Презентация на тему "Этиловый спирт" 10 класс

Презентация: Этиловый спирт
Включить эффекты
1 из 28
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.4
6 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Этиловый спирт" по химии поможет учителю в проведении урока. Показ слайдов будет способствовать лучшему усвоению материала. Ознакомит учеников с влиянием этилового спирта на организм человека. Тематические картинки, формулы и схемы привлекают внимание и акцентируют на важном.

Краткое содержание

  1. Этиловый спирт и его влияние на организм человека
  2. Статистика смертности
  3. Схема воздействия спирта на человеческую клетку
  4. Лабораторный опыт
  5. Справка

Содержание

  • Презентация: Этиловый спирт
    Слайд 1

    Что объединяет эти вещества?

    • В их состав входит этиловый спирт
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 2

    Этиловый спирт и его влияние на организм человека

    • Урок-исследование по химии в 10 классе
    • Е.В. Герасименко, учитель химии МОУ СОШ с. Кубанка Переволоцкого района»
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 3
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
    • Сегодня на уроке:
    • вы будите добывать знания на основе наблюдений, анализа и обобщения результатов эксперимента;
    • вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;
    • вы исследуете свойства этанола;
    • вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!
  • Слайд 4
    • “Всё есть яд!
    • Всё есть лекарство
    • Всё дело в дозе".
    • Парацельс
    • Топливо
    • Растворитель
    • Лекарственные препараты
    • Лаки, краски
    • Сложные эфиры
    • Уксусная кислота
    • Бутадиен -> Каучук
    • Косметическая промышленность
    • Спирты в жизни человека
    • Слабый наркотик
    • Производство ликероводочных изделий
    • “аль коголь" (арабское) – одурманивающий
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 5

    Статистика смертности

    • Смертность среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза.
    • В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США и на 12 лет меньше, чем в Европе.
    • Алкогольная смертность в Сибири составляет 22 % от общего уровня.
    • В Центральном федеральном округе -12%.
    • Всего алкоголиков 7 миллионов.
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 6

    ПРАВИЛА техники безопасности

    • Вещества для проведения опытов необходимо брать в таком количестве как это указано в инструкции.
    • Зажигать спиртовку только спичкой, не наклонять спиртовку к другой горящей спиртовке.
    • Нагреваемый предмет помещать в верхней трети пламени.
    • Чтобы погасить пламя спиртовки её следует закрыть колпачком.
  • Слайд 7
    • Лабораторный опыт 1.
    • Изучение физических свойств этанола.
    • Ход работы: В пробирку налить 1мл воды, 1 мл этанола
    • Что наблюдаете?
    • Цель работы: выявить основные физические свойства этанола.
    • Оборудование и реактивы: пробирка, этиловый спирт, вода.
    • Отметить наблюдения в таблице:
    • этанол
    • Растворимость в жирах
    • Растворимость в воде
    • Запах
    • Цвет
    • Агрегатное состояние
    • спирт
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 8
    • Лабораторный опыт 2.
    • Этанол - растворитель жиров.
    • Ход работы: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку –
    • 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира.
    • Что наблюдаете?
    • Цель работы: выявить, растворяет ли этанол жиры.
    • Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, растительное масло.
    • Отметить наблюдения в таблице:
    • этанол
    • Растворимость в жирах
    • Растворимость в воде
    • Запах
    • Цвет
    • Агрегатное состояние
    • спирт
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 9

    Схема воздействия спирта на человеческую клетку

    • Молекула
    • спирта
    • клетка
    • жировая оболочка
    • хромосомы
    • ядро
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 10
    • МАЛЕНЬКИЙ РЕБЁНОК МОЖЕТ ПОГИБНУТЬ от стакана ВОДКИ
    • Смертельная доза для взрослого 6-8 г спирта на 1 кг массы
    • АЛКОГОЛЬ – СМЕРТЕЛЬНЫЙ ВРАГ
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 11

    Вызывает болезни желудочно-кишечного тракта

    • Расширение желудка
    • Разрушает слизистые желудка и кишечника
    • Разрушает почечный и печеночный эпителий
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 12
    • Цель опыта: выявить, как влияет спирт на структуру и свойства белка.
    • Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, белок куриного яйца.
    • Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В одну добавить 3 мл воды, а в другую столько же спирта 80 – 90 %.
    • Лабораторный опыт 3.
    • Нарушение свойств белков
    • при действии на них этанолом.
    • Вопрос учащимся:
    • Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?
    • Что наблюдаете?
    • Наблюдение и вывод запишите самостоятельно:
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 13

    На основании опыта можно сделать следующие выводы:

    • а) Спирт мембраны клеток.
    • б) Спирт ферменты.
    • в) Соприкосновение спирта с эритроцитами вызывает кровяных клеток.
    • г) Почему спирт обладает дезинфицирующим свойством?
    • разрушает
    • разрушает
    • свертывание
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 14

    Изменения в головном мозге

    • 100г вина убивает 500 нейронов
    • 100г пива убивает 3000 нейронов
    • 100г водки убивает 7500 нейронов
    • Почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 15
    • Поднимите плечи вверх, отведите назад и опустите;
    • Закройте глаза и вращая головой, напишите формулу этилового спирта.
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 16

    Изменения в печени

    • Примерно 90% спирта временно задерживается в печени, где нарушает выделение желчи, гибнет много печеночных клеток.
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 17

    !!!

