Презентация на тему "Раствор как основа жизнедеятельности клеток организма"

Презентация: Раствор как основа жизнедеятельности клеток организма
1 из 20
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии и химии на тему: "Раствор как основа жизнедеятельности клеток организма", созданная преподавателем специально для проведения интегрированного занятия, в ходе которого учащиеся смогут поучаствовать в решении экспериментальных задач.

Краткое содержание

  • Актуализация основных понятий
  • Решение экспериментально-расчетных задач по растворам
  • Актуализация межпредметных понятий
  • Опыты
  • Проверка полученных знаний

Содержание

  • Презентация: Раствор как основа жизнедеятельности клеток организма
    Слайд 1

    РАСТВОР КАК ОСНОВАЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛЕТОК ОРГАНИЗМА

    Представлен интегрированный урок по химии и биологии. Данная методическая разработка объединяет как теоретическую часть, так и экспериментально-практическую.

    Толегенова К.К.

  • Слайд 2

    ЦЕЛЬ УРОКА

    Цель деятельности педагога

    • Интеграция школьных естественнонаучных предметов для дальнейшего развития и совершенствования химического образования в школе.

    Собственно цель урока

    • Систематизация, углубление знаний о растворах как основы жизнедеятельности клеток организма.
  • Слайд 3

    ЗАДАЧИ УРОКА

    • Дидактические задачи. Обобщение знаний учащихся о растворах, осуществление коррекции знаний, создание условий для этих знаний применения при изучении цитологии, закрепление умений решать расчетные задачи.
    • Воспитательные задачи. Формирование умений работать самостоятельно и в малых группах способствует развитию навыков само- и взаимоконтроля, сотрудничества и чувства ответственности основано на принципе сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения.
  • Слайд 4
    • Развивающие задачи. Развитие логического мышления, а именно синтетико-аналитического на основе выполнения практических заданий, а также познавательного интереса к естественным наукам, формирование целостной картины мира.
    • Научные задачи. Развитие навыков синтезировать и анализировать материал, формирование научной картины окружающего мира, формирование исследовательской культуры.
  • Слайд 5

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

    МАССОВАЯ ДОЛЯ – отношение массы растворенного вещества к массе раствора.

    Например, водный раствор хлорида натрия с массовой долей 20% - это такой раствор в 100 единицах массы которого содержится 20 единиц массы хлорида натрия и 80 единиц массы воды

  • Слайд 6

    МОЛЯРНАЯ ДОЛЯ – отношение количества растворенного вещества (или растворителя) к сумме количеств веществ, составляющих раствор.

    Допустим, раствор содержит 1 моль растворителя и 2моль растворенного вещества.

    Тогда

    • N1= 1 / (1+ 2 ) молярная доля растворителя
    • N2= 2 / (1+ 2 ) молярная доля растворенного вещества
  • Слайд 7
    • МОЛЯРНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ (МОЛЯРНОСТЬ) – отношение количества растворенного вещества (или растворителя) к объему раствора.
    • Например, 2 М H2SO4 означают, что в 1 литре раствора содержится 2 моля серной кислоты, т.е. С=2 моль/л
  • Слайд 8

    Эквивалентная (нормальная) концентрация отношение числа эквивалентов растворенного вещества к объему раствора.

    Пример

    2 Н серной кислоты означает раствор, в 1 литре, которого содержится 2 эквивалентные массы серной кислоты

  • Слайд 9

    РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО РАСТВОРАМ

    Оборудование:

    штатив с пробирками, растворы хлорид бария, серная кислота, коническая колба, воронка, фильтровальная бумага, стеклянная палочка, спиртовка, спички, держатель для пробирок, мерный цилиндр

  • Слайд 10

    ЗАДАЧА №1 определение массы вещества по заданной концентрации

    ДАНО:

    • m (BaSO4) = 23,3
    •  (H2SO4) = 20%
    • m (20% раствора H2SO4) - ?

    РЕШЕНИЕ:

    BaCl2 + H2SO4 = BaSO4+2HCl

    (получить экспериментально)

    m (20% раствора H2SO4)= =(9,820)100=49 (г)

    ОТВЕТ: масса 20% раствора серной кислоты равна 49 г.

