Содержание
-
Интегрированный урок по русскому языку и биологии в 9 классе«Глобальные экологические проблемы современности».
Учитель русского языка и литературы: Банникова Александра Владимировна Учитель биологии: Сергеева Татьяна Борисовна ГБОУ СОШ № 443
-
Цели и задачи:
сформулировать наиболее значимые экологические проблемы; проанализировать причины их возникновения; наметить пути их решения; предложить принципы, которыми должен руководствоваться человек в отношениях с природой; продемонстрировать умение воспринимать информацию, содержащуюся в текстах; анализировать содержание текста публицистического стиля. Создание экологического буклета, который станет вкладом в формирование экологической культуры людей.
-
-
Ход урока.
1 этап. (Учитель биологии) Здравствуйте ребята. Садитесь. Тема, которой мы посвятим сегодня наш урок актуальная, жизненно важная для всего живого на нашей планете, а что может быть важнее для человека, чем Земля, на которой мы живем. Я в руках держу хорошо вам известную модель земного шара. Для меня Земля – это живая планета, на которой жизнь продолжается уже более 4 млрд. лет, не прерываясь. А что для каждого из вас из вас значит Земля? Продолжите, пожалуйста, фразу «Для меня – земля – это…..». Все ваши высказывания можно обобщить одним предложением: «Земля – это наш общий дом». К сожалению, не все благополучно во взаимоотношениях человека и планеты. Люди используют природные богатства, изменяя природу, и иногда это приводит к экологическим проблемам.
-
-Какие экологические проблемы современности вы можете назвать? (беседа). Эти проблемы могут затрагивать большие территории и многие государства и тогда их называют глобальными. Тема нашего урока: « Глобальные экологические проблемы современности». Итак, задача каждой команды представить свою экологическую проблему наиболее подробно, предложить пути её решения (три команды, соответственно три проблемы: «Озоновая дыра», «Парниковый эффект», «Кислотные дожди»). Итогом работы будет создание электронной версии экологического буклета, который станет вашим вкладом в формирование экологической культуры людей, окружающих вас. Помимо знаний по биологии и экологии вы должны продемонстрировать умение воспринимать информацию, содержащуюся в текстах, анализировать содержание текста публицистического стиля.
-
2 этап. (Учитель русского языка)
Перед тем, как начать работу с текстом необходимо его сжать, оставив только основную информацию. Выступление должно вызывать интерес команд-участников, побудить к определённому действию, волновать каждого, не оставив никого равнодушным. -Как вы думаете, какой стиль речи этому способствует (ответы учеников) - Конечно же речь идёт о публицистическом стиле. Его характерные особенности мы и должны выявить, чтобы в дальнейшем применить их на практике работы с вашими текстами
-
Взгляните на доску
На интерактивной доске печатный текст: Новое - это не только хорошо забытое, но и хорошо переработанное старое. Одной из главных проблем современности является утилизация и переработка ТБО – твёрдых бытовых отходов. До сих пор сложно говорить о кардинальных изменениях в этой области в нашей стране. Что же касается европейских стран и США, то там люди давно пришли к выводу, что ресурсный потенциал ТБО нужно не уничтожать, а использовать. Нельзя подходить к проблеме ТБО как к борьбе с мусором, ставя задачу любой ценой избавиться от него. Уже ни для кого не новость, что на улицах западноевропейских городов установлены разноцветные контейнеры для селективного сбора мусора (стекло, макулатура и т.д.). При этом четко распределяются обязанности, и ответственность сторон с учетом общей прибыли». -Прочитайте текст. (ученик читает вслух для всех).
-
Какая лексика позволяет нам судить о том, к какому стилю речи относится данный текст? (Использование фразеологизма «Новое – это хорошо забытое…», эмоциональный акцент на теме текста: «Одной из главных…», «кардинальные изменения…», применение профессиональной лексики: «селективный сбор», "проблема ТБО") -С помощью чего автор добивается предельной ясности проблемы, её понимания читателем? ( Приводит факты, статистические данные, информацию о том, как её решают в других странах). И ещё одним не менее важным фактором является объём текста. Обратите внимание - объём небольшой, а информация в нём исключительно самая ценная для понимания проблемы и способов её решения. -Таким образом, вспомним, какие способы сжатия текста необходимо использовать вам для подобной ясности? (ответы учеников: обобщение, упрощение, исключение) Каждый способ обсуждается отдельно. Результат работы: сжатие исходного текста (т.е. текста с доски).
-
3 этап. (Учитель биологии)
Продолжая работу над формулировкой глобальных экологических проблем и выявления причин экологических кризисов, я предлагаю выполнить практикум. Каждая группа заранее получила задание собрать материал по одной из экологических проблем. Так как вы будете работать в группе, то целесообразней распределить обязанности каждому из вас. Работа в группах по отбору содержания, необходимого для буклета текста и подготовка выступлений. 4 этап. Выступление представителей команд.
-
5 этап. (Учитель русского языка).
Тексты у вас готовы, теперь ваша задача- с помощью интернет - ресурсов, либо с помощью заранее заготовленных вами шаблонов создать экологический буклет. Учащимся подробно рассказывается о том, что такое буклет, как он должен выглядеть. Им остаётся вставить информацию (переработанные тексты в буклет, поработать с оформлением, придумать название буклета.
-
6 этап. Выступление участников команд с буклетами. Их представление и защита. ( буклеты сохраняются ребятами на флешках, выводятся на интерактивную доску). Вопросы задают участники других команд.
-
-
7 этап. Подведение итогов, выставление оценок
Сегодня вы проделали огромную работу. Работу по пропагандированию защиты экологии от влияний извне, природы, планеты Земля.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.