Презентация на тему "Теоретические основы определения и сущности цены"

Включить эффекты
1 из 26
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Теоретические основы определения и сущности цены" по экономике. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

    Теоретические основы определения и сущности цены

    Основные теории и функции цен

  • Слайд 2

    Значение цен

    Ценообразование - одно из важнейших звеньев хозяйственного механизма: Ценообразование и система цен - важное действенное орудие проведения экономической политики государства. Цены используются при прогнозировании объемов и темпов производства отдельных отраслей и сфер материального производства, величины национального дохода, общехозяйственных пропорций и отраслевой структуры промышленности. Оказывают прямое воздействие на качественные показатели деятельности предприятий, на развитие и формирование структуры производства и потребления. Особое значение категория цены имеет для показателей себестоимости продукции и пр.

  • Слайд 3

    Цены и модель хозяйствования

    Затратные цены были порождены затратным хозяйственным механизмом, т.е. такой системой управления, планирования, финансирования, материально-технического снабжения, оценки деятельности и формирования доходов предприятий, при которой деятельность предприятий оценивалась по степени выполнения централизованно устанавливаемых им вышестоящими органами управления плановых заданий, а их финансовое положение определялось не эффективностью деятельности на рынке, а решениями вышестоящих органов управления.

  • Слайд 4

    Рыночная модель хозяйствования и цены

    Нормальное развитие рыночной экономики невозможно без рыночных цен, которые выполняют роль регулятора производственно-хозяйственной деятельности предприятий, способствуют поддержанию основных хозяйственных пропорций. Однако полный отказ от государственного управления ценами и ценообразованием представляет другую крайность. В странах с развитой рыночной экономикой ценообразованием управляют и государство и рынок. Необходимость государственного регулирования цен объясняется их огромной экономической и социальной значимостью. Неконтролируемый рост цен неизбежно сопровождается спадом промышленного производства, снижением жизненного уровня населения, общим расстройством хозяйственного механизма и возникновением социальных конфликтов. Государственное регулирование цен в рыночной экономике осуществляется через разветвленную систему прямых и косвенных методов, к которым относятся: контроль за ценами, установление границ их изменений и даже «замораживание» цен, воздействие на издержки производства и прибыль путем льготного кредитования и налогообложения, таможенного и валютного регулирования и т. д.

  • Слайд 5

    Направления теории цены

    Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этой стадии была характерна затратная теория цены, яркими представителями которой были Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

  • Слайд 6

    Затратная теория цены

    Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену. Стоимость– это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, а следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

  • Слайд 7

     

    Что же касается цены товара, то она есть денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отклоняться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов.

  • Слайд 8

    Затратная теория цены

    Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости.

  • Слайд 9

    Теория полезности

    Другая концепция объясняет цену товара суммой денежных затрат в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.

  • Слайд 10

    Понятие полезности

    Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара. Различают общую и предельную полезность. Общая полезность (TU) - это удовлетворение, которое субъект получает от потребления общего количества определенного блага. Предельная полезность (MU) представляет собой прирост общей полезности i-го блага в результате увеличения потребления его на одну единицу.

  • Слайд 11

    Количественная теория полезности

    Леон Вальрас Количественная теория полезности была предложена в последней трети XIX в. У. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом одновременно и независимо друг от друга.

  • Слайд 12

     

    Уильям Стэнли Джевонс Количественная теория полезностиоснована на предположении о возможности сопоставления различных благ на основе сопоставления их полезностей, измеренных в специальных единицах. В качестве такой единицы предлагалось использовать единицу, названную «ютил» (от англ. utiliti - полезность). Ютилы - это гипотетические единицы полезности, предложенные для измерения удовлетворения, которое может получить человек от потребления какого-либо блага.

  • Слайд 13

     

    Карл Менгер Количественная оценка полезности какого-либо товара или товарного набора имеет исключительно индивидуальный, субъективный характер. В основе количественного подхода лежит не объективное измерение полезности, а субъективные оценки потребителей.

  • Слайд 14

    Порядковая теория полезности

    Вильфредо Парето Альтернативную количественной порядковую теорию полезности предложили Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. В 30-х гг. ХХ в. после работ Ричарда Аллена и Джона Хикса эта теория приобрела завершенную каноническую форму, стала общепринятой и наиболее распространенной.  

