Презентация на тему "Слуховой анализатор"

Презентация: Слуховой анализатор
Включить эффекты
1 из 71
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по биологии на тему: "Слуховой анализатор", адресованная студентам. Автор подробно рассказывает о строении человеческого уха, о механизме передачи и преобразования звуковых волн в центры головного мозга и многое другое.

Краткое содержание

  • Главное речевое поле
  • Амплитуда звуковой волны
  • Психологические корреляты громкости звука
  • Строение уха
  • Каналы улитки
  • Кортиев орган
  • Строение кортиева органа
  • Возбуждение фонорецепторов
  • Характеристика потенциалов улитки

Содержание

  • Презентация: Слуховой анализатор
    Слайд 1

    Слуховой анализатор

    Совокупность центральных и периферических структур, обеспечивающих восприятие, кодирование и декодирование звуковых сигналов.

  • Слайд 2
    • Ухо человека воспринимает звуки от 16 до 20000гц.
    • максимальная чувствительность от 1000 до 4000 Гц
  • Слайд 3

    Главное речевое поле

    • находится в диапазоне 200 – 3200 Гц.
    • Старики часто не слышат высокие частоты.
  • Слайд 4
    • Тоны - содержат звуки одной частоты.
    • Шумы– звуки, состоящие из несвязанных между собой частот.
    • Тембр – это характеристика звука, определяемая формой звуковой волны.
  • Слайд 5

    Амплитуда звуковой волны

    • Это сила звука, интенсивность.
    • Воспринимается как громкость, измеряется в эрг/см ² · сек.
    • Громкость звучания определяется взаимодействием силы и частоты.
  • Слайд 6

    Единицей громкости звука

    • является бел.
    • Это десятичный логарифм действующей интенсивности звука I
    • кпороговой его интенсивностиIо
    • Впрактике обычно пользуются в качестве единицы громкостидецибелом, т.е. 0,1 бела.
  • Слайд 7

    Психологические корреляты громкости звука.

    • шепотная речь – 30 дБ
    • разговорная речь – 40 – 60 дБ
    • уличный шум – 70 дБ
    • крик у уха – 110 дБ
    • громкая речь – 80 дБ
    • реактивный двигатель – 120 дБ
    • болевой порог – 130 – 140 дБ
  • Слайд 8

    Строение уха

  • Слайд 9

    Наружное ухо

  • Слайд 10
    • Ушная раковина – это улавливатель звука, резонатор.
    • Барабанная перепонка воспринимает звуковое давление и передает его к косточкам среднего уха.
  • Слайд 11
    • Не имеет собственного периода колебаний, т.к. ее волокна имеют разное направление.
    • Не искажает звук. Колебания мембраны при очень сильных звуках ограничеваетmusculus tensor timpani.
  • Слайд 12

    Среднее ухо

  • Слайд 13

    Рукоятка молоточкавплетена в барабанную перепонку.

    Последовательность передачи информации:

    • БП→
    • Молоточек→
    • Наковальня→
    • Стремечко →
    • овальное окно →
    • перилимфа → вестибулярной лестницы улитки
  • Слайд 14
    • Отношение поверхности стремечка и барабанной перепонки равно 1:22.
    • Это обеспечивает усиление давления звуковых волн на овальное окно ≈ в 22 раза и уменьшение амплитуды колебаний.
  • Слайд 15
    • musculusstapedius. ограничевает колебания стремечка.
    • Рефлекс возникает через 10мс после действия сильных звуков на ухо.
  • Слайд 16

    Передача звуковой волны в наружном и среднем ухепроисходит в воздушной среде.

  • Слайд 17
    • Благодаря евстахиевой трубе, давление в этой полости равно атмосферному.
    • Это создает наиболее благоприятные условия для колебаний барабанной перепонки.
  • Слайд 18

    Внутреннее ухо. Улитка

    • Находится в пирамиде височной кости.
    • Здесь звук переходит в жидкую среду.
    • Улитка - костный, спиральный (2,5 витка), постепенно расширяющийся канал.
    • Диаметр улитки у основания 0,04мм, на вершине -0,5мм.
  • Слайд 19
    • Костный канал разделен двумя мембранами: тонкой вестибулярной мембраной ( Рейснера)
    • и плотной, упругой основной мембраной.
    • На вершине улитки обе эти мембраны соединяются, в них имеется отверстие helicotrema.
    • 2 мембраны делят костный канал улитки на 3 хода.
  • Слайд 20
    • Стремечко
    • Круглое окно
    • Овальное окно
    • Базальная мембрана
    • Три канала улитки
    • Рейснерова мембрана
  • Слайд 21

    Каналы улитки

  • Слайд 22

    1) Верхний канал вестибулярная лестница (от овального окна до вершины улитки).

    2) Нижний канал – барабанная лестница (от круглого окна). Каналы сообщаются, заполнены перилимфой и образуют единый канал.

    3) Средний или перепончатый канал заполнен ЭНДОЛИМФОЙ.

  • Слайд 23

    Эндолимфа образуется сосудистой полоской на наружной стенке средней лестницы.

  • Слайд 24

    Кортиев орган

    • Находится на основной мембране.
    • Это рецепторный аппарат слухового анализатора.
  • Слайд 25
    • Фонорецепторы являются механорецепторами.
    • Это волосковые клетки.
    • Различают внутренние и наружные. Разделены кортиевыми дугами.
  • Слайд 26

    Внутренние

    • располагаются в один ряд,
    • их около 3500 клеток.
    • Имеют 30 – 40 толстых и очень коротких волосков (4 – 5 МК).
  • Слайд 27

    Наружные

    • располагаются в 3 – 4 ряда,
    • их 12000 – 20000 клеток.
    • Имеют 65 – 120 тонких и длинных волосков.
  • Слайд 28

    Волоски рецепторных клеток омываются эндолимфой и контактируют с текториальной мембраной.

  • Слайд 29

    Строение кортиева органа

  • Слайд 30
    • Внутренние фоно- рецепторы
    • Текториальная мембрана
    • Наружные фоно-рецепторы
    • Нервные волокна
    • Базальная мембрана
    • Опорные клетки

  • Слайд 31

    Возбуждение фонорецепторов

  • Слайд 32
    • При действии звуков основная мембрана начинает колебаться.
    • Волоски рецепторных клеток касаются текториальной мембраны
    • и деформируются.
  • Слайд 33
    • В фонорецепторах возникает рецепторный потенциал и слуховой нерв возбуждается по схеме вторичночувствующих рецепторов.
    • Слуховой нерв образован отростками нейронов спирального ганглия.
  • Слайд 34

    Электрические потенциалы улитки

  • Слайд 35

    5 электрических феноменов:

    1.мембранный потенциал фонорецептора. 2.потенциал эндолимфы (оба не связаны с действием звука);

    3.микрофонный,

    4.суммационный

    5.потенциал слухового нерва (возникают под влиянием звуковых раздражений).

  • Слайд 36

    Характеристика потенциалов улитки

  • Слайд 37

    1) Мембранный потенциал рецепторной клетки - разность потенциалов между внутренней и наружной стороной мембраны. МП= -70 - 80 МВ.

    2) Потенциал эндолимфы или эндокохлеарный потенциал.

    Эндолимфа имеет положительный потенциал по отношению к перилимфе. Эта разность равна 80мв.

  • Слайд 38

    3) Микрофонный потенциал (МП).

    • Регистрируется при расположении электродов на круглом окне или вблизи рецепторов в барабанной лестнице.
    • Частота МП соответствует частоте звуковых колебаний, поступающих на овальное окно.
    • Амплитуда этих потенциалов пропорциональна интенсивности звука.
  • Слайд 39

    4) Суммационный потенциал.

    Это сдвиг исходной разности потенциалов при записи МП во время действия сильного или высокочастотного звука.

  • Слайд 40

    5)Потенциал действия волокон слухового нерва

    Является следствием возникновения в волосковых клетках микрофонного и суммационного потенциалов. Количество зависит от частоты действующего звука.

  • Слайд 41
    • Если действуют звуки до 1000гц,
    • то в слуховом нерве возникают ПД соответствующей частоты.
    • При более высоких частотах – частота ПД в слуховом нерве снижается.
  • Слайд 42

    При низких частотах ПД наблюдаются в большом, а при высоких – в небольшом количестве нервных волокон.

  • Слайд 43

    Блок-схема слуховой системы

  • Слайд 44

    Сенсорные клетки улитки

    • Нейроны спирального ганглия
    • Кохлеарные ядра продолговатого мозга
    • Нижние бугры четверохолмия (средний мозг)
    • Медиальное коленчатое тело таламуса промежуточный мозг)
    • Височная доля коры (41, 42 поля по Бродману)
  • Слайд 45

    Роль различных отделов ЦНС

  • Слайд 46
    • Кохлеарные ядра – первичное распознавание характеристик звуков.
    • Нижние бугры четверохолмияобеспечивают первичные ориентировочные рефлексы на звук.

    Слуховая область коры обеспечивает:

    1) реакцию на двигающийся звук;

    2) выделение биологически важных звуков;

    3) реакцию на сложный звук, речь.

  • Слайд 47

    Теории восприятия звуков различной высоты (частоты)

    1.Резонансная теория Гельмгольца.

    2.Телефонная теория Резерфорда.

    3.Теория пространственного кодирования.

  • Слайд 48

    Резонансная теория Гельмгольца

    Каждое волокно основной мембраны улитки настроено на свою частоту звука:

    - на низкие частоты – длинные волокна у верхушки;

    - на высокие частоты - короткие волокна у основания.

  • Слайд 49

    Теория не нашла подтверждения потому что:

    Волокна мембраны не натянуты и не имеют «резонансных» частот колебаний.

  • Слайд 50

    Телефонная теория Резерфорда (1880г.)

  • Слайд 51

    Звуковые колебания →овальное окно→ колебание перилимфы вестибулярной лестницы→через геликотрему колебание перелимфы барабанной лестницы→колебания основной мембраны

    → возбуждение фонорецепторов

  • Слайд 52
    • Частоты ПД в слуховом нерве соответствуют частотам действующего на ухо звука.
    • Однако это справедливо только до 1000гц.
    • Более высокую частоту ПД нерв не может воспроизвести
  • Слайд 53

    Теория пространственного кодирования Бекеши.( Теория бегущей волны, теория места)

    Объясняет восприятие звука с частотами выше 1000 Гц

  • Слайд 54
    • При действии звука стремечко непрерывно передает колебания на перилимфу.
    • Через тонкую вестибулярную мембрану они передаются на эндолимфу.
  • Слайд 55
    • Вдоль эндолимфатического канала к геликотреме распространяется «бегущая волна».
    • Скорость ее распространения постепенно падает,
  • Слайд 56
    • Амплитуда волны сначала увеличивается,
    • затем снижается и ослабевает
    • не доходя до геликотремы.
    • Между местом возникновения волны и точкой ее затухания лежит амплитудный максимум.
  • Слайд 57
    • Амплитудный максимумлокализуется в различных участках основной мембраны в зависимости от частоты.
    • Сенсорные клетки возбуждаются наиболее сильно в области амплитудного максимума.
  • Слайд 58
    • Для высоких частот амплитудный максимум находится в области овального окна.
    • Для низких частот– в области верхушки улитки.
  • Слайд 59
    • Для средних частот – в средней части основной мембраны.
    • Эта теория справедлива при звуковых колебаниях выше 800 – 1000 Гц.
  • Слайд 60
    • Основная мембрана
    • Вестибулярная лестница
    • Барабанная лестница
  • Слайд 61

    Кодирование интенсивности звука

    осуществляется путем раздражения внутреннего и наружного слоев рецепторных клеток кортиева органа.

  • Слайд 62

    Наружные фонорецепторы имеют тонкие и длинные волоски и деформируются текториальной мембраной при более слабых звуках.

  • Слайд 63

    Внутренние фонорецепторы с толстыми и короткими волосками возбуждаются при сильных звуках.

  • Слайд 64

    В зависимости от интенсивности звукового раздражения имеется разное соотношение числа возбужденных внутренних и наружных фонорецепторов.

  • Слайд 65
    • Внутренние
    • Наружные
  • Слайд 66

    Слуховая система как регулятор функций

  • Слайд 67

    1) За счет коллатеральных связей звуковая информация изменяет активность ретикулярной формации, а она по восходящим и нисходящим путям активирует другие отделы ЦНС, в том числе АНС, ЖВС.

    2) За счет связей с двигательными ядрами способствует изменению тонуса мышц, позы, движений.

    3) Специально подобранная музыка повышает работоспособность.

  • Слайд 68

    4) Бодрая и маршевая музыка снимает утомление.

    5) Шум выше 95дб снижает работоспособность, ухудшает работу внутренних органов.

    6) Ушная раковина имеет много БАТ.

  • Слайд 69

    БАТ на ушной раковине

  • Слайд 70

    Методы исследования слухового анализатора

    1) Определение остроты слуха шепотом, речью.

    2) Тональная аудиометрия.

    3) Время костной и воздушной проводимости звука.

    4) Бинауральность слуха.

  • Слайд 71

    Аудиограмма

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке