Содержание
-
Тема урока: «Общая характеристика надкласса Рыбы. Особенности внешнего строения рыб в связи с водной средой обитания».
-
Цель урока:
Познакомиться с общей характеристикой надкласса Рыбы и особенностями внешнего строения представителей рыб в связи с водной средой обитания.
Удачи Вам на пути достижения цели!
-
Надкласс Рыбы -
- Самый многочисленный надкласс подтипа Позвоночные (более 20 тысяч видов)
- Обитают в водной среде и населяют реки, озёра, пруды, моря и океаны
- Обладают разнообразием форм и приспособлений к водной среде
-
Их внутренний скелет образован хрящом
- Скаты
- Акулы
-
Надкласс Рыбы -
- Самый многочисленный надкласс подтипа Позвоночные (более 20 тысяч видов)
- Обитают в водной среде и населяют реки, озёра, пруды, моря и океаны
- Обладают разнообразием форм и приспособлений к водной среде
-
Их скелет - костный
- Минтай
- Окунь
- Осётр
-
Тело рыбы
Делится на три отдела: голову, туловище и хвост.
- У костных рыб голова заканчивается на уровне заднего края жаберной крышки (именно они защищают жабры, которыми дышит рыба), а туловище – на уровне анального отверстия.
- Клиновидная голова неподвижно соединена с туловищем, что позволяет рыбе успешно преодолевать сопротивление воды
- Голова
- Жаберная крышка
- Туловище
- Анальное отверстие
- Хвост
- Тело покрыто кожей, в которой располагается чешуя, выполняющая защитную функцию. В коже много слизистых желёз, поэтому тело рыб скользкое. Слизь уменьшает трение о воду, облегчая движение.
-
Форма тела
- Морской конёк
- Осётр
- Камбалы
Рыбы имеют обтекаемую форму тела, но…
Форма тела различается в зависимости от условий обитания. Рыбы, живущие в толще воды обладают торпедовидной формой для развития большей скорости. Донные виды имеют плоскую форму как у камбалы. А рыбы, обитающие среди водных растений, камней и коряг, имеют форму тела, сильно сжатую с боков.
-
Окраска тела рыб различна, но самые яркие - тропические рыбы коралловых рифов.
- Чаще всего маскирующая окраска
- Предупреждающая
- Брачная
-
Тест 1
Какие отделы тела характерны для надкласса Рыбы?
- Голова, грудь, брюшко
- Голова, туловище, хвост
- Голова и туловище
-
Тест 2
Что способствует свободному передвижению в воде?
- Способность развивать большую скорость
- Наличие трёх отделов тела
- Обтекаемая форма тела, голова, соединённая неподвижно с туловищем, слизь.
-
Обитанию рыбы в воде способствуют парные и непарные плавники
- Хвостовой
- Анальный
- Спинной
- Грудной
- Брюшной
- Хвостовой плавник – это руль и мотор.
- Спинной и анальный придают телу устойчивость.
- Грудные плавники самые подвижные и обеспечивают повороты, всплытие и погружение.
- Брюшные плавники удерживают тело в равновесии в вертикальном положении.
-
Органы чувств помогают рыбе ориентироваться в воде
- Ноздри
- Глаза
- Боковая линия
- Ноздри располагаются на голове выше рта. Это отверстия в обонятельные капсулы – органы обоняния.
- Глаза видят предметы на близком расстоянии, но хорошо различают цвета. Органы зрения большие, с плоской поверхностью.
- Органов слуха на голове не увидишь, т.к. они скрыты. Такой орган слуха называют внутреннее ухо.
- Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, который позволяет рыбе ощущать положение своего тела.
- Боковая линия видна на боках тела. Органы боковой линии позволяют рыбеощущать глубину погружения, направление течения и близость предметов.
-
Тест 3
Какие плавники обеспечивают рыбе повороты, всплытие и погружение?
- Спинной и анальный
- Брюшные
- Грудные
-
Тест 4
Как называется орган чувств, который позволяет определять глубину погружения, направление течения и близость предметов?
- Внутреннее ухо
- Боковая линия
- Глаза
-
Тест 5
Каково значение жаберной крышки?
- Она защищает жабры
- Является органом чувств
- Облегчает движение в воде
-
Тест 6
Что общего во внешнем строении у рыб с ланцетником?
- Размеры
- Наличие хвостового и спинного плавников
- Обтекаемая форма тела, а также наличие спинного и хвостового плавников
-
Молодцы!
Запишите пожалуйста домашнее задание в Ваши дневники:
- Параграф 31 прочитать и ответить на вопросы к нему
- Составьте кроссворд об особенностях внешнего строения рыб, он должен включать не меньше 10 слов.
- Выполнила учитель биологии Астафьева И.В. МОУ СОШ №11 г. Тверь
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.