Содержание
-
Методы и формы проведения занятий по физической культуре на развитие пространственной ориентации и координации движений у детей дошкольного возраста
Презентацию подготовила: Инструктор по ФИЗО Степина Юлия Анатольевна
-
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей была и остается проблема ориентировки в пространстве и мобильности.
-
Пространственная ориентировка — это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и свое положение относительно каждого из них . Умение ориентироваться в пространстве – важное условие формирования полноценной личности дошкольника, его социальной адаптации и интеграции в общество.
-
Термин «ориентировка» тесно связан с термином «мобильность». Изучая применение этого термина, многие авторы отмечают, что мобильность – это рациональное передвижение, которое определяется следующими факторами: двигательная способность, навыки применения двигательного контроля и знание структуры окружающей обстановки. Способность свободно ориентироваться и взаимодействовать с окружающей средой – это и есть мобильность. Ориентировка и мобильность тесно взаимосвязаны между собой.
-
Одним из основныхпринциповдетскойпсихологииявляетсяположение о том, чторазличныепсихическиепроцессы у ребенкаможносформироватьпутемпостроениянаправленногообучения и черезорганизациюегодеятельности. Признаетсяочевидным, чтодвигательнаядеятельностьребенкапредставляетсобойнаиболееширокиевозможностидляразвития у дошкольниковориентировки в пространстве,какважнойсоставляющейпространственныхпредставлений.
-
В повседневной жизни детей существует множество ситуаций, дающих воспитателю возможность формировать у дошкольников пространственные представления. Во время специально организованных физкультурных занятий также используются специальные игровые упражнения и кратковременные игры, направленные на развитие ориентировки в пространстве.
-
Однако, как отмечают многие исследователи и практики, не существует достаточно стройной системы занятий по овладению детьми пространственных представлений на занятиях по физкультуре, не определены условия их формирования.
-
В обучении детей пространственным ориентировкам на занятиях по физкультуре первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Ориентировка «на себе» включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т. д.). Она формируется еще в младшем возрасте, но представляется необходимым включать ее в занятия и в старшей группе, поскольку некоторые дети на протяжении всего обучения путают правую и левую стороны.
-
Кроме того, дети должны накопить достаточный и разнообразный практический опыт действования правой и левой рукой. Необходимо закрепить дифференцированный характер сначала таких действий, как держать ложку, карандаш, кисточку в правой руке; левой рукой придерживать тарелку, лист бумаги и т. п., а затем побуждать детей различать руки по названию и самостоятельно именовать.
-
Важно закрепить связь между названием руки и характером действий, специфичных для каждой из них (что делает ребенок правой рукой и левой). На обучающих упражнениях следует сопоставлять обе руки по названию и характеру действий. Сравнение ускоряет процесс дифференцирования.
-
Основное же внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется ориентировке «от себя». Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя». Следующая задача в обучении — ориентировка на внешних объектах («на любых предметах», «на человеке»). Пространственная ориентировка на любых объектах предметного окружения становится возможной, если усвоена пространственная ориентировка на собственном теле.
-
Ребенок мысленно переносит ее на другие объекты (выделяет различные их стороны — переднюю, заднюю, боковые, верхнюю и нижнюю) и на другого человека (вверху — голова, а внизу — ноги; впереди — лицо, сзади—спина; одна рука—справа, другая—слева). На основе полученных знаний дети знакомятся с пространственными направлениями «направо — налево».
-
Следует особое внимание обращать на освоение пространственного словаря, т.к. словарь пространственных терминов ребенка служит показателем его знаний об этих отношениях. Это первое условие, способствующее установлению полного соответствия между «пространственным образом» и словом, его обозначающим. Вторым условием является необходимость обобщать единичные, разрозненные восприятия детей о пространственных отношениях. Для этого выполняются упражнения на распознавание детьми не только различных пространственных ориентировок, но и идентичных.
-
Третье условие — научить детей сравнивать парно-противоположные пространственные отношения и направления: «впереди — сзади», «справа — слева», «над — под», «под — за», «посередине — с краю», «вверху – внизу». Прием сравнения помогает ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозначений.
-
Таким образом, расширение пространственных представлений детей на занятиях по физической культуре представляется перспективным направлением работы, способствующим более эффективному формированию пространственных ориентировок и овладению различными видами движений.
-
«Найди себе пару»
-
Построение в шеренгу ориентир –красный флажок
-
Перестроение в 3-4 колонны и по диагонали
-
Подвижная игра«Пассажиры и автобус»
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.