Содержание
-
Струкова Юлия Николаевнамуниципальное автономное образовательное учреждение«Средняя школа № 151 с углубленным изучениемотдельных предметов»учитель географии
Разуму свойственно размышлять, сознавать, то есть связывать причины и следствия, давать ответ на вопрос «почему», выявлять случайное, обнаруживать закономерное, устанавливать согласованность новых свойств с новыми условиями, находить в цепи происходящего начала и концы». (Ж. Фабр)
-
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках географии
-
Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно-исследовательские условия: Методологической и теоретической основой исследования послужили: - концепция формирования и развития универсальных учебных действий: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов и др.; - идеи формирования логического мышления А.Д.Гетмановой. - идеи реализации деятельностного подхода в методике обучения географии Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. - идеи формирования УУД в школьном географическом образовании Е.А Беловоловой, А.А Лобжанидзе и т.д Методические условия: Подбор специальных заданий по географии направленных на развитие логического мышления учащихся изучение методических рекомендаций по развитию логического мышления А.Д.Гетмановой, Я. А Коменского, В.А Сухомлинского, К.Д Ушинского Учет психолого-педагогических и возрастных особенностей учеников Организационно-педагогические условия: представление своего опыта на ШМО учителей предметов естественнонаучного цикла, публикация в электронном СМИ «Инфоурок»
-
Актуальность опыта Особое внимание в ФГОС акцентируется на формировании универсальных учебных действий, достижении личностных и метапредметных результатов, что определяет специфику деятельности обучающегося, в ходе которой он должен не только узнать что-либо, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения .Возникновение проблемы
Желаемый результат в соответствии с требованием стандарта Объективный анализ педагогической практики Задачей современной школы должно стать формирование человека, совершенствующего себя, способного самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения, находить пути реализации, т.е. творческого в широком смысле этого слова Традиционная установка «на передачу» от учителя к ученику необходимого запаса знаний становится не эффективным освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только овладение конкретными географическими знаниями и навыками в рамках предмета Проблемы современной школы - недостаточное теоретическое осмысление и методическое обеспечение при формировании познавательных учебных действий учащихся на уроках географии, что порождает противоречия между уровнем педагогической теории и актуальными потребностями практики на научно-методическом уровне Как учить?
-
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования ФГОС Программа Приемы развития УУД «Логика не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы... Логика должна стоять в преддверии всех наук» К.Д Ушинский
-
Цель: создание условий для формирования познавательных универсальных учебных действий логического типа.
Задачи: Определить связи универсальных познавательных учебных действий с предметным (географическим) содержанием -выявить методические условия формирования познавательных УУД учащихся в процессе обучения географии - Разработать систему заданий, направленных на формирование познавательных учебных действий логического типа при изучении географии
-
Ведущая педагогическая идея
Настоящее – это следствие прошлого и причина будущего. Случайными кажутся события, причины которых мы не знаем. (Демокрит)
-
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Рассмотрение и отбор тем школьной географии с позиции возможности использования методических приемов ,направленных на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи. Определить место приемов по формированию причинно-следственных связей в учебном процессе Разработка системы заданий , направленных на формирований познавательных универсальных учебных действий
-
Модель системы универсальных учебных действий
СИСТЕМА УУД Коммуникативные УУД Личностные УУД Познавательные УУД - действия знаково-символические (информационные) - действия логические (интеллектуальные) - действия постановки и решения проблем - исследовательские действия Регулятивные УУД
-
Рассмотрение и отбор тем школьной географии с позиции возможности использования методических приемов ,направленных на формирование умений устанавливать причинно-следственные связи Начальный курс География. Страны и континенты География. Россия География. Современный мир.
-
Организация деятельности учащихся на уроках с использованием приемов по формированию умений устанавливать причинно-следственных связей. Место приемов в учебном процессе.
Задания можно использовать на разных этапах урока Этап мотивационно-ориентировочный Проверка домашнего задания Активизации внимания учащихся Этап операционно-исполнительский Изучение нового материала Практические работы Этап рефлексивно-оценочный Закрепление изученного материала Домашние задания Причинно-следственные связи
-
Виды причинно-следственных связей
Простые причина -> следствие Вращение Земли вокруг своей оси -> смена дня и ночи Сложные (Эффект домино) П --------С1 --------- С2 ---------С3 ---------С4 -----------Сn гибель лесов из-за роста потребления электроэнергии, что ведет к увеличению мощности тепловых электростанций, возрастанию добычи и количества сжигаемого на электростанциях угля, а соответственно и увеличению выбросов серы в атмосферу, взаимодействию выбрасываемых трубами газов с кислородом воздуха, образованию капель серной кислоты, переносу аэрозолей, выпадению кислотных дождей и повышению кислотности почв, на которых растут деревья.
-
Методические приемы формирования познавательных УУД в обучении географии
-
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Новизна опыта Предлагаемый подход формирования познавательных универсальных учебных действий логического типа на основе деятельностного метода, обеспечивает создание уникальной образовательной среды, провоцирующей учащихся на появление вопросов и желание найти ответы, что в полной мере соответствует идеологии системно –деятельностного подхода. Педагогический опыт показывает Освоение умения определять причинно-следственные связи позволяет решать проблемные задачи, отвечать на проблемные вопросы, строить логические умозаключения, а в целом развивает мыслительную деятельность учащихся. Практическая значимость Созданный методический материал, может быть использован в практике учителями в образовательных учреждения. Предложенный каталог обеспечивает возможность выбора конкретных видов заданий в соответствии с возрастными особенностями учащихся, их интересами и уровнем развития.
-
Результативность профессиональной педагогической деятельности. Планируемые результаты.
теоретические знания по предмету география, умение применять знания в учебной деятельности. Овладение познавательными универсальными учебными действиями логического типа, включая способность устанавливать причинно-следственные связи. Формулироватьпроблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации. Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; мотивация образовательной деятельности Предметныерезультаты: Метапредметные результаты: Личностные результаты:
-
«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»
Индивидуальная диагностика степени сформированности процессов мышления Диагностика степени сформированности познавательных УУД логического типа
-
Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
-
Литература
Душина И.В. Методика и технология обучения географии: пособие для учителей/ И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя.-М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. Беловолова, Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 кл.: метод. пособие / Е. А. Беловолова. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 224 с. Справочник учителя географии/ авт.-сост. А.Д.Ступникова [и др. ].- Волгоград: Учитель, 2013. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика преподавания географии. М.: Просвещение. 2006 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя.- М.: Просвещение, 2011
-
Спасибо за внимание.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.