  • Слайд 11

    ЗАДАЧА №2 определение объема раствора по известной его концентрации

    ДАНО:

    •  (H2SO4) = 96%
    • ρ (H2SO4) = 1,84 г/см3
    • V = 2 л 0,5 Н раствора
    • V (H2SO4) - ? см3

    РЕШЕНИЕ:

    Эквивалентная масса H2SO4= 49 г

    В одном л 0,5Н раствора содержится 24,5 г, тогда в 2 л раствора - 49 г

    Пусть x – масса 96% раствора H2SO4

    100:96=x:49 x=51,04 г

    V (H2SO4) = m/ ρ = 27,74 (см3)

    ОТВЕТ: объем 96% раствора серной кислоты равен 27,73 см3.

  • Слайд 12

    АКТУАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ПОНЯТИЙ

    • Диффузия – это движение молекул или ионов из области с высокой концентрации в область с более низкой концентрацией
    • Осмос – это переход молекул растворителя из области с высокой концентрации в область с более низкой концентрацией через полупроницаемую мембрану
    • Осмотическое давление – гидростатистическое давление, которое необходимо приложить для предотвращения поступления воды в раствор, в случае отделения данного раствора избирательно проницаемой мембраной от чистой воды.
  • Слайд 13

    ОПЫТ №1 Изучение осмоса в живых растительных клетках

    Материал и оборудование

    • эпидермис (кожица) лука или молодого ревеня, микроскоп, 2 покровных и 2 предметных стекол, скальпель, пинцет, дистиллированная вода, 1М раствор сахароза, 2 пипетки с грушей, фильтровальная бумага

    Методика проведения опыта

    • Скальпелем и пинцетом отделите полоску эпидермиса с нижней поверхности луковицы или с черенка листа ревеня. Быстро перенесите оторванную полоску эпидермиса на предметное стекло и капните на него 2-3 капли дистиллированной воды. Накройте покровным стеклом и посмотрите, как выглядят клетки эпидермиса под микроскопом. Зарисуйте несколько разных клеток.
  • Слайд 14

    Методика проведения опыта

    • Скальпелем отделите другую полоску эпидермиса с нижней поверхности луковицы или с черенка листа ревеня. Повторите всю процедуру, капнув вместе воды 1М раствора сахарозы. Понаблюдайте под микроскопом за ней в течение 15 минут при большом увеличении. Зарисуйте происходящие изменения в одной или нескольких клетках.
    • Проведем эксперимент наоборот. Последнюю полоску под микроскопом необходимо дистиллированной водой промыть для удаления раствора сахарозы. Затем избыток жидкости убрать фильтрованной бумагой.
  • Слайд 15
    • Результаты: учащиеся должны были определить, какие процессы происходили с полосками эпидермиса луковицы (ревеня).
    • А именно: плазмолиз(от греч. plásma — вылепленное, оформленное и lýsis — разложение, распад)– протопласт под действием раствора сахарозы сморщивается и отстает от клеточной стенки;
    • обратный процесс – деплазмолиз
  • Слайд 16

    ОПЫТ №2 Определение среднего осмотического давления клеточного сока в препарате растительных

    клеток методом начинающего плазмолиза

    Материал и оборудование черенок ревеня или луковица, микроскоп, 4 чашки Петри, 4 пробирки, штатив для пробирок, этикетка или восковой карандаш, 2 градуированные пипетки на 10 или 25 мл, 2 стакана на 100 мл, тонкая кисточка для рисования, скальпель, тонкий пинцет, дистиллированная вода, 1М раствор сахарозы, предметно и покровное стекла, миллиметровка.

  • Слайд 17

    ОПЫТ №2 Таблица 1 – Приготовление разбавленных растворов сахарозы

  • Слайд 18

    ОПЫТ №2 Таблица 2 – Осмотическое давление растворов сахарозы при 20С

  • Слайд 19

    ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

    ВОПРОСЫ

    • Расскажите, как произвести плазмолиз опытным путем?
    • В чем суть деплазмолиза?
    • Существует ли зависимость между количеством плазмолизированных клеток и молярностью раствора сахарозы? Какая?
    • Дайте определение диффузии. Что такое «осмос»?
    • Как зависит осмотическое давление от концентрации раствора сахарозы?
    • Какое значение имеют растворы в жизнедеятельности клеток организма?

    ЗАДАЧА

    Содержание белка в организме человека составляет 17 % от массы тела. Азота в белке содержится 16%. Определить массу азота в собственном организме, исходя из массы твоего тела (кг).

  • Слайд 20

    Пример решения проверочной задачи

    ДАНО:

    • mт = 70 кг
    • б=0,17
    • а=0,16
    • mа- ?

    РЕШЕНИЕ

    mб= mт б = 11,9 (кг) – масса белка в организме

    ma= mб а = 1,9 (кг) – масса азота в организме

    ОТВЕТ: масса азота в организме равна 1,9 кг.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке