Презентация на тему "Нервная система. Рефлекс. Инстинкт" 7 класс

Презентация: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт
Включить эффекты
1 из 19
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Очень подробная и интересная презентация о нервной системе разных представителей планеты Земля. Рассказывается об эволюции головного мозга позвоночных животных. Презентация предназначена для проведения урока учителем.

Краткое содержание

  • Задачи урока
  • Нервная система разных видов червей
  • Нервная система моллюсков и членистоногих
  • Нервная система рыб и земноводных
  • Нервная система пресмыкающихся, птиц и млекопитающих
  • Эволюция головного мозга позвоночных животных
  • Задание на дом

Содержание

  • Презентация: Нервная система. Рефлекс. Инстинкт
    Слайд 1

    Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

    Урок биологии в 7 классе на тему:

    Разработала учитель биологии МБОУ Хлебодаровской СОШ Алькеевского муниципального района Республики Татарстан Волкова Марина Андреевна

  • Слайд 2

    ЗАДАЧИ УРОКА

    Познакомить учащихся со значением нервной системы и особенностями ее строения у разных групп животных.

    Сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.

    Развивать умения сравнивать нервные системы различных групп животных.

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Нервная клетка

    тело

    отростки

  • Слайд 5

    Нервные клетки образуют в эктодерме примитивную диффузную нервную систему — рассеянное нервное сплетение

    Нервная система кишечнополостных

  • Слайд 6

    Нервная система плоских червей

  • Слайд 7

    Нервная система кольчатых червей

  • Слайд 8

    Нервная система моллюсков

  • Слайд 9

    Нервная система членистоногих

  • Слайд 10

    Нервная система ланцетника

  • Слайд 11

    Нервная система рыб

  • Слайд 12

    Нервная система земноводных

  • Слайд 13

    Нервная система пресмыкающихся

  • Слайд 14

    Нервная система птиц

  • Слайд 15

    Нервная система млекопитающих

  • Слайд 16

    Эволюция головного мозга позвоночных животных

  • Слайд 17

    эволюция нервной системы

  • Слайд 18

    Заполнить таблицу Строение нервной системы

  • Слайд 19

    Задание на дом:

    § 43 ответы на вопросы, закончить заполнение таблицы

Посмотреть все слайды

Конспект

МБОУ «Хлебодаровская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Урок биологии в 7 классе по теме:

«Нервная система. Рефлекс. Инстинкт»

Разработала

учитель биологии

Волкова Марина Андреевна

Тема урока Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. (слайд 1)

Цели урока. (слайд 2)

Познакомить учащихся со значением нервной системы и особенностями ее строения у разных групп животных.

Показать, что основным элементом строения нервной системы служит нервная клетка, основой ее функционирования – рефлекс.

Сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.

Оборудование: мультимедийная презентация, дождевые черви , пинцет, чашки Петри, иголки, индивидуальные карточки задания.

Ход урока.

Организационный момент. (1 мин)

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Фронтальный опрос

1. Что такое выделительная система?

2. Какие органы могут входить в выделительную систему?

3. В каком направлении шло изменение органов выделения позвоночных животных?

4. Почему продукты обмена не скапливаются в организме птиц, а практически сразу удаляются наружу?

- Проверочная работа (тестирование) ( 5-7 мин)

Актуализация знаний

- Давайте вспомним, основные свойства живых организмов.

(При необходимости подвести учащихся к таким понятиям как раздражимость и чувствительность.)

Изучение нового материала.

А сейчас я приглашаю вас путешествовать по древу эволюции. (слайд 3)

Развитие нервной системы вкратце сводится к следующему. У самых

низкоорганизованных животных, например у амебы, еще нет ни специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-либо похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба может воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии. Выпуская псевдоподию, амеба передвигается к раздражителю, например к пище.

Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных.(слайд 4) Они расположены под кожно мускульными клетками и имеют звездчатую форму. Соединяясь между собой, они образуют нервную сеть. Такая нервная система называется, диффузная, или сетевидная. (слайд 5)

Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.

У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов – ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы. (слайд 6)

У кольчатых червей парные мозговые узлы – ганглии соединяются в окологлоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенных в передней части тела. (слайд 7).

У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различных частях тела, соединены нервными тяжами. (слайд 8)

У членистоногих нервная система схожа с нервной системой кольчатых червей, она имеет более сложное строение, так как нервные узлы у них сконцентрированы в примитивный головной мозг.(слайд 9)

Наибольшего развития нервная система достигает у хордовых. У ланцетника представлена нервной трубкой, лежащей над хордой, от не отходят нервы, а по всей длине трубки расположены светочувствительные глазки. Передний отдел значительно расширен, являясь зачатком головного мозга.(слайд 10)

Физкульт минутка

У позвоночных нервная система представлена спинным и головным мозгом и отходящими от них нервами. Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый и мозжечок.

Нервная система рыб (слайд 11) – передний мозг небольшой, наиболее развит средний мозг и его зрительные доли. Хорошо развит промежуточный мозг и мозжечок. Это связано с четкой координацией движений во время плавания. Продолговатый мозг переходит в спинной, от спинного отходят нервы, управляющие работой мышц тела и плавников.

Нервная система земноводных имеет более сложное строение, чем у рыб. (слайд 12) Передний мозг развит хорошо и разделен на два полушария. Мозжечок – слабо, что связано с однообразными движениями в наземных условиях.

Нервная система пресмыкающихся в связи с наземным существованием еще более усложняется. (слайд 13) Хорошо развиты большие полушария, образована кора больших полушарий. В связи со сложными движениями на суше хорошо развит и мозжечок.

Птицы – это животные, которые освоили новую среду обитания, что повлекло за собой значительное усложнение поведения и соответственно дальнейшее развитие больших полушарий переднего мозга. Очень хорошо развиты зрительные доли, мозжечок крупный и имеет извилины.(слайд 14)

Наибольшего развития достигает нервная система млекопитающих.(слайд 15) Из пяти отделов особенно сильно развит передний мозг и его кора. У большинства млекопитающих она образует складки и извилины. Установлена связь между числом извилин и сложностью поведения. Также хорошо развит мозжечок, который имеет, как и у птиц извилины и средний мозг. Хорошо развит и средний мозг. В связи с этим для млекопитающих характерно проявление рефлексов. Рефлексы бывают двух видов

Врожденные

Приобретенные (условный)

Инстинкт – сложная последовательность рефлекторных действий, закрепленных наследственно. (Строительство гнезда, кормление детеныша)

Закрепление

1.Эволюция головного мозга позвоночных животных. Сравнение (слайд 16)

2.Эволюция нервной системы животных. (слайд 17)

3.Лабораторная работа Изучение ответной реакции животных на раздражении

Задачи: Пронаблюдать ответную реакцию дождевого червя на раздражитель. Сделать вывод.

Ход работы.

Попытайтесь прикоснуться палочкой к дождевому червю. Пронаблюдайте ответную реакцию животного, опишите ее и сделайте вывод.

Заполнение таблицы (слайд 18)

Домашнее задание (слайд 19) § 43 ответы на вопросы, закончить заполнение таблицы

Выделительная система

Выберите один правильный ответ.

1.Выделительная система - …

а) совокупность органов, выводящих из организма во внешнюю среду избыток воды и конечные продукты обмена; б) совокупность органов, обеспечивающих поступление питательных веществ в организм; в) обеспечивает выведение из организма газообразных продуктов обмена веществ; г) выводит из организма непереваренные остатки пищи.

2. Одноклеточные животные выводят продукты жизнедеятельности через: а) выделительные канальцы; б) специальные органы - почки; в) поверхность тела; г) дыхательную систему.

3. У кишечнополостных удаление продуктов жизнедеятельности осуществляется: а) клетками гастральной полостит; б) стрекательными клетками; в) эпителиально – мускульными клетками; г) всеми клетками тела.

4. Выделительная система впервые появилась у: а) одноклеточных; б) кишечнополостных; в) плоских червей; г) насекомых

5. Выделительная система насекомых представлена : а) выделительными канальцами; б) почками; в) мальпигиевыми сосудами; г) они не имеют специальных органов выделения и удаляют продукты жизнедеятельности через поверхность тела.

6. Выделительная система ракообразных представлена: а) выделительными канальцами; б) мальпигиевыми сосудами; в) почками; г) зелеными железами.

7. Выделительная система рыб представлена: а) почками, мочевым пузырем; клоакой, мочеиспускательным каналом; б) мочевым пузырем, клоакой, мочеиспускательным каналом: в) почками, мочевым пузырем, клоакой; г) почками, клоакой, мочеиспускательным каналом.

8. В состав выделительной системы земноводных входят: а) почки, мочеточники, мочеиспускательный канал; б) почки, мочевой пузырь, клоака; в) почки, мочеточники, мочевой пузырь, клоака; г) мочевой пузырь, клоака, мочеиспускательный канал.

9.Наличие клоаки у земноводных и пресмыкающихся связано с: а) необходимостью на длительное время задерживать продукты обмена в организме; б) переходом на наземные условия обитания; в) отсутствием мочевого пузыря; г) особенностями пищеварения.

10. У млекопитающих жидкие продукты жизнедеятельности, кроме почек удаляются: а) через дыхательные пути; б) через пищеварительную систему; в) через поверхность кожи; г) только через почки

МБОУ «Хлебодаровская средняя общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан

Урок биологии в 7 классе по теме:

«Нервная система. Рефлекс. Инстинкт»

Разработала

учитель биологии

Волкова Марина Андреевна

Тема урока Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. (слайд 1)

Цели урока. (слайд 2)

Познакомить учащихся со значением нервной системы и особенностями ее строения у разных групп животных.

Показать, что основным элементом строения нервной системы служит нервная клетка, основой ее функционирования – рефлекс.

Сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.

Оборудование: мультимедийная презентация, дождевые черви , пинцет, чашки Петри, иголки, индивидуальные карточки задания.

Ход урока.

Организационный момент. (1 мин)

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.

- Фронтальный опрос

1. Что такое выделительная система?

2. Какие органы могут входить в выделительную систему?

3. В каком направлении шло изменение органов выделения позвоночных животных?

4. Почему продукты обмена не скапливаются в организме птиц, а практически сразу удаляются наружу?

- Проверочная работа (тестирование) ( 5-7 мин)

Актуализация знаний

- Давайте вспомним, основные свойства живых организмов.

(При необходимости подвести учащихся к таким понятиям как раздражимость и чувствительность.)

Изучение нового материала.

А сейчас я приглашаю вас путешествовать по древу эволюции. (слайд 3)

Развитие нервной системы вкратце сводится к следующему. У самых

низкоорганизованных животных, например у амебы, еще нет ни специальных рецепторов, ни специального двигательного аппарата, ни чего-либо похожего на нервную систему. Любым участком своего тела амеба может воспринимать раздражение и реагировать на него своеобразным движением образованием выроста протоплазмы, или псевдоподии. Выпуская псевдоподию, амеба передвигается к раздражителю, например к пище.

Впервые нервные клетки появляются у кишечнополостных.(слайд 4) Они расположены под кожно мускульными клетками и имеют звездчатую форму. Соединяясь между собой, они образуют нервную сеть. Такая нервная система называется, диффузная, или сетевидная. (слайд 5)

Дальнейшее развитие нервной системы привело к концентрации нервных клеток в определенных местах тела и формированию нервной ткани.

У плоских червей скопление нервных клеток привело к образованию парных головных нервных узлов – ганглиев, от которых отходят соединяющиеся между собой кольцевыми перемычками нервные стволы. (слайд 6)

У кольчатых червей парные мозговые узлы – ганглии соединяются в окологлоточное нервное кольцо. Вдоль брюшного отдела проходит брюшная нервная цепочка, от которой отходят нервы. От надглоточных нервных узлов нервы подходят к органам чувств, расположенных в передней части тела. (слайд 7).

У моллюсков несколько парных нервных узлов, расположенные в различных частях тела, соединены нервными тяжами. (слайд 8)

У членистоногих нервная система схожа с нервной системой кольчатых червей, она имеет более сложное строение, так как нервные узлы у них сконцентрированы в примитивный головной мозг.(слайд 9)

Наибольшего развития нервная система достигает у хордовых. У ланцетника представлена нервной трубкой, лежащей над хордой, от не отходят нервы, а по всей длине трубки расположены светочувствительные глазки. Передний отдел значительно расширен, являясь зачатком головного мозга.(слайд 10)

Физкульт минутка

У позвоночных нервная система представлена спинным и головным мозгом и отходящими от них нервами. Головной мозг состоит из пяти отделов: передний мозг, средний мозг, промежуточный мозг, продолговатый и мозжечок.

Нервная система рыб (слайд 11) – передний мозг небольшой, наиболее развит средний мозг и его зрительные доли. Хорошо развит промежуточный мозг и мозжечок. Это связано с четкой координацией движений во время плавания. Продолговатый мозг переходит в спинной, от спинного отходят нервы, управляющие работой мышц тела и плавников.

