полушарий.
- В каждый из моментов действует то одно, то другое, то оба вместе.
-
Характеристика функциональной специализации
-
Между полушариями существует разделение ответственности за:
- речь,
- память,
- эмоциональный тонус
- эмоциональное окрашивание задач и поведения,
- элементы и типы мышления.
-
Левое полушарие обеспечивает
- Восприятие и воспроизведениесмысловых сигналов:
- 1) Центр восприятия речи в ВВИ (центр Вернике).
- При нарушении пациент слышит, но не понимает.
- Нарушен и контроль над содержанием речи.
-
- 2) Центр чтения – анализатор смысла (угловая извилина).
- 3) Центр произнесения – центр Брока (II и III лобные извилины).
- При нарушении – понимает, но говорить не может.
-
4) Центр письма – средняя лобная извилина, задний ее отдел.
-
Правое полушарие
- Восприятие смысловых сигналов,контроль воспроизведения:
- 1) Восприятие смысловой нагрузки речи, создание мелодий.
- 2) Восприятие интонационных характеристик (шум дождя).
- 3) Интонационное окрашивание речи.
- 4) Умеряет избыточную активность речи.
-
Память Левое полушарие
- на абстрактные явления
- При нарушении пациент не помнит год, число, месяц.
-
Правое полушарие
- На образные явления.
- При нарушении не узнает конкретные изображения (тест – не может пририсовать к рисунку недостающую часть),
- не ориентируется в наглядной ситуации.
-
ЭмоцииЛевое полушарие
- Положительный эмоциональныйтонус:
- 1) хорошее самочувствие;
- 2) приветливость с людьми, общительность, оптимистичность;
- 3) чувства отличаются сдержанностью и умеренностью.
-
Правое полушарие
- Отрицательный эмоциональный тонус.
- 1) острое восприятие мира, явлений – тонко чувствуют, склонны к эмоционально окрашенным переживаниям;
-
2) при повышении активности полушария - жалобы на самочувствие, мрачное настроение.
Пессимисты.
-
Элементы мышленияЛевое полушарие
Абстрактно-логическое.
1) склонность к анализу:
а) упорядочивают и систематизируют информацию;
б) принцип работы – от общего к частному;
в) тяготеют к теоретической деятельности, высокая целеустремленность, способность к прогнозированию событий.
-
Тип «мыслителя», так как преобладает абстрактно-логическое мышление.
-
Правое полушарие
Образное.
1) Склонны к созерцательности жизни.
2) Тяготеют к конкретным видам деятельности
-
Тип «художественный», так как преобладает конкретно-чувственное мышление.
-
Психические функции:
а) левое полушарие – выработка и реализация вероятностных программ.
Осознание собственной психической деятельности и изменения ее.
-
б) правое полушарие
– реализация жестких программ в виде автоматизированной деятельности.
-
До 80% людей относятся к среднему типу.
Характеризуются тем, что обладают свойствами лево – и правополушарных людей.
-
Эмоциональные проявления
- При смене доминирующего полушария, отмечается смена настроения
- (иногда до резкого перепада).
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.