Содержание
-
Профессиональная этика в информационном обществе
Лекция 5. Профессиональная этика и этикет.
100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм», 100110.65 «Домоведение». Институт Сервиса, моды и дизайна; кафедра Сервиса и моды. Слесарчук Ирина Анатольевна.
-
План лекции
- Информационное общество как качественно новый этап в развитии профессиональной морали.
- Современные профессиональные этические кодексы.
-
Материал для восстановления знаний
Определения терминов «профессиональная этика» и «профессиональная мораль»
- Профессиональная этика – совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу, а также взаимоотношения людей в трудовой деятельности.
- Профессиональная мораль – это совокупность нормативов и требований в сфере трудовой деятельности, включая способы реализации и оценку их практических результатов
- Профессиональная мораль отражает отличия моральных требований к специалистам от общепринятых в обществе норм и традиций поведения.
-
Информационное общество как качественно новый этап в развитии профессиональной морали
-
Признаки постиндустриального общества (начиная с 60-х – 70-х г.г. XX в.)
- Появление теории нулевого роста, обосновывающей отказ от расширенного воспроизводства с целью сохранения окружающей среды и установления равновесия между обществом и природой;
- Повышение требований общества к социальной ответственности бизнеса и экологии;
- Появление проблемы нехватки невозобновляемых материальных ресурсов;
- Повышение роли нематериальных ресурсов, знаний в развитии экономики;
- Возникновение проблемы удовлетворения высоких запросов личности в выборе интересной работы, в разнообразном отдыхе, в заботе о здоровье;
- Глобализация экономики и конкуренции, развитие международных рынков, образование экономических союзов
- Повышение роли информационных технологий и их влияния на организацию и этику делового общения.
-
Проблемы профессиональной этики в информационном обществе
Проблемы профессиональной этики в информационном обществе
-
Этические нормы фирмы в постиндустриальном обществе
- Справедливое отношение к работникам;
- Достойная оплата и безопасность их труда;
- Высокое качество продукции и услуг;
- Сохранение окружающей среды;
- Правдивость рекламы;
- Соблюдение всех обязательств перед государством, партнерами, акционерами, работниками;
- Участие в социально-экономическом развитии районов, где расположена фирма
- Участие в благотворительной деятельности;
- Доступ общественности и государственных органов ко всем видам информации о делах фирмы.
-
Модель менеджера XXI в.
Модель менеджера XXI в.
-
Современные профессиональные этические кодексы
-
Что представляет собой профессиональный этический кодекс?
- Этический кодекс - конвенции между профессионалами относительно их поведения по отношению к другим публичным группам и внутри данного профессионального сообщества (группы)
- Создается в ответ на фактические или ожидаемые этические конфликты в профессиональной деятельности
- Не обозначаются права гражданина, которые закреплены в иных документах и носят нормативно правовой характер (гражданские кодексы, законы и другие нормативно-правовые акты)
- Кодекс должен отражать реальную значимость и достоинства поведения данной профессиональной группы относительно широкой публики
Кодекс должен отвечать на вопросы:
- какие публичные группы могут пострадать от неэтичных действий данной профессиональной группы или ее отдельных членов?
- каким образом можно предотвратить неэтичные действия данной профессиональной группы?
- с какими типами этических проблем сталкиваются публичные группы, зависящие от действий данной профессиональной группы?
-
Древнейший кодекс профессиональной этики – клятва Гиппократа
Древнейший кодекс профессиональной этики – клятва Гиппократа
"Клянусь врачующим Аполлоном, и Асклепием, и Гигией, и Панацеей, всеми богами и богинями, призываю их в свидетели, что буду оставаться верным этой клятве и подписанному мной договору во всех своих суждениях и отдавать этому все свои силы. Буду помнить тех, кто обучил меня этому искусству, ежели захотят воспринять его, не требуя воздаяния; буду передавать поучения письменные и устные, а также любые другие виды знания моим детям, равно как и детям моего учителя, и другим ученикам, что поклялись быть верными и полезными, но никому другому. Употреблю все свои силы для помощи больным и воспрепятствую несправедливости и нанесению вреда. Никому не поднесу лекарства смертоносного, даже если о том попросят, также не дам такого совета другому, не допущу беременных женщин до аборта. Сохраню в чистоте и святости мою жизнь и мое искусство. Не стану оперировать страдающего каменно-почечной болезнью, но предоставлю это искушенным практикам. Во всех случаях иду на помощь больному, остерегаясь вреда и несправедливости, в особенности возбуждения похоти в телах мужчин и женщин, свободных или рабов. А ежели доведется услышать и увидеть по долгу профессии или вне ее в моих отношениях с людьми нечто, что не подлежит разглашению, о том сохраню молчание и как священную тайну уберегу. И если сохраню верность этой клятве и не унижусь, пусть мне ниспошлется лучшее из этой жизни — искусство и вечная честь. Если же нарушу клятву, да буду покрыт бесчестьем и позором".
-
Основные функции кодекса этики
Основные функции кодекса этики
-
Виды этических кодексов
Профессиональные
- регулятивный документ с конкретно разработанными правилами, включая санкции по отношению к нарушителям. Такие кодексы разрабатываются авторитетными специалистами и принимаются ни специальных симпозиумах;
Декларативные
- относительно краткие хартии, декларации, создаваемые в процессе формирования профессионального сообщества. Это своего рода декларации о намерениях;
Развернутые
- подробные кодексы отдельных фирм, организаций, включающие конкретные обязательства работников перед клиентами и партнерами, сотрудниками и обществом.
-
Подходы к созданию этических кодексов
Подходы к созданию этических кодексов
-
Структура этических кодексов
Структура этических кодексов
-
Содержание этических кодексов
- введение;
- послание руководителя организации;
- основная миссия организации, ее цели;
- описание того, каким должен быть работник организации;
- трудовые династии;
- традиции и ритуалы организации;
- конкурсы профессионального мастерства;
- взаимоотношения с другими организациями;
- отношения с клиентами и партнерами других фирм;
- общественная жизнь организации;
- отношения между руководителями и подчиненными;
- отношения между руководителями;
- отношение к женщинам — работницам организации;
- отношение к молодежи, работающей в организации;
- отношение организации к пенсионерам;
- поведение в случае допущения производственных ошибок;
- требования к деловому костюму работников организации;
- выбор средств для реализации задач трудовой деятельности;
- личные обязанности работников;
- коллективные обязательства;
- способы общения с конкурентами.
-
Приобретенные знания
- Знание особенностей развития профессиональной этики в постиндустриальном обществе
- Знание функций, видов, структуры и содержания современных этических кодексов
-
Вопросы для самопроверки
- Характеристика современных профессиональных этических кодексов.
- Значение морально-профессиональных кодексов в управлении коллективом
- Каковы механизмы внедрения этических норм в современные деловые отношения?
-
Рекомендуемая литература
- Профессиональная этика: учебное пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. М.Н. Росенко. – Санкт-Петербург: ООО ИД «Петрополис», 2006. – 200 с.
- Барышева А.Д., Матюхина Ю.А., Шередер Н.Г. Этика и психология делового общения (сфера сервиса). – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006. – 256 с.
-
Использование материалов презентации
Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.