Содержание
-
Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся на уроках биологии и экологии.
Шкунова Н.Д., учитель биологии и экологии МБОУ Сергачская СОШ №4 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сергачская средняя общеобразовательная школа №4
-
«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». (Древнекитайская мудрость) «Деяние есть единство теории и практики» (Аристотель) «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами» ( Ш.А. Амонашвили)
-
Исследовательский метод обучения –
это организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся путём постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного решения. Исследовательский метод: организует творческий поиск и применение знаний; обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску; является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, самообразовании; помогает детям исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.
-
Исследовательская деятельность обучающихся
это самостоятельный поиск, создание или конструирование нового, неизвестного. может послужить отправной точкой для возникновения интереса к биологической науке; вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции обучающихся; способствует формированию опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию, проведению анализа результатов, логичности знаний и умений.
-
Этапы исследовательской работы:
Выбор темы Постановка цели и задачи Гипотеза исследования Организация исследования Подготовка к защите и защита работы На уроках биологии и экологии, а также во внеурочное время мы работаем над созданием экологических проектов и выполняем исследовательские работы.
-
Организация исследования включает в себя следующие этапы:
подумать самостоятельно; просмотреть книги и издания периодической печати по теме ; спросить у других людей; просмотреть телематериалы; использовать Интернет; наблюдения ( сделать возможные фотографии) эксперимент.
-
Развивающийся потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.
Первая ступень – стимулирование интереса к исследовательской деятельности. Вторая ступень – ситуация частично – поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Педагог задаёт направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребёнку самостоятельно решить проблему. Третья ступень – ситуация поисковой деятельности. Для позитивного результата исследования педагог должен не только сам обладать интуицией в этом вопросе, но и активизировать её у ребёнка. Четвёртая ступень – ситуация научно – исследовательской деятельности. На этой ступени обучающийся самостоятельно задаётся проблемой исследования, определяет его цели, составляет алгоритм действий для их достижения.
-
В организации и проведении исследования обучающийся прикладывает усилия. Педагог, со своей стороны, должен заметить эти усилия, поддержать ребёнка, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперёд и каждый раз, делая «шаг навстречу», подниматься вместе с воспитанником на новую ступень знаний и отношений. В этом случае можно говорить о педагогике встречных усилий, о ценностном отношении педагога и воспитанника к личности и деятельности друг друга, что отражается во взаимной доброжелательности, поддержки, готовности к сотрудничеству.
-
Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений:
обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»; уметь находить и ставить перед детьми реальные учебно – исследовательские задачи в понятной форме; уметь увлечь ребят проблемой, сделав её проблемой самих детей; быть способным к выполнению функций координатора и партнёра; уметь быть терпимым к ошибкам ребят, допускаемым ими в попытках найти собственное решение; предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадёжность своего поиска;
-
организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и «полевых» исследований; предоставлять возможность обмена мнениями в ходе открытых обсуждений; поощрять и развивать критическое отношение к исследованиям; уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования; внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме; уметь закончить проведение исследований и работу до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.
-
Экологические проекты и учебно-исследовательские работы:
«Сохраним природу родного края» «Не убивайте первоцветы!» «Поможем амфибиям!» «Возрождение» «Исследование погоды» «Организация опытно – экспериментальной работы на пришкольном участке» «Организация и проведение фенологических наблюдений» «Народные приметы: хочешь – верь, хочешь – проверь»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.