Презентация на тему "Решение задач по генетике"

Презентация: Решение задач по генетике
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
5 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Решение задач по генетике", которая будет очень полезна для учащихся старших классов, изучающих основы решения генетических задач. Данная работа может служить в качестве электронной памятки.

Краткое содержание

  • Алгоритм решения задач
  • Правила при решении генетических задач
  • Оформление задач по генетике
  • Запись условия и решения задач
  • Примеры решения задач
  • Моногибридное скрещивание
  • Анализирующее скрещивание
  • Промежуточное наследование
  • Кодоминирование

Содержание

  • Презентация: Решение задач по генетике
    Слайд 1

    Решение задач по генетике

    Памятка для учащихся 9 – 10 классов

    Составила: Белова Римма Васильевна,

    учитель биологии ГБОУ СОШ с. Чёрный Ключ

  • Слайд 2

    Оглавление

    • Алгоритм решения задач
    • Правила при решении генетических задач
    • Оформление задач по генетике
    • Запись условия и решения задач
    • Примеры решения задач:
    • Моногибридное скрещивание
    • Анализирующее скрещивание
    • Промежуточное наследование
    • Кодоминирование
    • Дигибридное скрещивание
    • Сцепленное с полом наследование
    • Ответ
  • Слайд 3

    Алгоритм решения генетических задач

    Краткая запись условий задачи. Введение буквенных обозначений генов, обычно А и В (в задачах они частично уже даны). Определение типа наследования (доминантность, рецессивность), если это не указано.

    • Запись фенотипов и схемы скрещивания (словами для наглядности).
    • Определение генотипов в соответствии с условиями. Запись генотипов символами генов под фенотипами.
    • Определение гамет. Выяснение их числа и находящихся в них генов на основе установленных генотипов.
    • Составление решетки Пеннета.
    • Анализ решетки согласно поставленным вопросам.
    • Краткая запись ответа.
  • Слайд 4

    Правила при решении генетических задач.

    Правило первое.

    • Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.

    Правило второе.

    • Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.

    Правило третье.

    • Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1 , то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.

    Правило четвертое.

    • Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:3:1, то исходные особи были дигетерозиготны.

    Правило пятое.

    • Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в потомстве происходит расщепление признаков в соотношении 9:3:4 , 9:6:1 , 9:7 , 12:3:1, то это свидетельствует о взаимодействии генов, а расщепление в отношениях 12:3:1, 13:3 и 15:1 – об эпистатическом взаимодействии генов.
  • Слайд 5

    Оформление задач по генетике.

    При оформлении задач необходимо уметь пользоваться символами, принятыми в генетике, и приведенными ниже:

    • ♀ - женский организм
    • ♂ - мужской организм
    • Х – знак скрещивания
    • Р – родительские формы
    • F1, 2 –дочерние организмы первого и второго поколений
    • А, В – гены, кодирующие доминантные признаки
    • а, b – гены, кодирующие рецессивные признаки
    • АА, ВВ – генотипы особей, моногомозиготных по доминантному признаку
    • аa, bb – генотипы особей, моногомозиготных по рецессивному признаку
    • Aa, Bb – генотипы гетерозиготных особей
    • AaBb – генотипы дигетерозигот
    • A, a, B, b – гаметы.

    Если речь идет о людях: женщина; мужчина - женщина и мужчина, состоящие в браке

  • Слайд 6

    Запись условия и решения задач

    Дано:

    • А – ген кареглазости
    • а- ген голубоглазости
    • ♀ - Аа
    • ♂- аа

    _____________________

    Генотип F1-?

    Решение:

    • Р ♀ Аа Х ♂аа
    • карий голубой
    • Гаметы А, а а, а
    • F1 Аа(карий) аа(голубой)
    • Аа(карий) аа(голубой)
    • Расщепление в соотношении 1:1;

    Ответ: 50% - глаза голубые; 50% - глаза карие.

  • Слайд 7

    Решетка Пеннета

    • аа
    • АА
  • Слайд 8

    Примеры решения задач: 1. Моногибридное скрещивание

    Родительские особи различаются по одному признаку .

    Задача.

    Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

    Дано: Решение:

    пол пол

    • а – гладкая окраска Р: ♀Аах ♂Аа
    • А – полосатая окраска G А а А а
    • Р: ♀Аах ♂АаF1 : АА: Аа: Аа: аа

    Найти: F1 -? пол полпол глад

    Ответ: 75% - с полосатой окраской; 25% - с гладкой окраской.

  • Слайд 9

    2. Анализирующее скрещивание

    Суть анализирующего скрещивания заключается в том, что проводят скрещивание особи, генотип которой следует определить, с особями, гомозиготными по рецессивному гену (аа). Если в результате скрещивания все потомство окажется однородным, то особь, генотип которой неизвестен, - гомозигота, если произойдет расщепление, то она гетерозигота.

    Задача.

    У мухи дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным. При скрещивании серых и черных мух в потомстве половина особей имела серую окраску, половина – черную. Определите генотипы родительских форм.

    Дано: Решение: если дрозофила имеет черную окраску тела, то её

    • А – серый цвет генотип является гомозиготным по рецессиву – аа (иначе окраска будет серой).
    • а – черный цвет Для того чтобы определить генотип дрозофилы с серым м цветом тела, проведем анализирующее скрещивание:
    • F1 – сер хчер.
    • 50% сер.: 50% чер. Р: ♀А? (сер) х ♂аа (чер)

    Найти: генотипы Р - ? G А ? а

    • F1 : Аа : аа
    • сер. чер.

