Содержание
-
Тестовый контроль на уроках биологии
Учитель биологии лицея №470 Скачко Мария Павловна
-
Проверка знаний и умений направлена – важное звено в обучении любого предмета, в том числе и биологии. Изучение состояния биологической подготовки учащихся – непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелов в их подготовке, позволяет управлять процессом их обучения. Различает текущую, тематическую и итоговую проверку знаний и умений. Для проверки используются различные методы и приемы: устные, письменные (текстовые и графические), практические.
-
Устная проверка
- Быстрое получение информации об уровне подготовке учащихся
- В процессе можно сочетать с углублением и расширением знаний, а так же их систематизацией, обобщением, выделением существенного и взаимосвязи
- Можно обсудить широкий круг вопросов, выявить как усвоен обязательный материал, ясна ли связь теоретического и практического материала
- Определить хорошо ли овладели умениями
- Ликвидировать пробелы в учебной подготовке
- Не дает возможности сравнивать ответы учащихся на один и тот же вопрос
- Не дает возможность делать объективные выводы об уровне овладения знаниями всего класса в целом
-
Письменная проверка
- Большая объективность по сравнению с устной, т.к. легче осуществить равенство меры выполнения знаний
- Можно выбрать общую для всех систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся
- Более полное осуществление контролирующей и ориентирующей функции проверки
- Отсутствие непосредственного контакта между учителем и учеником, что не позволяет наблюдать за процессом мышления учащихся
- Занимает много времени
- Не позволяет оказать помощь слабым ученикам
-
Тестовая проверка
- Набольшая объективность оценивания
- За сравнительно небольшой промежуток времени можно проверить усвоение большого объема учебного материала у всех учащихся класса, получить объективные данные для сравнения результатов одного или нескольких классов
- Подготовка к итоговой аттестации в формате ЕГЭ
- Высокая вероятность угадывания правильного ответа
- Не позволяет выявить умения логически излагать материал , строит ответ доказательно
- Трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами деятельности
-
Обобщение
Т.к. не один из рассмотренных способов не обладает достаточным количеством преимуществ, следует использоваться в процессе учебном деятельности несколько способов контроля. А при самостоятельном составлении тестов необходимо учитывать возраст, степень освоения знаний и уровень подготовки учащихся
-
Знакомство школьников с различными видами тестов и обучение работы с ними 1 этап
Важно обучить работе с заданиями на выбор одного правильного ответа. Учитель предлагает учащимся прочитать вопрос, найти главную часть, составить ответ и сопоставить с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающий его цифру или букву. В начале лучше проводить работу фронтально. Количество ответов в задании не должно быть очень маленьким, т.к. это повышает вероятность угадывания, и очень большим, т.к. это увеличивает затрачиваемое время. Целесообразнее включат 4-5 ответов один из которых будет правильным. Пример:
У большинства однодольных растений корневая система
А) стержневая Б) мочковатая
В) смешанная
Боковые корни развиваются:
А) только на главном корне В) как на главном, так и на придаточных
Б) только на придаточных корнях Г) на стебле
-
2 этап
Усложнение заданий с выбором одного правильного ответа, в которых предлагают выбрать из ряда правильных один характеризующий главный признак: основную причину биологического явления или процесса, значение органа и т.п. В этом случае предстоит выбрать наиболее точный ответ.
Пример:
Известно, что растения дышат. Выскажите предположения как это можно доказать
- А) надо рассмотреть растение под микроскопом
- Б) следуют провести наблюдения за растущим растением
- В) надо определить газ, который растения поглощают и выделяют в темноте
- Г) надо определить вещества, которые образуются в растениях на свету
-
3 этап
По мере овладения школьниками тестовым заданиями, в которых дается несколько правильных ответов, число их может увеличиваться до 5-7, не сообщая учащимся число правильных ответов. Это побуждает к мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний
Пример:
Каковы роль листа в жизни растения?
- А) осуществляет поглощение воды и минеральных солей
- Б) в нем происходит фотосинтез
- В) выполняют опорную функцию
- Г) выполнят функцию испарения воды
- Д) используются животными для питания
- Е) может выполнять функцию размножения
-
4 этап
После овладения основными приемами ответов на тесты с одним или несколькими правильными ответами можно вводить задания с выбором одного неправильного ответа.
Пример:
Выберите НЕ правильные ответы
Растения корни которых человек использует в пищу
- А) картофель
- Б) морковь
- В) свёкла
- Г) лук
- Д) петрушка
-
5 этап
Кроме заданий с выбором ответа, на начальных этапах для проверки знаний используются задания с пропущенными в тексте словами. Особенно эти задания используются в тек случаях, когда учащиеся не могут связанно изложить учебный материал , на первых уроках по теме, при проверки знаний слабоуспевающих учащихся, при изучений сложных вопросов в программе. Заранее подбирается текст, из него исключаются ключевые слова.
Пример:
Вставьте в текст пропущенные слова о зонах корня:
Часть корня, которая предохраняет его верхушку, называется _________. Он защищает молодые клетки корня, которые образуют зону _______. Поглощение воды и минеральных осуществляют особые клетки корня, называемые _________. Растворы минеральных солей поступают из зоны _________ в зону _________, а от туда в сосуда стебля.
-
6 этап
После овладения основным инструментарием теста, можно вводить более сложные задания:
- Задания на установление соответствия
- Задания с упорядочиванием последовательности
- Задания с открытым ответом
Для более точного оценивания знаний можно использовать несколько видов заданий в одном тесте. Так составляются полугодовые и годовые диагностические работы. Их использование в течении длительного времени, для разных классов, позволяет выявить наиболее сложные и уязвимые моменты, и в дальнейшем использовать это в своей педагогической деятельности.
-
Выводы
Тестовые задания для проверки знаний и умений позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро устанавливать обратную связь с учениками и определить степень усвоения ими новых знаний, сосредоточить внимание на проблемах, выявить возможности дальнейшего продвижения в учебе
Использование тестовых заданий в моей педагогической деятельности позволил решить ряд вопросов :
- Возможность индивидуального анализа успешности усвоения знаний
- Составление сравнительного анализа с целью выявления общих затруднений и их причин
- Повышение ценности отношения учащихся к собственным знаниям, за счет введения самоанализа
- Устранения страха перед тестами
- Возможность расширить и углубить задания, смещая акцент в необходимую для данных учащихся сторону
- Максимально подготовить к итоговой аттестации в формате ЕГЭ
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.