Содержание
-
Проект«Культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста и формирование навыков самообслуживания»
Автор: воспитатель МКДОУ «Детский сад №33» А. В. Гирфанова
-
Информационная карта проекта:Проект «Культурно-гигиенические навыки у детей раннего возраста и формирование навыков самообслуживания» проводился в группах раннего возраста.Имеет комплексный интегрированный характер, пригодится для работы практическим педагогам дошкольных образовательных учреждений всех видов. Участники проекта: дети раннего возраста МК ДОУ «Д\С №33» «Яблонька»; родители воспитанников.Продолжительность проекта: долгосрочный.Руководители проекта: Анна Вячеславовна Гирфанова, воспитатель.Тип проекта: групповой, практико-ориентированный.
-
Цель проекта:Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста, формировать у детей понятие «гигиены».Задачи:1. Формировать привычку детей следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой.2. Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом.3. Обучать детей порядку одевания и раздевания. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.4. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.5. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
-
Предполагаемый результат проекта для детей:Овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детьми раннего возраста:Дети самостоятельно одеваются и раздеваются в определенной последовательности.Проявляют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при небольшой помощи взрослых)Пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, расческой, горшком)Правильно пользуются столовой и чайной ложками; не крошат хлеб, пережёвывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают с полным ртом.Правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются после умывания.Самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.
-
Предполагаемый результат проекта для родителей: I. Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей. II. Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков.III. Укрепление связей между детским садом и семьёй.
-
Участники исследовательской деятельности: дети групп раннего возраста, воспитатель, родители воспитанников.Место проведения: групповые помещения детского сада.Линия развития: познавательная.Объект исследования: культурно гигиенические навыки детей раннего возраста.Материалы: мультимедийное оборудование, игрушки имитирующие различные виды предметов гигиены, дидактические и мультимедийные игры, атрибуты к сюжетным играм, материал для художественного творчества и т.п.Методы работы: наблюдения, беседы, продуктивные виды деятельности.
-
Принципы построения педагогического процесса:1. Последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем).2. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).3. Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).4. Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.5. Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций).6. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
-
Актуальность Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Культурно-гигиенические навыки и привычки, которые необходимы для жизни, труда, сохранения здоровья, нужно вырабатывать с раннего возраста. Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно их выполнять. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенному алгоритму действий; приемам, которые помогают выполнять задание быстро. Обычно у детей, которые вновь пришедши в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма. Таким образом, проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста.
-
План по реализации проекта:I этап – подготовительный.• Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через наблюдения, беседы и анкетирование родителей; составление плана работы.• Подбор и изучение педагогической литературы по формированию культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста.• Подобрать согласно задачам дидактические игры, игровые ситуации, художественно – литературные произведения, иллюстративный материал и оформить их в виде картотек, подобрать алгоритмы одевания, умывания, сервировки стола, как пользоваться платочком.• Подбор консультаций педагогической информации для родителей по формированию культурно – гигиенических навыков детей данного возраста.
-
Вторая группа раннего возраста
-
Первая младшая группа
-
II этап – основной.Подвижные игры: «Зайка серый умывается»,«Пузырь»,«Все котятки мыли лапки».Пальчиковые игры: «Ладушки», «Одежда», «Водичка, водичка», «Руки надо чисто мыть», «Коль случайно простудился».
-
Развитие речи, чтение художественной литературы: Потешки: «Водичка, умой моё личико» «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит», «Моем носик, моем щечки», «Ладушки, ладушки», «Расти коса», «Умница, Катенька», «Наша Маша маленька», «Кран откройся».Стихи: К. Чуковский «Мойдодыр»; А. Барто «Девочка чумазая»; З. Александрова «Катя в яслях», «Вкусная каша»; Е. Благинина «Аленушка»;С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»; В. Маяковской «Что такое хорошо, что такое плохо»; И. Горюновой «Этикет для карапузов».Русская народная сказка: «Про непослушные ручки и ножки».
-
Дидактические игры: «Кукла Катя не хочет мыть руки», «Покорми куклу», «Кукла Оля обедает», «Сделаем куклам разные прически»;«Что сначала, что потом», «Выбери одежду для куклы Андрюши и куклы Катюши», «Как мы помогали кукле собраться в гости»;«Поможем куклам накрыть на стол», «Мы в гостях», «Готовимся к приходу гостей», «Парикмахерская», «Семья»;«Одень куклу на прогулку», «Друзья Мойдодыра»«Чудесный мешочек», «Научим мишку складывать вещи в свой шкаф», «Всему свое место».
-
-
Рассматривание и обсуждение картин:«Дети обедают», «Мама купает ребенка», «Девочка чумазая».Беседы: «Как правильно вести себя в умывальной комнате» (не толкаться, отжимать ладошки, чтобы не мочить пол), «Когда надо мыть руки?», «От чего болят зубы?», «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу», «Друзья Мойдодыра».Просмотр мультфильмов про чистоту:«Смешарики (Азбука здоровья)»;«Королева зубная щетка»;«Фиксики (Микробы)»;«Про Панду Чистюлю». «Три котенка».
-
Непосредственно образовательная деятельность: тема: «Оденем куклу Машу на прогулку»тема: «Баю баюшки-баю»тема: «Учим куклу Ксюшу мыть руки» тема: «Кукла Катя заболела»тема: «Когда я кушаю - никого не слушаю»тема: «День рождения куклы Кати»тема: «Девочка чумазая»тема: «Нарядим куклу Таню в гости»тема: «Кукла чистюля» Проблемная ситуация: «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?», Наблюдение: «Труд младшего воспитателя», «Труд дворника».
-
Работа с родителями:«Растим здорового ребенка».«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности».«Развитие навыков самообслуживания, как средство трудового воспитания у детей раннего возраста».«Учим детей самостоятельности».«Как правильно одевать ребенка на прогулку».«Здоровые зубы с раннего возраста».«Чистота – залог здоровья».«Вот какие мы помощники».«Чему научился Ваш ребёнок?».Фото отчет «Как мы дома кушаем, одеваемся и чистим зубы!»
-
Консультации и методички
-
Выставка книжек малышек «Гигиена» (Своими руками)
-
III этап – заключительный* Подведение итогов о проделанной работе.* Мониторинг по выявлению знаний по теме проекта у родителей и детей.* Проведение итогового мероприятия – открытое занятие.* Беседы с родителями«Баю-баюшки-баю, или как уложить ребенка спать», «Формирование культуры трапезы у детей», «Не торопитесь помочь ребенку».* Оформление родительского уголка на тему: «Как научить ребенка самостоятельности».* Выставки детских творческих работ для родителей.* Выставка книжек-малышек на тему проекта.
-
Вторая группа раннего возраста
-
Первая младшая группа
-
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых, особенно во времена пандемии.
-
Список литературы:1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2015 - 204с.2. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М.: Просвещение, 2009.3. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 1973.4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2007-240с.5. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.:Просвещение, 2003.- 95с6. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2011-141с.7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение,2003-160с.8. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. - СПб., 2007 -27 с.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.