Содержание
-
Изменения в экосистемах.Саморазвитие экосистемы.
-
Цели урока:
Расширить знания экосистемы,ее закономерности. Выявить закономерности изменчивости биогеоценозов,основные факторы,которые эти изменения вызывают; Убедиться в том,что знания об изменениях в природных биоценозах необходимы для их охраны.
-
Задачи:
Образовательная: показать многообразие межвидовых взаимоотношений,определить их значения в природе и жизни человека; Развивающая: формировать умения и навыки групповой самостоятельной работы,выделять главное,формировать выводы; Воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания.
-
Биологические термины.
Экология Абиотические факторы Конкуренция Антропогенные факторы Паразитизм Среда обитания Биотические факторы Хищничество Мутуализм Комменсализм
-
Проверь себя:
Наука,изучающая закономерности взаимоотношений живых организмов между собой и с окружающей их средой. Это элементы неживой природы,влияющие на живой организм:свет,темпера тура,влажность,химический состав воды и др. Комплекс окружающих условий,влияющих на организмы. Это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на жизнедеятельность других.
-
Вид взаимоотношения, сталкивание, соперничество, соревнование. Те воздействия на природу,которые являются следствием деятельности человека. Взаимосвязь между видами,при которой организмы одного вида живут за счет другого вида в течение определенного времени. Взаимоотношения популяций,при котором представители одного вида поедают другого. Симбиотические отношения,при котором наблюдаются устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов. Взаимоотношения,при котором один вид получает какое-либо преимущество,выгоду, не принося другому ни вреда,ни пользы.
-
Часть 1
А1.Взаимодействие бобовых растений и клубеньковых бактерий называется: 1).Конкуренцией 2).Паразитизмом 3).Хищничеством 4).Симбиозом
-
Ответ:
Клубеньковые бактерии обитают в корнях бобовых растений, образуя разрастания корня-клубенек.Клубеньковые бактерии усваивают атмосферный азот,который в связанной форме может использоватся растениями.Для растений существование бактерий в их корнях выгодно,за счет их присутствия они могут расти на почвах бедных азотом.Бактерии,обитая в корнях,с одной стороны,получают защиту, с другой,могут использовать питательные вещества,находящиеся в корне.То есть,для бактерий такое совместное существование тоже выгодно.Мы имеем дело с взаимовыгодным сожительством-симбиозом. Верен ответ -4
-
Часть 2
Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке возрастания. В1. К абиотическим факторам относятся: 1)Влажность 2)Симбиоз 3)Сила ветра 4)Наличие определенных течений в океане 5)Паразитизм 6)Хищничество
-
Ответ:
Абиотические факторы-это элементы неживой природы,влияющие на живой организм. В данном задании элементами неживой природы являются: влажность,сила ветра и океанические течения. Соответственно, верный ответ: 1 3 4
-
Задания на сопоставление биологических обьектов,процессов,явлений.
В4. Установите соответствие между биологическими факторами и примерами организмов: Примеры: А)Аскарида и человек Б)Клубеньковые бактерии и люпин В)Подберезовик и береза Г)Малярийный плазмодий и человек Д)Лишайник Вид биологического фактора 1)симбиоз 2)паразитизм
-
Ответ:
Аскарида-это паразитический круглый червь, следовательно, А-2 .Совместное существование клубеньковых бактерий и бобового растения люпина, а также сосуществование березы и подберезовика- это пример симбиоза, соответственно- Б-1. В-1. Малярийный плазмодий вызывает у человека малярию, соответственно,он является паразитом Г-2. Лишайник представляется собой симбиотический организм, в состав которого входит гриб и водоросль Д-1. Ответ: 2 1 1 2 1
-
Задания на установление последовательности процессов и обьектов
В7. Установите последовательность отдельных трофических звеньев в цепи питания: А)Сова Б)Деревья и кустарники В)Хорек Г)Личинки майского жука Д)Мышь
-
Ответ:
Пищевая цепь должна начинаться с растений,соотвественно,первое звено предстовляют собой деревья и кустарники (Б), корнями деревьев и кустарников питается личинка майского жука (Г). Личинка майского жука может быть сьедена мышевидными грызунами (Д),которые,в свою очередь,служат для питания хорька (В). Хорек может оказаться добычей совы (А). Таким образом, ответ-БГДВА.
-
Часть 3
С1. Иногда летом в утренние часы, после прохладной дождливой ночи многие растения проявляют явные признаки увядания, хотя почва сильно увлажнена и температура воздуха довольна высокая. Обьясните причины увядания растений.
-
Ответ:
Причиной увядания растений является сочетание низкой температуры почвы, снижающей всасывающую способность корней, и высокой температуры воздуха, способствующего интенсивной транспирации. То есть, листья испаряют много влаги, а корни плохо ее всасывают, что приводит к увяданию.
-
Изучение новой темы:
Организуется работа с текстом учебника с использованием плана. 1.Понятие экологических сукцессий. 2.Типы экологических сукцессий. 3.Значение сукцессий. 4.Продолжительность сукцессий. 5.Значение сукцессии.
-
Закрепление изученного материала:
На столах карточки «Саморазвитие экосистемы» (смотрите приложение) Задание № 1. Опишите, какие изменения будут происходить с непроточным озером, которое год от года мелеет. Можно ли назвать изменения в озере сукцессией? Изменяется ли при этом состав организмов?
-
Ответ:
Непроточное озеро постепенно будет зарастать. Сначала образуются торфянистые отложения, озеро мелеет, зарастает с краев и превращается в болото. Оно сменяется мокрым лугом, луг- кустарниками, а затем лесом. Этот процесс смены экосистем называется сукцессией. Состав организмов при этом естественно меняется.
-
Домашнее задание:
По учебнику стр.577,работа с планом, терминами.
-
Презентацию подготовила учитель биологии высшей категории Будкова Татьяна Владиленовна с.Каменная Балка МОУ «СОШ №7»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.