Содержание
-
ТЕМА: «Класс рыб»
Автор Самойленко Э.А., учитель биологии. МОУ СОШ № 14 п г т. Ильский Северского р-на
-
Цель урока:
- Раскрыть особенности внешнего строения рыб в связи с жизнью в водной среде;
- Формирование знаний о классификации рыб, развивать умение наблюдать за живыми животными.
-
КЛАССЫ РЫБ. Насчитывается около 30 тыс. в.Рыбы — это первичноводные животные, у которых
хотя бы на ранних стадиях развития образуется хорда. У них есть внутренний скелет из кости или хряща, есть челюсти. Дышат они с помощью жабр. Современные рыбы подразделяются на два самостоятельных класса, родства между которыми не больше, чем между млекопитающими и птицами. 1 класс: Хрящевые рыбы 2 класс: Костные рыбы
-
КЛАСС ХРЯЩЕВЫЕ РЫБЫ Это акулы и скаты, а также брадиодонты и химеры. Скелет состоит из
хряща, костная ткань отсутствует. Кожа покрыта «кожными зубами». Есть челюсти, они вооружены зубами. По бокам головы 5–7 жаберных щелей (у акул — открытых, а у химер — прикрытых).
-
КЛАСС КОСТНЫЕ РЫБЫЭто первичноводные животные, у которых есть внутренний скелет и челюсти.
Дышат они с помощью жабр. Скелет состоит, как правило, из кости. Кожа покрыта тонкими налегающими, как черепица, одна на другую костными чешуйками. Есть челюсти, они обычно вооружены зубами. Жабры покрыты подвижными жаберными крышками. У хрящевых ганоидов (например, осетровых) скелет из хряща, а тело покрыто отдельными «бляшками» из кости.
-
РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ТЕЛА РЫБ
-
Но, приспосабливая форму тела к какому-либо особому образу жизни, естественный отбор создал
много рыб причудливой формы.
-
Внешнее строение рыб
-
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ — ПАРНЫЕ ПЛАВНИКИПарные плавники прикреплены к телу
подвижно, поэтому могут не только раскрываться и закрываться, но и совершать разнообразные движения. Они могут направлять тело вбок, вверх и вниз и тормозить. В зависимости от образа жизни форма их может быть очень разнообразной, но обычно она связана со скоростью плавания.
-
ОРГАНЫ СТАБИЛИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ — СПИННОЙ И АНАЛЬНЫЙ ПЛАВНИКИ Эти плавники работа
ют как киль корабля, препятствуя заваливанию тела на бок. Они могут подниматься и опускаться, меняя свое сопротивление воде. В связи с разным образом жизни у разных видов рыб спинные плавники приобрели разную форму.
-
БОКОВАЯ ЛИНИЯ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ Вдоль бока рыбы проходит линия отверстий,
соединенных каналом. С помощью этой боковой линии рыба чувствует колебания воды. Некоторые рыбы, как мормир, способны создавать вокруг себя электрическое поле и чувствовать его изменения от окружающих предметов.
-
Органы чувств
- СЛУХ И ОБОНЯНИЕ:Пара отверстий — ноздрей — открывается в слепой мешок с чувствительными клетками. Это орган обоняния. Органы слуха снаружи не видны, они расположены в костях черепа.
- ВКУС И ОСЯЗАНИЕ : Вкусовые и осязательные клетки разбросаны по всему телу рыбы. Особенно их много на усиках — выростах на губах и подбородке, имеющихся у некоторых рыб, например у сомов
-
СКЕЛЕТ ОКУНЯ Скелет рыбы состоит из большого числа костей. Его основу составляет гибкий и
упругий позвоночник. Череп защищает головной мозг и органы головы, а также образует твердую основу челюстей.
-
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ система
-
Органы дыхания
-
У двоякодышащих рыб помимо жабр есть легкие. Ими они дышат, когда в воде мало кислорода.
-
Кровеносная система
-
Нервная система
- Строение нервной системы:
- Головной мозг рыб:
-
Хозяйственное значение рыб
1. Рыба – ценный пищевой продукт.
2. Рыбий жир – источник витамина Д.
3. Плавники, плавательный пузырь осетровых служат производными клея.
4. Но есть ядовитые рыбы.
5.Некоторые рыбы – промежуточные хозяева паразитических червей.
6. Есть рыбы – нападающие на человека (акулы, мурены, пираньи и тд.)
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.