  • Слайд 15

     

    Ирвинг Фишер Порядковая теория полезности основывается на менее жестких предположениях, чем количественная. От потребителя не требуется умения измерять полезность благ в каких-либо единицах. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их «предпочтительности».

  • Слайд 16

     

    Френсис Исидор Эджуорт Суть порядковой теории полезности заключается в том, что здесь используется не абсолютная, а относительная оценка полезности, показывающая предпочтение потребителя или ранг потребляемого товарного набора, и не ставится вопрос о том, насколько один товарный набор предпочтительнее другого.

  • Слайд 17

    А.Маршалл и рыночная теория цены

    Альфред Маршалл В рамках разработки этой теории А. Маршалл предложил компромиссное объединение в единую систему важнейших понятий и категорий из различных буржуазных теорий стоимости. Так идеи из теории "факторов производства" были включены им в систему объяснений закономерностей формирования предложения товаров, идеи из теории предельной полезности и сама эта категория вошли в структуру объяснений закономерностей формирования потребительского спроса.

  • Слайд 18

    Систематизация подходов к определению цены

  • Слайд 19

    Экономические функции цены

    1. Учетная функция цены, или функция учета и измерения затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном счете цена показывает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли

  • Слайд 20

    Функции цены

    2. Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли. В хозяйственной жизни цены могут способствовать или препятствовать увеличению или сокращению выпуска и потребления тех или иных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они сами непосредственно продают свою продукцию. С помощью цены можно стимулировать или дестимулировать: научно-технический прогресс; экономию затрат ресурсов; изменение качества продукции; изменение структуры производства и потребления.

  • Слайд 21

     

    3. Распределительная функция цены (главная функция) связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального (чистого) дохода между: отраслями экономики; различными формами собственности; регионами страны; фондом накопления и фондом потребления; различными социальными группами населения.

  • Слайд 22

     

    4. Функция сбалансирования спроса и предложения. Сущность данной функции состоит в том, что установление сбалансированности между спросом и реальным предложением в рыночной экономике может быть осуществлено только при определенном уровне цены. Это так называемые равновесные цены, которые балансируют спрос и предложение.

  • Слайд 23

    Закрепление материала

    1. С позиции стоимостного подхода цена – это ### выражение стоимости товара. 2. С позиций теории полезности цена является внестоимостной величиной, для определения которой оценка ### более значима, чем затраты производителя. 3. Представители затратной теории цен: А) У. Петти Б) Л. Вальрас В) В. Парето Г) К. Маркс Д) Дж. Хикс 4 Представители теорий полезности: А) К. Маркс Б) У. Джевонс В) Р. Аллен Г) Д. Рикардо Д) А. Смит

  • Слайд 24

     

    5. Идеи затратной теории явились основой для объяснения закономерностей формирования: А) спроса Б) предложения В) эластичности Г) полезности   6. Идеи теорий полезности явились основой для объяснения закономерностей формирования: А) спроса Б) предложения В) эластичности Г) полезности 7. Основные функции цен в рыночной экономике: А) учетная Б) затратная В) доминирующая Г) стимулирующая Д) координирующая

  • Слайд 25

     

    8. Связь между производством и потреблением в экономике осуществляется посредством функции цены: А) распределительной Б) стимулирующей В) балансирования спроса и предложения Г) учётной 9. Главная функция цен в рыночной экономике: А) распределительная Б) стимулирующая В) балансирования спроса и предложения Г) учётная 10. Стимулирующая функция цены проявляется в: А) развитии предпринимательства Б) стремлении предпринимателей получить прибыль В) поощрительном или сдерживающем воздействии на производство Г) повышении эффективности использования ресурсов  

  • Слайд 26

     

    11. Стимулирующая функция цены проявляется в: А) повышении эффективности производства и потребления Б) стремлении предпринимателей получить прибыль В) поощрительном или сдерживающем воздействии на потребление товаров и услуг Г) увеличении разнообразия товаров и услуг 12. Эффективность использования производственных ресурсов проявляется в функции цены: А) стимулирующей Б) балансирования спроса и предложения В) распределительной Г) учетной

Посмотреть все слайды