Содержание
-
«Влияние средств и методов физического воспитания на проявление силовых способностей»
Учитель физической культуры МБОУ Наро-Фоминская сош №6 Садаков Андрей Фокеевич
-
Введение
Представление о физических качествах первоначально использовалось лишь в методической литературе по физическому воспитанию и спорту и лишь, затем постепенно завоевало права гражданства и физиологии спорта и других научных дисциплинах. Необходимость введения наряду с традиционным представлением о двигательных навыках еще и специальной категории «физические качества» вызвана запросами практики, в частности различиями в методике преподавания. Так, при обучении движениям преподаватель может бесчисленными способами помочь ученикам получить представление о правильном выполнении. Но в отношении силы, скорости, продолжительности и других подобных параметрах движения он может давать лишь такие указания, как «сильнее - слабее», «быстрее - медленней» и т.д.
-
Существование двух сторон двигательной функции - навыков и качеств приводит к выделению в процессе физического воспитания двух направленностей: развитие и воспитание физических качеств.
-
Развитие физических качеств есть процесс их изменения в входе жизни человека.
Воспитанием же физических качеств называется педагогический процесс управления, воздействие на развитие с целью его изменения в нужном нам направлении.
-
Объект. Процесс развития и формирования силовых способностей у старшеклассников. Предмет. Методика воспитания силовых способностей посредством упражнений у старшеклассников. Цель. Изучение и совершенствование методики силовых способностей у старшеклассников школьного возраста.
-
Задачи:
1. Анализ методической литературы по данной теме. 2. Проанализировать понятие «сила» и «силовые способности». 3. Изучить возрастные особенности старшеклассников. 4. Выявить средства и методы воспитания силовых способностей у старшеклассников. 5. Определить влияние средств физического воспитания на проявление силовых способностей.
-
Гипотеза.
Силовые способности будут развиваться согласно возрастным особенностям, если правильно подбирать средства и методы их воспитания.
-
Глава I. Силовые способности
1.1. Понятие силы и силовых способностей
-
Под физическим качеством силы понимается
взаимодействие психофизиологических процессов организма человека, позволяющих активно преодолевать внешние сопротивления и противодействовать внешним силам за счет мышечных усилий (напряжений). Силовые способности - это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила». Качество силы выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на окружающие внешние объекты.
-
Различают абсолютную и относительную силу действия человека.
Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, Относительная сила определяется отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.
-
1.2. Факторы, влияющие на проявление силы
1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
-
1.3. Возрастные особенности развития силы у старшеклассников
В возрасте 16 - 17 лет процесс роста и развития организма еще продолжается. По сравнению с подростками 12 - 15 лет у школьников старших классов наблюдается относительно спокойное и равномерное протекание всех процессов развития отдельных органов и систем организма.
-
Глава II. Средства и методы развития силы
2.1. Особенности методов развития силы и методика воспитания силовых способностей
-
Метод максимальных усилий
предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления (например, поднимание штанги предельного веса).
-
Метод непредельных усилий
предусматривает использование непредельных отягощений с предельным числом повторений (до отказа).
-
Метод динамических усилий
суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью
-
«Ударный» метод
предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц.
-
Метод статических (изометрических) усилий
в зависимости от задач, решаемых при воспитании силовых способностей, метод предполагает применение различных по величине изометрических напряжений.
-
Статодинамический метод
характеризуется последовательным сочетанием в упражнении двух режимов работы мышц - изометрического и динамического.
-
Метод круговой тренировки
обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы. Упражнения проводятся по станциям и подбираются таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в работу новую группу мышц.
-
Игровой метод
предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма.
-
2.2. Характеристика средств развития силы в старшем школьном возрасте
Средствами развития силы в старшем школьном возрасте являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц. Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.
-
Основные средства:
1) упражнения с весом внешних предметов -штанги с набором дисков разного веса, разборные гантели, гири, набивные мячи, вес партнера и т.д. 2) упражнения, отягощенные весом собственного тела: - упражнения, в которых мышечное напряжение создается за счет веса собственного тела (подтягивание в висе, отжимания в упоре, удержание равновесия в упоре, в висе); - упражнения, в которых собственный вес отягощается весом внешних предметов (например, специальные пояса, манжеты); - упражнения, в которых собственный вес уменьшается за счет использования дополнительной опоры; - ударные упражнения, в которых собственный вес увеличивается за счет инерции свободно падающего тела (например, прыжки с возвышения 25—70 см и более с мгновенным последующим выпрыгиванием вверх). 3) упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа (например, силовая скамья, силовая станция, комплекс «Универсал» и др.).
