Содержание
-
Методическая тема:Спортивные и подвижные игры на уроках физической культуры как средство развития социальной компетенции
Автор: учитель физической культуры МАОУ «СОШ №25» г. Пермь Нагибина Елена Владимировна
-
Спортивные и подвижные игры на уроках физической культуры как средство развития социальной компетенции
… Игры можно рассматривать как предвосхищение и научение тем видам деятельности, которые должны появиться позже… А. Валлон Компетенция ученика предполагает набор определённых личностных качеств. Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, которая необходима для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Социальная компетенция – знания, умения, навыки, необходимые для жизни в обществе.
-
Особенности спортивных и подвижных игр определяются…
Спецификой соревновательной деятельности. Соревновательное противоборство в игре происходит по установленным правилам. Использование присущих только конкретной игре соревновательных действий – приёмов игры (техники). Обязательное наличие соперника. Выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены (как бы хорошо не играл отдельный спортсмен, если команда проиграла, то проиграл и он).
-
Специфика командных игр определяет требования:
к участникам; их взглядам; установкам; личностным качествам; характеру действий в состязании. Следовательно, в игре вырабатывается: коллективизм, способность жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый момент состязания.
-
Таким образом, можно сказать, что в игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной компетенцией.
-
Основные критерии социальной компетенции учащихся, проявляемой в играх:
Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками; Готовность (т.е. обладание кругом соответствующих умений) следовать правилам игры; Готовность (т.е. обладание кругом соответствующих умений) систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими; Умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды; Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива; Умение целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры; Умение пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками; Умение использовать своеобразность функций, закреплённых за игроком;
-
Этапы проектирования урока:
Анализ ситуации, определение целей и постановка задач. Определение последовательности шагов учителя и учащихся на уроке. Подбор форм, средств и методов взаимодействия педагога и детей на каждом этапе урока. Для решения задач, поставленных на уроке, выбираются преимущественно групповые и командные формы организации деятельности учащихся в каждой из частей урока (подготовительной, основной, заключительной). Непосредственное проведение урока и сравнение полученных результатов с тем, что планировалось. Выявление положительных и отрицательных моментов проведённого урока. Уровень готовности учащихся оценивается по двум направлениям: физическая культура и социальная компетентность. В физической культуре это – методическая, физическая и технико-тактическая подготовленность.
-
В социальной компетенции следующие критерии: Умеет сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровой, учебной, трудовой, общественно-полезной деятельности; Умеет выражать свои потребности, переживания, состояния с использованием устной и письменной речи; Умеет удовлетворять свои потребности и желания, в соответствии с правилами, обычаями, традициями; Умеет предвидеть потребности, желания, поступки других людей; Умеет адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других людей; Готов (т.е. обладает кругом соответствующих умений) следовать правилам, обычаям, традициям в повседневной жизни; Готов (т.е. обладает кругом соответствующих умений) систематически приобретать новые знания; Готов соответствовать требованиям к себе как обучающемуся; Внесение изменений в последующую работу в соответствии с выявленными недочётами.
-
Вывод.
По итогам работы можно отметить, что школьники: Научились взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне неё. Расширили круг друзей. Приобрели опыт общения с малознакомыми людьми. Поняли, что отношения в процессе состязаний и вне могут существенно различаться. Желание лучше проявить себя в игре мотивировало учащихся овладевать новыми умениями и навыками, которые они перенесли и в другие виды деятельности. В неформальном общении подростки передают эти умения друг другу. В игре постоянно происходит моделирование ситуации, когда при ограниченном времени и постоянно изменяющихся условиях возникает необходимость оценить ситуацию, выбрать необходимое действие. Выработалась психологическая стойкость: умение контролировать свои эмоции, выслушать и правильно воспринимать критику товарищей, учителя в свой адрес. Участие в спортивных и подвижных играх позволило развить физические качества: быстроту, силу, ловкость, гибкость, выносливость.
-
Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него очень выгодно включать вспомогательные и подводящие игры, связанные с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями и самыми разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления противника в непосредственном соприкосновении с ним: Перетягивания; Сталкивания; Удержания; Выталкивания; Элементы борьбыи т.д.
-
Весьма эффективными для решения данной задачи оказываются также двигательные операции с доступными играющим отягощениями: Наклоны; Приседания; Отжимания; Подъемы; Повороты; Вращения; Бег или прыжки с посильным для них грузом. Сюда же следует отнести довольно полезные для силового развития занимающихся метания различных предметов на дальность.
-
Для развития качества быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения: С периодическими ускорениями; Внезапными остановками; Стремительными рывками; Мгновенными задержками; Бегом на короткие дистанции в кратчайший срок и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.
-
Для развития ловкости необходимо использовать игры, требующие: Проявления точной координации движений; Быстрого согласования своих действий с партнерами по команде; Обладания определенной физической сноровкой.
-
Для развития выносливости надо находить игры, связанные: С заведомо большой затратой сил и энергии; С частыми повторами составных двигательных операций или с продолжительной непрерывной двигательной деятельностью, обусловленной правилами применяемой игры. Подвижные игры лучше всего применять в тесной взаимосвязи с другими средствами физического воспитания, путем комплексного использования с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями.
-
Практика показала, что игра – это сильнейшее средство социализации учащихся, включающая в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на его формирование.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.