Содержание
-
муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад «Тополек» г.ВолгодонскаНейропсихологический подход при внедрении здоровьесберегающих техник с целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОНР.
подготовила учитель-логопед высшей квалификационной категории: Михайленко Наталья Ивановна
-
Нейропсихология — это наука о мозговой организации высших психических функций человека.
И.П. Павлов, И М. Сеченов, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.А. Бернштейн, А.Р. Лурия. Т.Г. Визель «Основы нейропсихологии» Нейропсихология изучает: -психологическую структуру, мозговую организацию неречевых ВПФ, речевой функции -нарушения речевой и других ВПФ, их диагностику и методы коррекционно-восстановительной работы -нарушения речевой и других ВПФ в зависимости от поражения мозга
-
Для дефектологии нейропсихология позволяет
-понять мозговые механизмы различных нарушений развития -расширить спектр диагностических методов -анализировать структуру дефекта пострадавшей функции -выбирать оптимальные методы коррекционной работы
-
Нейропсихология выделяет варианты трудностей обучения
-трудности переработки слуховой и кинестетической информации -трудности переработки зрительно-пространственной информации -трудности вхождения в задание -трудности ориентировки в условиях задачи (инструкции) -трудности построения программы, её упрощение, повторение программы -импульсивность, лёгкая отвлекаемость -трудности контроля за выполнением задания -трудности переключаемости на другое задание -трудности программирования и контроля
-
Александр Романович Лурия
Психические процессы человека - сложные функциональные системы, локализованные в узких, ограниченных участках мозга, а осуществляются при участии комплексов совместно работающих мозговых аппаратов, каждый из которых вносит свой собственный вклад в организацию этой функциональной системы.
-
По А.Р. Лурия ВПФ осуществляется 3-мя блоками мозга
-
I блок. Подкорковые и стволовые структуры мозга.
1.Поддержание оптимального уровня бодрствования или общего уровня активности (тонизирует кору и испытывает её дифференцирующее влияние). -поддержание общего уровня активности -темповые характеристики -работоспособность -модально-неспецифическая форма памяти -устойчивость и концентрация внимания -регуляция эмоций
-
II блок. Височные отделы
2.Переработка слуховой информации. -слуховое восприятие -соотношение слухового образа со значением (словарь) -слухоречевая память -фонематический анализ
-
II блок. Передние теменные отделы
3. Переработка кинестетической информации. -обработка сенсорной информации -представление о «схеме тела» -артикуляция -анализ графических движений
-
II блок. Затылочные отделы
4. Переработка зрительной информации. -зрительное восприятие -зрительная память 5.Переработка зрительно-пространственной информации. -ориентировка на листе бумаги (п. п.) -удержание строки (п.п.) -пространственная ориентация букв и цифр (п.п. + л.п.) -понимание предложных и логико-грамматических конструкций (п.п. + л.п.)
-
III блок. Префронтальные отделы
6.Серийная организация движений. -усвоение двигательной программы -автоматизация двигательного навыка -плавность переключения между движениями 7. Программирование, регуляция и контроль деятельности. -избирательное внимание -планирование и удержание программы действия -рабочая память -оттормаживание стереотипных и импульсивных реакций -переключение внимания
-
Этапы развития управляющих функций (лобные доли)
по исследованиям Семёновой Л.К., 1990, Берк Л.Е., 2006 -1 год -3 года -5-6 лет 9-10 лет 12-14 лет 18-20 лет
-
Произвольное движение
(сознательно регулируемое) Первый блок- обеспечивает нужный тонус мышц, без которого никакое координированное движение не было бы возможным. Второй блок- даёт возможность осуществить афферентные (от рецептора к нервному центру) синтезы, в системе которых протекает движение. Третий блок- обеспечивают подчинение движения и действия соответствующим намерениям, создаёт программы выполнения двигательных актов и обеспечивает ту регуляцию и контроль протекания движений.
-
Межполушарное взаимодействие
Представление слова целиком – правое полушарие Переход от звука к букве - левое полушарие. Звук рождается в правом полушарии, а переходит в знаковую систему в левом полушарии.
-
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?
•зеркальное написание букв и цифр•псевдолеворукость•отклонения в речевом развитии•неловкость движений•агрессия•плохая память•отсутствие познавательной мотивации• инфантильность
-
Развитие межполушарное взаимодействия
-
-
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРА НА ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ОППОЗИЦИОННЫХ ЗВУКОВ
-
Заикание. Т. Г. Визель.
Правое полушарие (творческое, эмоциональное, иррациональное) подчиняется смысловой программе левого (логического, рационального). (смысл должен стать доминантным, а ритм — субдоминантным). «Сопротивление» правого полушария тому, чтобы перейти на субдоминантное положение, передав часть своих речевых функций доминантному левому – это основной патогенетический механизм развивающегося в этих случаях заикания.
-
Ритм и смысл
Правое полушарие - ритм слова (слоговая структура), целостный образ слова. -наброски слова (абрисы) -бессмысленные звучания Левое полушарие – смысл слова. звукоподражания – условные звучания Нет звукоподражаний и абрисов, значит нужно стимулировать работу правого полушария. Работа с ритмом под музыку или без музыки - это развитие правого полушария.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.