-
4) рывково - тормозные упражнения: особенность заключается в быстрой смене напряжений при работе мышц-синергистов и мышц- антагонистов во время локальных и региональных упражнений с дополнительным отягощением и без них. 5) статические упражнения в изометрическом режиме (изометрические упражнения): - в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий с использованием внешних предметов (различные упоры, удержания, поддержания, противодействия и т.п.); - в которых мышечное напряжение создается за счет волевых усилий без использования внешних предметов в само сопротивлении
-
Дополнительные средства:
1) упражнения с использованием внешней среды (бег и прыжки по рыхлому песку, бег и прыжки в гору, бег против ветра и т.д.). 2) упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, резиновые жгуты, упругие мячи и т.п.). 3) упражнения с противодействием партнера.
-
Глава III. Методы и организация исследования
3.1 Методы и организация исследования силовыхспособностей учащихся старших классов
-
Основные методы исследования:
-Анализ литературы; -Педагогические наблюдения; -Тестирование уровня физического развития; -Педагогический эксперимент; -Математическая обработка данных.
-
Сущность педагогического эксперимента
заключалась в необходимости экспериментально обосновать эффективность проведения комплекса физических упражнений с учащимися старших классов направленных на развитие силовых и скоростно-силовых качеств.
-
Исследование проводилось поэтапно:
На первом этапе - был проведен анализ учебных пособий, наблюдение за группой испытуемых, проведен первый этап диагностики, сформулированы гипотеза, цель и задачи исследования, определены методы решения исследуемой проблемы. На втором этапе - на основании изучения особенностей развития учащихся и определения их уровня физической подготовленности, была разработана экспериментальная методика занятий физическими упражнениями различной направленности на уроках физической культуры у учащихся 11 классов в соответствии медико-педагогическими задачами. В конце педагогического эксперимента учащимся были предложены контрольные испытания, определяющие уровень физической подготовленности. Проводился полный анализ и обобщение полученных результатов исследования с целью обоснования экспериментальной программы занятий силовыми упражнениями различной направленности у учащихся старших классов.
-
3.2. Результаты исследования и анализ воздействиякомплексов физических упражнений на старшеклассников
-
Показатели силовой подготовленности юношей 11 классов до проведения эксперимента
-
Показатели силовой подготовленности юношей 11 классов после проведения эксперимента
-
Главным средством являются упражнения:
> упражнения с весом внешних предметов, > упражнения, отягощенные весом собственного тела, > упражнения с использованием тренажерных устройств общего типа, > рывково-тормозные упражнения, > статические упражнения в изометрическом режиме.
-
Главные методы воспитания силы:
> метод максимальных усилий, > метод непредельных усилий, > метод динамических усилий, > ударный метод, > метод статических (изометрических) усилий, > статодинамический метод, > метод круговой тренировки, > игровой метод.
-
Заключение
Исходя из анализа научно-методической литературы, мы отмечаем, что качество силы выражается через совокупность силовых способностей, которые обеспечивают меру физического воздействия человека на окружающие внешние объекты. Качество силы характеризуется силой действия, которую развивает человек посредством мышечных напряжений. Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий осуществления вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические факторы: расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс.
-
У учащихся старшего школьного возраста раскрываются большие возможности для развития двигательных качеств. У старшеклассников более совершенной становится способность воспринимать пространство и время; они отличаются хорошо развитым чувством равновесия, высокой способностью точно прыгать, сохранять заданный темп и ритм движения. Все это говорит о том, что в этом возрасте имеются все возможности для дальнейшего развития двигательной ловкости. В связи с интенсивным физическим развитием и ростом функциональных возможностей в этот возрастной период у учащихся можно развивать в широких пределах силу и выносливость. Старшеклассникам необходимо обеспечить всестороннее развитие мускулатуры путем выполнения разнообразных физических упражнений с вовлечением в работу различных мышечных групп.
-
Вывод
Исходя из проведенного исследования, можно отметить, что правильно подобранные средства и методы способствуют воспитанию силовых качеств, что свидетельствует о подтверждении нашей гипотезы.
-
Конец.
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.