Нервная система земноводных имеет более сложное строение, чем у рыб. (слайд 12) Передний мозг развит хорошо и разделен на два полушария. Мозжечок – слабо, что связано с однообразными движениями в наземных условиях.

Нервная система пресмыкающихся в связи с наземным существованием еще более усложняется. (слайд 13) Хорошо развиты большие полушария, образована кора больших полушарий. В связи со сложными движениями на суше хорошо развит и мозжечок.

Птицы – это животные, которые освоили новую среду обитания, что повлекло за собой значительное усложнение поведения и соответственно дальнейшее развитие больших полушарий переднего мозга. Очень хорошо развиты зрительные доли, мозжечок крупный и имеет извилины.(слайд 14)

Наибольшего развития достигает нервная система млекопитающих.(слайд 15) Из пяти отделов особенно сильно развит передний мозг и его кора. У большинства млекопитающих она образует складки и извилины. Установлена связь между числом извилин и сложностью поведения. Также хорошо развит мозжечок, который имеет, как и у птиц извилины и средний мозг. Хорошо развит и средний мозг. В связи с этим для млекопитающих характерно проявление рефлексов. Рефлексы бывают двух видов

Врожденные

Приобретенные (условный)

Инстинкт – сложная последовательность рефлекторных действий, закрепленных наследственно. (Строительство гнезда, кормление детеныша)

Закрепление

1.Эволюция головного мозга позвоночных животных. Сравнение (слайд 16)

2.Эволюция нервной системы животных. (слайд 17)

3.Лабораторная работа Изучение ответной реакции животных на раздражении

Задачи: Пронаблюдать ответную реакцию дождевого червя на раздражитель. Сделать вывод.

Ход работы.

Попытайтесь прикоснуться палочкой к дождевому червю. Пронаблюдайте ответную реакцию животного, опишите ее и сделайте вывод.

Заполнение таблицы (слайд 18)

Домашнее задание (слайд 19) § 43 ответы на вопросы, закончить заполнение таблицы

Выделительная система

Выберите один правильный ответ.

1.Выделительная система - …

а) совокупность органов, выводящих из организма во внешнюю среду избыток воды и конечные продукты обмена; б) совокупность органов, обеспечивающих поступление питательных веществ в организм; в) обеспечивает выведение из организма газообразных продуктов обмена веществ; г) выводит из организма непереваренные остатки пищи.

2. Одноклеточные животные выводят продукты жизнедеятельности через: а) выделительные канальцы; б) специальные органы - почки; в) поверхность тела; г) дыхательную систему.

3. У кишечнополостных удаление продуктов жизнедеятельности осуществляется: а) клетками гастральной полостит; б) стрекательными клетками; в) эпителиально – мускульными клетками; г) всеми клетками тела.

4. Выделительная система впервые появилась у: а) одноклеточных; б) кишечнополостных; в) плоских червей; г) насекомых

5. Выделительная система насекомых представлена : а) выделительными канальцами; б) почками; в) мальпигиевыми сосудами; г) они не имеют специальных органов выделения и удаляют продукты жизнедеятельности через поверхность тела.

6. Выделительная система ракообразных представлена: а) выделительными канальцами; б) мальпигиевыми сосудами; в) почками; г) зелеными железами.

7. Выделительная система рыб представлена: а) почками, мочевым пузырем; клоакой, мочеиспускательным каналом; б) мочевым пузырем, клоакой, мочеиспускательным каналом: в) почками, мочевым пузырем, клоакой; г) почками, клоакой, мочеиспускательным каналом.

8. В состав выделительной системы земноводных входят: а) почки, мочеточники, мочеиспускательный канал; б) почки, мочевой пузырь, клоака; в) почки, мочеточники, мочевой пузырь, клоака; г) мочевой пузырь, клоака, мочеиспускательный канал.

9.Наличие клоаки у земноводных и пресмыкающихся связано с: а) необходимостью на длительное время задерживать продукты обмена в организме; б) переходом на наземные условия обитания; в) отсутствием мочевого пузыря; г) особенностями пищеварения.

10. У млекопитающих жидкие продукты жизнедеятельности, кроме почек удаляются: а) через дыхательные пути; б) через пищеварительную систему; в) через поверхность кожи; г) только через почки

Скачать конспект

Сообщить об ошибке