    Так как в потомстве наблюдается расщепление в соотношении 1:1, следовательно генотип дрозофилы с серым цветом тела был Аа.

    Ответ: генотипы родителей Р – Аа, аа.

  • Слайд 10

    3. Промежуточное наследование

    В природе часто встречается явление неполного доминирования или промежуточного наследования, когда фенотип гетерозиготного гибрида отличается от фенотипа обеих родительских гомозиготных форм.

    Причина неполного доминирования состоит в том, что в ряде случаев у гетерозиготных гибридов доминантный аллель недостаточно активен и не обеспечивает в полной мере подавления рецессивного признака.

    Задача.

    Форма чашечки у земляники может быть нормальная (доминантный признак) и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определите возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.

    Дано: Решение: Р1: ♀АА(нор) х ♂аа(лист)

    • А – нормальная форма G А а
    • а - листовидная F1: Аа – промежуточная форма чашечки.
    • Аа – промежуточная форма Р1: ♀Аах ♂Аа
    • Р: ♀Аах ♂АаG А а А а

    Найти: генотипы F2 : АА : Аа : Аа : аа и фенотипы F2 - ? нор. пром. пром. лист. по фенотипу: 1 : 2 1; по генотипу: 1АА :2Аа : 1аа

    Ответ: 1 АА :2Аа : 1аа;

    25% имеют нормальную чашечку, 50% - промежуточную и 25% - листовидную.

  • Слайд 11

    4. Кодоминирование

    • Кодоминирование – совместное и полное проявление действия двух аллельных генов в гетерозиготном организме.
    • Типичным примером кодоминирования служит формирование IV группыкрови у человека, или АВ-группы, гетерозиготной по аллелям IA и IB , которые по отдельности определяют образование II группы крови (IAIA или IAIO) и III группы крови (IBIB или IBIO)

    Задача.

    У матери I группа крови, у отца IV. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из родителей?

    Дано:

    - I группа IOIOРешение: Р : IOIO IAIB

    - IV группа IAIB G : IO IA IB IAIO IBIO

    F 1 с группой крови одного из родителей - ? II группаIII группа

    Ответ: нет, в данном случае дети не могут унаследовать группы крови родителей.

  • Слайд 12

    5. Дигибридное скрещивание

    Дигибридным называют скрещивание в котором участвуют особи, отличающиеся по двум парам аллелей.

    Задача.

    Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам?

    Дано:

    • А – полидактилия Решение: Р: АаВвАаВв
    • а - здоровые G АВ АваВав АВ АваВав
    • В – близорукость F1 АВ АваВав
    • в - здоровые АВ ААВВ ААВвАаВВАаВв
    • Р : АаВвАвААВвАаввАаВВАавв
    • АаВваВАаВВАаВвааВВааВв

    Найти : F 1без аномалий - ? авАаВвАаввааВваавв

    Ответ: вероятность рождения детей без аномалий (аавв) составляет 1/16.

  • Слайд 13

    Сцепленное с полом наследование

    • XАXа
    • XАY
  • Слайд 14

    Наследование признаков, сцепленных с полом

    • Доминантные гены, локализованные в Х – хромосоме
    • Рецессивные гены, локализованные в Х – хромосоме
    • Гены, локализованные в Y – хромосоме
    • Явление сцепленного наследия и кроссинговер
  • Слайд 15

    Доминантные гены, локализованные в х - хромосоме

    • P: гипоплазия эмали +x гипоплазия эмали- ХАХа ХАY
    • Мейоз G:
    • Случайное оплодотворение
    • F1гипоплазия эмали-гипоплазия эмали- ¼ Ха Ха 1/4 ХАY
    • гипоплазия эмали+гипоплазияэмали+ 1/4 ХА Ха 1/4 ХаY
    • XA
    • Xa
    • Y

    XA

  • Слайд 16

    Рецессивные гены, локализованные в х - хромосоме

    P: нарушенное потоотделение x нормальное потоотделение

    • Ха ХаХА Y
    • Мейоз G:
    • Случайное
    • Оплодотворение
    • F1нарушенное потоотделение % ?
    • ½ XaY
    • нормальное потоотделение 1/2 ХА Ха
    • Ха
    • ХА
    • Y
  • Слайд 17

    Гены, локализованные в

    • Y- хромосоме
    • P: Гипертрихоз-x Гипертрихоз+
    • Х ХХ Yв

    Мейоз G:

    • Случайное Оплодотворение
    • F1: 100% : 100%
    • Гипертрихоз-Гипертрихоз+
    • ХХХ Yв
    • Х
    • Х
    • Yb
  • Слайд 18

    Ответ

    При записи ответа задачи учитывать следующие моменты:

    • Если вопрос звучит так: «Какова вероятность…?», то ответ необходимо выражать в долях, частях, процентах.
    • Если в результате проделанной работы справедливым итогом считается невозможность получения положительного ответа, даётся отрицательный ответ
    • Если условие задачи построено таким образом, что не исключается наличие двух вариантов её решения, нужно через запятую привести и тот, и другой ответы.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке