Содержание
-
ТЕМА 14. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ПОТРЕБНОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ ДИСЦИПЛИНА- СЕРВИСОЛОГИЯ (ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ) СПЕЦИАЛЬНОСТИ - 10010365 (230500 – СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ СЕРВИС И ТУРИЗМ; 10011065 (230600) ДОМОВЕДЕНИЕ ИНСТИТУТ: ИСМД, кафедра СЕРВИСА И МОДЫ КОНОПЛЕВА НИНА АЛЕКСЕЕВНА – КАНД. КУЛЬТУРОЛОГИИ, ДОЦЕНТ ПО КАФЕДРЕ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ЗАВ, КАФ. СМ
-
ПЛАН ЛЕКЦИИ:1. Основные подходы к понятию потребности как системной реакции.2.Классификации потребностей.3. Материальные потребности. Характеристика.4. Социальные потребности.5. Духовные потребности.
-
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ 3 Потребности – нужда, недостаток в чем - либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом, внутренний побудитель активности. Потребность – в самом общем значении этого слова – существенное звено в системе отношений любого действующего субъекта, это определенная нужда субъекта в некоторой совокупности внешних условий его бытия, притязание к внешним обстоятельствам, вытекающее из его сущностных свойств, природы (Здравомыслов А.Г.)
-
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им как «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт» - отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Диалектическое единство объективной нужды и ее осознание.
-
Требования к знаниям, умениям и навыкам 5 Знания: понятия потребность, ее характеристики и классификаций. Умения: Анализировать структуру потребностей, прогнозировать поведение клиента с учетом его низших и высших потребностей. Умение переводить неосознаваемые потребности в осознаваемые. - Навыки - управления поведением потребителя в процессе продаж с учетом его потребностей.
-
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ
В качестве носителя потребностей могут выступать: биологический организм; человеческий индивид; сообщество людей (семья, род, племя, народ); социальная группа или социальный слой (класс, нация, сословие, поколение, профессиональная группа)
-
Классификация потребностей: материальные – духовные; индивидуальные – групповые; производственные – непроизводственные; рациональные – нерациональные; текущие - ожидаемые; реальные – идеальные; жизненно важные – второстепенные;
-
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ(продолжение)
традиционные – новые; постоянные – временные; возвышенные – низменные. Чаще всего потребности делятся по происхождению на биогенные (первичные) и социальные (вторичные). К числу первичных относятся потребности самосохранения (пища, вода, отдых, сохранение здоровья, воспроизведение потомства)
-
К вторичным потребностям относятся потребности в самоутверждении, общении, достижениях, дружбе, любви, знаниях, саморазвитии, творчестве, самовыражении. Структурный анализ системы потребностей основан на необходимостях, возникающих у человека в процессе жизнедеятельности. а) необходимость самосохранения и социализации (поддержание жизнедеятельности организма, воспитание, обучение)
-
б) необходимость трудовой деятельности и самоутверждения (приобретение профессии, социального статуса, участие в жизни коллектива); в) необходимость продолжения рода и упорядочения семейной жизни (любовь, супружество, семья, дети); г) необходимость самосовершенствования, развития, самовыражения (самообразование, творчество, физкультура и спорт); д)необходимость коммуникации и передвижения.
-
Две первые необходимости выступают основой потребностей низшего уровня, две последние – основа потребностей высшего уровня, необходимость продолжения рода и упорядочения интимной жизни является промежуточной связью между уровнями. С иерархией необходимостей связаны пять подуровней потребностей: Базисныепотребности: первый подуровень – бытовые потребности, потребности в социальных гарантиях и
-
обеспечении, потребности в освоении и усвоении социальных ценностей. В первом подуровне выделяют комплексы потребностей: а) в товарах народного потребления и услугах (потребность в жилище, домашнем хозяйстве, питании, гардеробе, отдыхе, передвижении); б) в функционировании социальных институтов, обеспечивающих реализацию прав и обязанностей граждан – потребность в социальных гарантиях
-
и социальном обеспечении (социальное страхование, образование, охрана здоровья и др.); в) в участии в общественных организациях (потребность в принадлежности). Второй подуровень – трудовые потребности и потребности самоутверждения (потребность в труде, профессии, квалификации, продвижении по службе, общении в профессиональной среде, в нормальном
-
нравственно-психологическом климате в коллективе, в статусе, в активной жизненной позиции, потребность в уверенности в будущем); Третий подуровень – потребности, связанные с интимной жизнью и образованием семьи (семейные потребности). Этот подуровень потребностейобеспечивает связь между первым, вторым, четвертым и пятым подуровнями.
-
Высшие потребности Эти потребности обеспечивают всестороннее развитие человека. Среди них выделяют: четвертый подуровень – культурно-досуговые потребности пассивного характера: а) познавательные потребности; б) потребности в художественном чтении; в) потребности в общении с искусством; г) потребности в игре и др.
-
Пятый подуровень – культурно - досуговые потребности активного характера а) потребность творчества; б) потребность в самодеятельности; в) потребность в самовыражении; г) потребности социально-политические и нравственные. Ядро потребностей высшего уровня составляют потребности во всестороннем развитии и самоактуализации. Вершина иерархии – группа потребностей,
-
связанных с необходимостью личности осознать себя, свою жизнь через подлинный смысл существования.
-
Вопросы для самопроверки
Дайте определение понятию потребности. Охарактеризуйте группы потребностей с учетом критериев, положенных в основу классификации. Дайте характеристику первичным и вторичным потребностям человека. Дайте характеристику структурного анализа системы потребностей. Поясните классификации потребностей Г. Меррея и А. Маслоу
-
Рекомендуемая литература: Основная литература: 19 Коноплева Н.А. Сервисология (человек и его потребности): учеб.пособие/Н.А. Коноплева. – М.: Флинта : МПСИ, 2008. – 248 с. Дополнительная литература: Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты/Р. Фрэнкин. – 5 изд. – СПб.: Питер, 2003. Мотивация и деятельность /Х. Хекхаузен. – 2-е изд. – СПб.: Питер, М.: Смысл, 2003.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.