    • При употреблении этилового спирта более 20-40 граммов в печени образуется уксусный альдегид – основной метаболит спирта, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя
    • УКСУСНАЯ КИСЛОТА
    • АЦЕТАЛЬДЕГИД
    • ЭТАНОЛ
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 18
    • Лабораторный опыт 3.
    • Окисление этанола.
    • Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.
    • Что наблюдаете?
    • Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.
    • Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.
    • Вывод: Происходит восстановление меди и окисление спирта до альдегида
    • + CuO = HOH+ Cu +
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 19

    Метаболит спирта

    • Повреждение печени
    • Цирроз печени
    • Мутации и уродства эмбрионов
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 20

    Пивной алкоголизм

    • Кто пиво пьет больше, у того брюхо толще.
    • «Ожирение сердца»
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 21

    Влияние алкоголя на половые функции

    • до 65% неподвижных сперматозоидов
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 22
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 23
    • АРАБСКИЙ УЧЁНЫЙ XI ВЕКА АБУЛЬ ФАРАЖ ПИСАЛ:
    • « ВИНО СООБЩАЕТ КАЖДОМУ, КТО ЕГО ПЬЁТ, ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА:
    • СНАЧАЛА ПАВЛИНА, ПОТОМ ОБЕЗЪЯНЫ, ЗАТЕМ ЛЬВА И , НАКОНЕЦ, СВИНЬИ
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 24

    Басня С. Михалкова «Заяц во хмелю»

    • Вывод: алкоголь – психотропное вещество, обладает наркотическими свойствами.
    • Как называются вещества, оказывающие влияние на психику?
    • Итак, каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 25

    Справка:

    • Алкоголь – наркотик № 1.
    • В России производится 8,5 л 100% алкоголя на душу населения в год.
    • Легальный наркотик.
    • Торговая сеть – лучшая в мире.
    • Великий покровитель – государство.
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 26

    Закрепим материал: «Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи»

    • Сбой функций, смерть
    • Целый организм
    • Нервная система, пищеварительная система, выделительная, половая
    • Система органов
    • Разрушение ткани печени, слепота
    • Уровень органов
    • Разрушение мембран, нейронов
    • Клеточный уровень
    • Накопление альдегидов, разрушение ферментов
    • Внутриклеточный уровень
    • Денатурация белков, мутации
    • Молекулярный уровень
    • Проявление спиртом токсических свойств
    • Уровень органической живой материи
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 27

    Домашнее задание

    • Найти информацию о применении и значении спирта в жизни человека.
    • Можно воспользоваться адресами сайтов, записанных на инструктивных картах.
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
  • Слайд 28

    Помните!!!

    • «Пьянство – это упражнение в безумии, а алкоголизм – страшная, тяжелая болезнь»
    • Будьте счастливы!!!
    • Учитель химии МОУ "СОШ с.Кубанка Переволоцкого района" Герасименко Елена Викторовна
Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с. Кубанка Переволоцкого района»

Интегрированный урок в 10 классе

(химия, биология).

Учитель химии и биологии

МОУ «СОШ с. Кубанка»

Герасименко Е. В.

2010 г.

Девиз урока: «Яд, который действует не сразу,

не становится менее опасным».

Цели урока:

Познавательные: Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.

Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений при выполнение лабораторной работы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.

Воспитательные: формировать негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.

Формирование ключевых компетенций:

ценностно-смысловых - видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни;

коммуникативных - владеть химическим языком, уметь работать в группе;

учебно-познавательных - самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу;

информационной - искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее домашнее задание.

Тип урока: интегрированный урок-исследование при изучении нового материала.

Методы:

обучения – диалогический;

преподавания – иллюстративно-стимулирующий;

учения – частично-поисковый, экспериментальный.

Оборудование:

мультимедиапроектор;

презентация к уроку (Приложение 1);

компьютер;

экран.

Для обучающихся (на каждый стол):

инструктивная карта по проведению урока химии (Приложение 2);

6 пробирок;

спиртовка;

спиртсодержащие медицинские препараты, средства бытовой химии.

Реактивы:

раствор этилового спирта;

вода;

раствор яичного белка;

растительное масло;

медная проволока.

Ход урока:

Организационный.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Ориентировочно-мотивационный.

Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на своих столах. Среди них - медицинские препараты, средства бытовой химии, косметические средства.

Слайд № 1. Как Вы думаете, что их объединяет?

Предполагаемые ответы обучающихся: Наличие спирта в составе предложенных парфюмерных и косметических средств, медицинских препаратов, средств бытовой химии, нам предложены вещества и материал, для получения которых можно использовать спирты.

Слайд № 2. Верно, тема нашего урока «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».

У Вас на столах лежат инструктивные карты, в которых Вы сегодня будите работать, и, конечно же, Ваша работа будет оценена. Поэтому сейчас запишите свою фамилию, укажите школу и класс (учащиеся заполняют шапку инструктивной карты).

Слайд №3. Сегодня на уроке вы:

- исследуете свойства этанола;

- вы будите добывать знания на основе наблюдений, анализа и обобщения результатов эксперимента;

- вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;

- вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!

А какие ассоциации возникают у вас со словом «спирт»?

Вспомните положительную и отрицательную роль спиртов:

Положительная роль спиртов

Отрицательная роль спиртов

Как правило, в отрицательной роли спиртов учащиеся указывают заболевание алкоголизм и, связанное с ним, асоциальное поведение людей.

Слайд №4. На экране проецируется таблица о роли спиртов в жизни человека и слова знаменитого алхимика и врача Парацельса:

«Всё есть яд,

Всё есть лекарство,

Всё дело в дозе».

Слайд №5. Вводное слово. Статистика смертности от алкоголя.

Злоупотребление алкоголем, по данным исследователей, приводит к высокой смертности, особенно среди мужчин. В частности, в Сибири алкогольная смертность составляет 22% от общего уровня, в Центральном федеральном округе – около 12%. Специалисты считают, что общее число больных алкоголизмом в нашей стране около 7 миллионов. На каждого хронического алкоголика приходится 3-4 человека, злоупотребляющих спиртным. За последние годы в России смертность от алкоголизма среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза. В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США, и на 12 лет меньше, чем в Европе. Это связано с количеством потребляемого алкоголя на душу населения (диаграмма на слайде).

Чтобы вещество не стало ядом, человек должен знать о нем все и умело его использовать. Поэтому сегодня главной нашей задачей на уроке изучить свойства этанола и его влияние на здоровье человека. Знакомство с ним мы начнем с физических свойств.

Физические свойства этанола мы исследуем проведя лабораторные опыты.

Свои наблюдения выводы вы будите вписывать в инструктивную карту.

Слайд № 6. Проводится инструктаж по технике безопасности:

Вещества для проведения опытов необходимо брать в таком количестве как это указано в инструкции.

Зажигать спиртовку только спичкой не наклонять спиртовку к другой горящей спиртовке.

Нагреваемый предмет помещать в верхней трети пламени.

Чтобы погасить пламя спиртовки её следует закрыть колпачком.

Слайд № 7.

1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде.

Цель:изучить физические свойства этилового спирта.

Ход опыта: В пробирку прилить 1мл воды и столько же спирта.Учащиеся проводят опыт.

Слайд № 8.

2 опыт. Этиловый спирт растворитель жиров.

Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры.

Ход опыта: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира.

Пробирки встряхнуть.

Ребята делают вывод о растворимости спирта. Данные записывают в таблицу

спирт

Агрегатное состояние

цвет

Запах

Растворимость в воде

Растворимость в жирах

этанол

Жидкие

бесцветны

характерным запахом

смешиваются с водой в любых соотношениях

Растворяют жиры

Вывод: т.к. спирт хорошо растворим в жирах скорость прохождения молекул спирта больше скорости прохождения воды, следовательно, всасывается этиловый спирт в кровь быстро.

Слайд № 9. Молекула спирта подходит к молекуле жира, взаимодействует с ней и вышибает оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого алкогольного повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно: «плохая экология», химия, шлаки. Другие молекулы может “затянуть" внутрь повреждённой клетки через рану, нанесённую ей молекулой спирта. А внутри клетки — ядро, хромосомы. В конечном счете, алкоголь данную клетку может убить совсем.

Слайд № 10. Алкоголь ядовит: 6-8 г алкоголя на 1 кг массы взрослого человека являются смертельной дозой. А какая для вас смертельная доза спирта, давайте решим задачу.

Однако эта доза может изменяться в зависимости от чувствительности к этиловому спирту, условий его приема (крепость напитков, наполненность желудка пищей) и т. д. У одних лиц смерть может наступить после приема 100— 150 г чистого этилового спирта, в то время как у других лиц, смерть не наступает и после приема 600—800 г этого вещества.

Для ребенка смертелен стакан водки (1,5-2 г на 1кг массы тела).

Слайд №11. Проникая в организм, спирт жадно поглощает воду из тканей, отрицательно влияет на слизистую оболочку желудка и кишечника, на почечный и печеночный эпителии, вызывая их раздражение, воспаление. Алкоголь приводит также к язвенной болезни и расширению желудка.

Слайд № 12. Следующий опыт нам поможет узнать о влиянии спирта на молекулы белков.

3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков».

Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.

Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В одну добавить 3 мл воды, а в другую столько же спирта 80 – 90 %.

Наблюдение и вывод: (в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции).

Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?

Ответ. Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов. (Наблюдение и вывод учащиеся записывают самостоятельно)

Слайд № 13. А так как живой организм состоит из белков, мы можем сделать следующие выводы:

а) Влияние спирта на мембраны клеток – разрушение.

б) Воздействие спирта на ферменты (разрушение)

в) Соприкосновение спирта с эритроцитами вызывает свертывание кровяных клеток.

г) Почему спирт обладает дезинфицирующим свойством?

Слайд № 14. Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем. Но самые сильные изменения и в самую первую очередь наступают в человеческом головном мозге. Именно там этот яд имеет свойство накапливаться. После приёма кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки — содержащийся в них спирт всасывается в кровь, с кровотоком идёт в мозг и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга.

Путь, проделываемый спиртами в организме:

100г пива убивает 3000 нейронов,

100г вина убивает 500 нейронов,

100г водки убивает 7500 нейронов.

Ответьте на вопрос, почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?

Ответ: т. к в первую очередь гибнут клетки головного мозга, отвечающие за память, происходит необратимая гибель нейронов в результате тромбоза и микроинсультов в коре головного мозга, это приводит к утрате части информации и к нарушениям кратковременной памяти.

Слайд №15. Физкультминутка.

Слайд № 16. Так как спирт легко растворяется в воде, он сразу же поглощается и разносится кровью по всему телу. Примерно 90% его временно задерживается в печени, где нарушает выделение желчи, гибнет много печеночных клеток.

Слайд № 17. Употребление более 20-40 граммов спирта в печени с помощью ферментов он превращается в уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя. Воздействие последнего на организм - оглушающее, сопровождается рвотой, головокружением – в организме нарушается кислотно-щелочное равновесие. Давайте, проделав несложный опыт, убедимся в способности спирта превращаться в уксусный альдегид, который легко узнать по запаху: в малой концентрации у него приятный запах – запах прелых яблок.

Слайд № 18. Итак, приступайте к выполнению

Опыта 4. Окисление спирта.

Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.

Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.

Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.

Вывод: Происходит восстановление меди и окисление спирта до альдегида

C2H5OH + СиО CН3СНO + Си + H2O

Слайд № 19. Метаболит спирта – альдегид вызывает повреждение печени, цирроз

Врачи доказали, что возникновение мутаций и уродов у эмбрионов вызывает уксусный альдегид.

Хочу привести слова великого врача древности Авиценны: “Вино – враг пьяницы, оно же - друг умеренного. Чуть-чуть его - противоядие, в больших количествах – яд! Оно дозволено умным и запрещено дуракам". Но ни умный, ни дурак – никто не может предсказать, когда, после какой рюмки, в какой роковой момент клетки организма включают в свои обменные процессы алкоголь и с тех пор уже не могут без него обходиться. Это зависит от возраста, массы, от пола, от индивидуальной чувствительности, от специфики работы и других факторов.

Слайд № 20. Сейчас, чуть ли ни на каждом шагу, можно встретить людей, распивающих модное ныне пиво. В 1л. пива алкоголя столько же, сколько в 100 г водки. Известно немало случаев, когда человек становится алкоголиком, употребляя по безобидной кружке пива. У медиков есть даже термин “пивной алкоголизм". Вначале постепенно развивается общее ожирение, что образно подмечено в народе “кто пиво пьет больше – у того брюхо толще", затем наступает “ожирение сердца". “Пивное" сердце неспособно выдерживать даже незначительные физические нагрузки.

Слайд № 21. Алкоголь вызывает глубокие изменения в половой сфере, вплоть до развития импотенции, велика вероятность бесплодия, особенно, если начать принимать его в период полового созревания, т.к. увеличивается число (до 65%) неподвижных, неспособных к оплодотворению сперматозоидов.

Слайд № 22. Если ребенок был зачат пьяными родителями, а также, если во время внутриутробного развития мать принимала алкоголь, то это может привести к рождению ослабленных детей, с уродствами. Иногда достаточно однократного опьянения, чтобы зачатие было патологическим.

Именно поэтому согласно законам Древней Греции пьяному мужу строго запрещалось сходиться с женой. Там же был издан закон, запрещающий новобрачным употреблять вино в день свадьбы. Алкогольный синдром плода: отставание в развитии, уменьшение размера головы, типичное лицо с коротким вздернутым носом, узкие, раскосые глаза, могут быть врожденные дефекты верхней губы, неба (заячья губа), лишние пальцы и другие пороки. Наиболее опасно употребление алкоголя в первые 12 недель беременности.

Если кормящая грудью мать употребляет алкоголь, то дети у таких матерей беспокойные, нервные – “грудные алкоголики" – обычно хилые, умственно отсталые. Самое же страшное в том, что такие дети – потенциальные пьяницы и алкоголики.

Общеизвестен социальный вред пьянства.

В Древней Индии за пьянство поили кипятком, расплавленным серебром, свинцом.

В Древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жен, злоупотреблявших спиртными напитками.

Слайд № 23. Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: « ВИНО СООБЩАЕТ КАЖДОМУ, КТО ЕГО ПЬЁТ, ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА: сначала –павлина, потом обезьяны, затем – льва, и наконец – свиньи.

Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств и тяжких телесных повреждений, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны травматизм и производственный брак, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.

Слайд № 24. Давайте послушаем басню С.Михалкова «Заяц во хмелю», а затем ответим на вопрос:

Каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?

Заяц во хмелю

В день именин, а может быть, рожденья,

Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.

В кругу друзей, за шумною беседой,

Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.

И Заяц наш так сел,

Так, с места не сходя, настолько окосел,

Что, отвалившись от стола с трудом,

Сказал: «Пшли домой!» - «Да ты найдешь ли дом? -

Спросил радушный Еж.-

Поди как ты хорош!

Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!

В лесу один ты пропадешь:

Все говорят, что Лев в округе объявился!»

Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.

«да что мне Лев!- кричит. – да мне ль его бояться?

Я как бы сам его не съел!

Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!

Да я семь шкур с него спущу! И голым в Африку пущу!..»

Покинул шумный дом, шатаясь меж стволов,

Как меж столов,

Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:

«Видали мы в лесах зверей почище Львов,

От них и то летели клочья!..»

Проснулся Лев, услышав пьяный крик, -

Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.

Лев – цап его за воротник!

«Так вот кто в лапы мне попался!

Так это ты шумел, болван?

Постой, да ты, я вижу, пьян –

Какой-то дряни нализался!»

Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!

Стал от беды искать спасенья он:

«Да я…Да вы… Да мы… Позвольте объясниться!

Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.

Там лишнего хватил. Но все за Вас!

За Ваших Львят! За Вашу Львицу! –

Ну, как тут было не напиться?!»

И когти подобрав, Лев отпустил Косого.

Спасен был хвастунишка наш!

Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,

Но обожал… подхалимаж.

Итак, каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?

Как называются вещества, оказывающие влияние на психику?

Что такое наркотик? В чём его опасность?

Учащиеся формируют вывод: алкоголь – психотропное вещество, обладает наркотическими свойствами.

Слайд № 25. Справка: Алкоголь – наркотик № 1.

В России производится 8,5 л 100% алкоголя на душу населения в год.

Легальный наркотик.

Торговая сеть – лучшая в мире.

Великий покровитель – государство.

Закрепление.

Слайд № 26. Заполнить таблицу:

Таблица: «Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи».

Уровень органической живой материи

Проявление спиртом токсических свойств

Молекулярный уровень

Денатурация белков, мутации

Внутриклеточный уровень

Накопление альдегидов, разрушение ферментов

Клеточный уровень

Разрушение мембран, нейронов

Уровень органов

Разрушение ткани печени, слепота

Система органов

Нервная система, пищеварительная система, выделительная

Целый организм

Сбой функций, смерть

Домашнее задание.

Слайд № 27. Найти информацию о применении и значении спирта в жизни человека.

Можно воспользоваться адресами сайтов, записанных на инструктивных картах.

http://www.school-collection.edu.ru/

http://www.lifelib.ru/articles/

http://www.isco-i.ru/

http://www.nauka.relis.ru/

http://www.audi.22g.pl/ru/

Подведение итогов урока.

Слайд № 28. Люди желают друг другу, прежде всего здоровья и тогда рядом будет успех, удача, семейное благополучие. За здоровье не надо пить.

За праздничным столом, вспоминайте, что «Пьянство – это упражнение в безумии, а алкоголизм – страшная, тяжелая болезнь». И тогда Вы не переступите эту черту, за которой горе, слезы наших близких, людей, которые нас любят, которым мы нужны.

Рефлексия.

Заполняют листы рефлексии.(Приложение 3).

Приложение 2

Учитель химии МОУ «СОШ с. Кубанка»

Герасименко Елена Викторовна

Инструктивная карта

по проведению урока химии

учени____ 10 класса МОУ «СОШ №_____ п. Переволоцкий»

ФИО учащегося________________________________________________________

Дата проведения: «______» февраля 2010 г.

Тема «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».

Инструктаж по технике безопасности прослушан:___________.

роспись

1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде.

Цель: выяснить основные физические свойства этанола.

Оборудование и реактивы: пробирка, этиловый спирт, вода

Ход работы: В пробирку налить 1мл воды 1 мл этанола

Отметить наблюдения в таблице (подчеркните правильный вариант ответа):

спирт

Агрегатное состояние

цвет

Запах

Растворимость в воде

Растворимость в жирах

этанол

- Газообразное

- Жидкое

- Твердое

- Бесцветный

- Имеет_____

характерным запахом

- без запаха

- смешиваются с водой в любых соотношениях

- плохо растворяется

- не растворяется

- Хорошая

- Плохая

- нерастворим

2 опыт. Этанол – растворитель жиров

Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, растительный жир

Ход работы: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира. Пробирки встряхнуть.

Отметить наблюдения в таблице

Вывод: _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задача: Рассчитайте смертельную дозу алкоголя на свою массу тела.

Дано: Решение:

т (тела)=____ кг

т (спирта на 1кг)=6 г

т (спирта смертельной дозы)=? Ответ: т (спирта смертельной дозы) = ____г

3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков».

Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, белок куриного яйца.

Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В первую пробирку добавить 3 мл воды, а во вторую - столько же спирта 80 – 90 %.

Наблюдение: в первой пробирке белок ___________________________________________

Во второй пробирке - __________________________________________________________

Вывод. _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

Опыт 4. Окисление спирта.

Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.

Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.

Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.

Наблюдение:_______________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задания:

Найти информацию о применении и значении спирта в жизни человека. Можно воспользоваться адресами сайтов, записанных на инструктивных картах.

http://www.school-collection.edu.ru/

http://www.lifelib.ru/articles/

http://www.isco-i.ru/

http://www.nauka.relis.ru/

http://www.audi.22g.pl/ru/

Приложение 3

ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ

(Ф. И.)_________________________

Что нового Вы узнали_______________________________________________

Теперь я умею______________________________________________________

№п.п

Вопрос

Ответ (+;-)

1

Комфортно ли вам было на уроке?

2

Поняли ли вы тему урока?

3

Смогли ли вы выполнить самостоятельно:

Выполнить лабораторные опыты

Сделать выводы по работе

4

Требовалась ли вам помощь:

а) учителя,

б) учебника,

в) соседа по парте?

5

Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.

image1.png

Учитель химии МОУ «СОШ с.Кубанка Переволоцкого района» Герасименко Елена Викторовна � PAGE \* MERGEFORMAT �13�

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

с. Кубанка Переволоцкого района»

Интегрированный урок в 10 классе

(химия, биология).

Учитель химии и биологии

МОУ «СОШ с. Кубанка»

Герасименко Е. В.

2010 г.

Девиз урока: «Яд, который действует не сразу,

не становится менее опасным».

Цели урока:

Познавательные: Исследовательским способом доказать губительное влияние алкоголя на белки живых организмов, расширить знания учащихся о причинах и последствиях негативного влияния алкоголя на организм человека.

Развивающие: продолжить развитие общеучебных умений при выполнение лабораторной работы; анализ информации, её обобщение, проведение эксперимента с соблюдением правил техники безопасности; умение наблюдать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные отношения.

Воспитательные: формировать негативного отношения к алкоголизму как общественному явлению; подвести учащихся к осознанному отказу от алкоголя, основанному на знаниях о его вредных последствиях.

Формирование ключевых компетенций:

ценностно-смысловых - видеть и понимать окружающий мир с позиции химии, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, вести здоровый образ жизни;

коммуникативных - владеть химическим языком, уметь работать в группе;

учебно-познавательных - самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщения результатов эксперимента, проводить рефлексию собственной деятельности, оценивать свою работу;

информационной - искать, анализировать, отбирать необходимую информацию, преобразовывать ее домашнее задание.

Тип урока: интегрированный урок-исследование при изучении нового материала.

Методы:

обучения – диалогический;

преподавания – иллюстративно-стимулирующий;

учения – частично-поисковый, экспериментальный.

Оборудование:

мультимедиапроектор;

презентация к уроку (Приложение 1);

компьютер;

экран.

Для обучающихся (на каждый стол):

инструктивная карта по проведению урока химии (Приложение 2);

6 пробирок;

спиртовка;

спиртсодержащие медицинские препараты, средства бытовой химии.

Реактивы:

раствор этилового спирта;

вода;

раствор яичного белка;

растительное масло;

медная проволока.

Ход урока:

Организационный.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Ориентировочно-мотивационный.

Тему нашего сегодняшнего урока нам подскажут предметы, которые Вы видите на своих столах. Среди них - медицинские препараты, средства бытовой химии, косметические средства.

Слайд № 1. Как Вы думаете, что их объединяет?

Предполагаемые ответы обучающихся: Наличие спирта в составе предложенных парфюмерных и косметических средств, медицинских препаратов, средств бытовой химии, нам предложены вещества и материал, для получения которых можно использовать спирты.

Слайд № 2. Верно, тема нашего урока «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».

У Вас на столах лежат инструктивные карты, в которых Вы сегодня будите работать, и, конечно же, Ваша работа будет оценена. Поэтому сейчас запишите свою фамилию, укажите школу и класс (учащиеся заполняют шапку инструктивной карты).

Слайд №3. Сегодня на уроке вы:

- исследуете свойства этанола;

- вы будите добывать знания на основе наблюдений, анализа и обобщения результатов эксперимента;

- вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;

- вы приятно удивитесь: оказывается, вы знаете уже так много!

А какие ассоциации возникают у вас со словом «спирт»?

Вспомните положительную и отрицательную роль спиртов:

Положительная роль спиртов

Отрицательная роль спиртов

Как правило, в отрицательной роли спиртов учащиеся указывают заболевание алкоголизм и, связанное с ним, асоциальное поведение людей.

Слайд №4. На экране проецируется таблица о роли спиртов в жизни человека и слова знаменитого алхимика и врача Парацельса:

«Всё есть яд,

Всё есть лекарство,

Всё дело в дозе».

Слайд №5. Вводное слово. Статистика смертности от алкоголя.

Злоупотребление алкоголем, по данным исследователей, приводит к высокой смертности, особенно среди мужчин. В частности, в Сибири алкогольная смертность составляет 22% от общего уровня, в Центральном федеральном округе – около 12%. Специалисты считают, что общее число больных алкоголизмом в нашей стране около 7 миллионов. На каждого хронического алкоголика приходится 3-4 человека, злоупотребляющих спиртным. За последние годы в России смертность от алкоголизма среди мужчин увеличилась в 2,5 раза, среди женщин – в 3 раза. В России мужчины живут на 18 лет меньше, чем в США, и на 12 лет меньше, чем в Европе. Это связано с количеством потребляемого алкоголя на душу населения (диаграмма на слайде).

Чтобы вещество не стало ядом, человек должен знать о нем все и умело его использовать. Поэтому сегодня главной нашей задачей на уроке изучить свойства этанола и его влияние на здоровье человека. Знакомство с ним мы начнем с физических свойств.

Физические свойства этанола мы исследуем проведя лабораторные опыты.

Свои наблюдения выводы вы будите вписывать в инструктивную карту.

Слайд № 6. Проводится инструктаж по технике безопасности:

Вещества для проведения опытов необходимо брать в таком количестве как это указано в инструкции.

Зажигать спиртовку только спичкой не наклонять спиртовку к другой горящей спиртовке.

Нагреваемый предмет помещать в верхней трети пламени.

Чтобы погасить пламя спиртовки её следует закрыть колпачком.

Слайд № 7.

1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде.

Цель:изучить физические свойства этилового спирта.

Ход опыта: В пробирку прилить 1мл воды и столько же спирта.Учащиеся проводят опыт.

Слайд № 8.

2 опыт. Этиловый спирт растворитель жиров.

Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры.

Ход опыта: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира.

Пробирки встряхнуть.

Ребята делают вывод о растворимости спирта. Данные записывают в таблицу

спирт

Агрегатное состояние

цвет

Запах

Растворимость в воде

Растворимость в жирах

этанол

Жидкие

бесцветны

характерным запахом

смешиваются с водой в любых соотношениях

Растворяют жиры

Вывод: т.к. спирт хорошо растворим в жирах скорость прохождения молекул спирта больше скорости прохождения воды, следовательно, всасывается этиловый спирт в кровь быстро.

Слайд № 9. Молекула спирта подходит к молекуле жира, взаимодействует с ней и вышибает оболочку клетки. Клетка повреждена. Именно в результате этого алкогольного повреждения клетки, внутрь её может попасть всё, что угодно: «плохая экология», химия, шлаки. Другие молекулы может “затянуть" внутрь повреждённой клетки через рану, нанесённую ей молекулой спирта. А внутри клетки — ядро, хромосомы. В конечном счете, алкоголь данную клетку может убить совсем.

Слайд № 10. Алкоголь ядовит: 6-8 г алкоголя на 1 кг массы взрослого человека являются смертельной дозой. А какая для вас смертельная доза спирта, давайте решим задачу.

Однако эта доза может изменяться в зависимости от чувствительности к этиловому спирту, условий его приема (крепость напитков, наполненность желудка пищей) и т. д. У одних лиц смерть может наступить после приема 100— 150 г чистого этилового спирта, в то время как у других лиц, смерть не наступает и после приема 600—800 г этого вещества.

Для ребенка смертелен стакан водки (1,5-2 г на 1кг массы тела).

Слайд №11. Проникая в организм, спирт жадно поглощает воду из тканей, отрицательно влияет на слизистую оболочку желудка и кишечника, на почечный и печеночный эпителии, вызывая их раздражение, воспаление. Алкоголь приводит также к язвенной болезни и расширению желудка.

Слайд № 12. Следующий опыт нам поможет узнать о влиянии спирта на молекулы белков.

3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков».

Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.

Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В одну добавить 3 мл воды, а в другую столько же спирта 80 – 90 %.

Наблюдение и вывод: (в первой пробирке белок растворяется, так как он является легкорастворимым белком и хорошо усваивается организмом. Во второй пробирке образуется плотный белый осадок – в спирте белки не растворяются, спирт отнимает у белков воду. В результате этого нарушаются структура и свойства белка, его функции).

Вопрос учащимся: Что же происходит с клетками организма, когда поступает алкоголь высокой концентрации?

Ответ. Белки клетки начинают разрушаться, что ведёт к нарушению работы всех клеток органов. (Наблюдение и вывод учащиеся записывают самостоятельно)

Слайд № 13. А так как живой организм состоит из белков, мы можем сделать следующие выводы:

а) Влияние спирта на мембраны клеток – разрушение.

б) Воздействие спирта на ферменты (разрушение)

в) Соприкосновение спирта с эритроцитами вызывает свертывание кровяных клеток.

г) Почему спирт обладает дезинфицирующим свойством?

Слайд № 14. Нет в человеческом организме ни одного органа, который бы не разрушался алкоголем. Но самые сильные изменения и в самую первую очередь наступают в человеческом головном мозге. Именно там этот яд имеет свойство накапливаться. После приёма кружки пива, стакана вина, 100 граммов водки — содержащийся в них спирт всасывается в кровь, с кровотоком идёт в мозг и у человека начинается процесс интенсивного разрушения коры головного мозга.

Путь, проделываемый спиртами в организме:

100г пива убивает 3000 нейронов,

100г вина убивает 500 нейронов,

100г водки убивает 7500 нейронов.

Ответьте на вопрос, почему «слегка» перебравшие алкоголь на следующее утро ничего не помнят?

Ответ: т. к в первую очередь гибнут клетки головного мозга, отвечающие за память, происходит необратимая гибель нейронов в результате тромбоза и микроинсультов в коре головного мозга, это приводит к утрате части информации и к нарушениям кратковременной памяти.

Слайд №15. Физкультминутка.

Слайд № 16. Так как спирт легко растворяется в воде, он сразу же поглощается и разносится кровью по всему телу. Примерно 90% его временно задерживается в печени, где нарушает выделение желчи, гибнет много печеночных клеток.

Слайд № 17. Употребление более 20-40 граммов спирта в печени с помощью ферментов он превращается в уксусный альдегид, который в 30 раз токсичнее самого алкоголя. Воздействие последнего на организм - оглушающее, сопровождается рвотой, головокружением – в организме нарушается кислотно-щелочное равновесие. Давайте, проделав несложный опыт, убедимся в способности спирта превращаться в уксусный альдегид, который легко узнать по запаху: в малой концентрации у него приятный запах – запах прелых яблок.

Слайд № 18. Итак, приступайте к выполнению

Опыта 4. Окисление спирта.

Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.

Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.

Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.

Вывод: Происходит восстановление меди и окисление спирта до альдегида

C2H5OH + СиО CН3СНO + Си + H2O

Слайд № 19. Метаболит спирта – альдегид вызывает повреждение печени, цирроз

Врачи доказали, что возникновение мутаций и уродов у эмбрионов вызывает уксусный альдегид.

Хочу привести слова великого врача древности Авиценны: “Вино – враг пьяницы, оно же - друг умеренного. Чуть-чуть его - противоядие, в больших количествах – яд! Оно дозволено умным и запрещено дуракам". Но ни умный, ни дурак – никто не может предсказать, когда, после какой рюмки, в какой роковой момент клетки организма включают в свои обменные процессы алкоголь и с тех пор уже не могут без него обходиться. Это зависит от возраста, массы, от пола, от индивидуальной чувствительности, от специфики работы и других факторов.

Слайд № 20. Сейчас, чуть ли ни на каждом шагу, можно встретить людей, распивающих модное ныне пиво. В 1л. пива алкоголя столько же, сколько в 100 г водки. Известно немало случаев, когда человек становится алкоголиком, употребляя по безобидной кружке пива. У медиков есть даже термин “пивной алкоголизм". Вначале постепенно развивается общее ожирение, что образно подмечено в народе “кто пиво пьет больше – у того брюхо толще", затем наступает “ожирение сердца". “Пивное" сердце неспособно выдерживать даже незначительные физические нагрузки.

Слайд № 21. Алкоголь вызывает глубокие изменения в половой сфере, вплоть до развития импотенции, велика вероятность бесплодия, особенно, если начать принимать его в период полового созревания, т.к. увеличивается число (до 65%) неподвижных, неспособных к оплодотворению сперматозоидов.

Слайд № 22. Если ребенок был зачат пьяными родителями, а также, если во время внутриутробного развития мать принимала алкоголь, то это может привести к рождению ослабленных детей, с уродствами. Иногда достаточно однократного опьянения, чтобы зачатие было патологическим.

Именно поэтому согласно законам Древней Греции пьяному мужу строго запрещалось сходиться с женой. Там же был издан закон, запрещающий новобрачным употреблять вино в день свадьбы. Алкогольный синдром плода: отставание в развитии, уменьшение размера головы, типичное лицо с коротким вздернутым носом, узкие, раскосые глаза, могут быть врожденные дефекты верхней губы, неба (заячья губа), лишние пальцы и другие пороки. Наиболее опасно употребление алкоголя в первые 12 недель беременности.

Если кормящая грудью мать употребляет алкоголь, то дети у таких матерей беспокойные, нервные – “грудные алкоголики" – обычно хилые, умственно отсталые. Самое же страшное в том, что такие дети – потенциальные пьяницы и алкоголики.

Общеизвестен социальный вред пьянства.

В Древней Индии за пьянство поили кипятком, расплавленным серебром, свинцом.

В Древнем Риме разрешалось безнаказанно убивать жен, злоупотреблявших спиртными напитками.

Слайд № 23. Арабский ученый XI века Абуль Фараж писал: « ВИНО СООБЩАЕТ КАЖДОМУ, КТО ЕГО ПЬЁТ, ЧЕТЫРЕ КАЧЕСТВА: сначала –павлина, потом обезьяны, затем – льва, и наконец – свиньи.

Во хмелю совершается свыше половины преступлений, в том числе 2/3 убийств и тяжких телесных повреждений, столько же разбоев и грабежей, почти все хулиганские проступки. С употреблением алкоголя в большинстве случаев связаны травматизм и производственный брак, прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.

Слайд № 24. Давайте послушаем басню С.Михалкова «Заяц во хмелю», а затем ответим на вопрос:

Каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?

Заяц во хмелю

В день именин, а может быть, рожденья,

Был Заяц приглашен к Ежу на угощенье.

В кругу друзей, за шумною беседой,

Вино лилось рекой. Сосед поил соседа.

И Заяц наш так сел,

Так, с места не сходя, настолько окосел,

Что, отвалившись от стола с трудом,

Сказал: «Пшли домой!» - «Да ты найдешь ли дом? -

Спросил радушный Еж.-

Поди как ты хорош!

Уж лег бы лучше спать, пока не протрезвился!

В лесу один ты пропадешь:

Все говорят, что Лев в округе объявился!»

Что Зайца убеждать? Зайчишка захмелел.

«да что мне Лев!- кричит. – да мне ль его бояться?

Я как бы сам его не съел!

Подать его сюда! Пора с ним рассчитаться!

Да я семь шкур с него спущу! И голым в Африку пущу!..»

Покинул шумный дом, шатаясь меж стволов,

Как меж столов,

Идет Косой, шумит по лесу темной ночью:

«Видали мы в лесах зверей почище Львов,

От них и то летели клочья!..»

Проснулся Лев, услышав пьяный крик, -

Наш Заяц в этот миг сквозь чащу продирался.

Лев – цап его за воротник!

«Так вот кто в лапы мне попался!

Так это ты шумел, болван?

Постой, да ты, я вижу, пьян –

Какой-то дряни нализался!»

Весь хмель из головы у Зайца вышел вон!

Стал от беды искать спасенья он:

«Да я…Да вы… Да мы… Позвольте объясниться!

Помилуйте меня! Я был в гостях сейчас.

Там лишнего хватил. Но все за Вас!

За Ваших Львят! За Вашу Львицу! –

Ну, как тут было не напиться?!»

И когти подобрав, Лев отпустил Косого.

Спасен был хвастунишка наш!

Лев пьяных не терпел, сам в рот не брал хмельного,

Но обожал… подхалимаж.

Итак, каковы поведенческие эффекты влияния алкоголя на организм?

Как называются вещества, оказывающие влияние на психику?

Что такое наркотик? В чём его опасность?

Учащиеся формируют вывод: алкоголь – психотропное вещество, обладает наркотическими свойствами.

Слайд № 25. Справка: Алкоголь – наркотик № 1.

В России производится 8,5 л 100% алкоголя на душу населения в год.

Легальный наркотик.

Торговая сеть – лучшая в мире.

Великий покровитель – государство.

Закрепление.

Слайд № 26. Заполнить таблицу:

Таблица: «Токсическое воздействие этилового спирта на различные уровни организации живой материи».

Уровень органической живой материи

Проявление спиртом токсических свойств

Молекулярный уровень

Денатурация белков, мутации

Внутриклеточный уровень

Накопление альдегидов, разрушение ферментов

Клеточный уровень

Разрушение мембран, нейронов

Уровень органов

Разрушение ткани печени, слепота

Система органов

Нервная система, пищеварительная система, выделительная

Целый организм

Сбой функций, смерть

Домашнее задание.

Слайд № 27. Найти информацию о применении и значении спирта в жизни человека.

Можно воспользоваться адресами сайтов, записанных на инструктивных картах.

http://www.school-collection.edu.ru/

http://www.lifelib.ru/articles/

http://www.isco-i.ru/

http://www.nauka.relis.ru/

http://www.audi.22g.pl/ru/

Подведение итогов урока.

Слайд № 28. Люди желают друг другу, прежде всего здоровья и тогда рядом будет успех, удача, семейное благополучие. За здоровье не надо пить.

За праздничным столом, вспоминайте, что «Пьянство – это упражнение в безумии, а алкоголизм – страшная, тяжелая болезнь». И тогда Вы не переступите эту черту, за которой горе, слезы наших близких, людей, которые нас любят, которым мы нужны.

Рефлексия.

Заполняют листы рефлексии.(Приложение 3).

Приложение 2

Учитель химии МОУ «СОШ с. Кубанка»

Герасименко Елена Викторовна

Инструктивная карта

по проведению урока химии

учени____ 10 класса МОУ «СОШ №_____ п. Переволоцкий»

ФИО учащегося________________________________________________________

Дата проведения: «______» февраля 2010 г.

Тема «Этиловый спирт и его влияние на организм человека».

Инструктаж по технике безопасности прослушан:___________.

роспись

1 опыт. Растворимость этилового спирта в воде.

Цель: выяснить основные физические свойства этанола.

Оборудование и реактивы: пробирка, этиловый спирт, вода

Ход работы: В пробирку налить 1мл воды 1 мл этанола

Отметить наблюдения в таблице (подчеркните правильный вариант ответа):

спирт

Агрегатное состояние

цвет

Запах

Растворимость в воде

Растворимость в жирах

этанол

- Газообразное

- Жидкое

- Твердое

- Бесцветный

- Имеет_____

характерным запахом

- без запаха

- смешиваются с водой в любых соотношениях

- плохо растворяется

- не растворяется

- Хорошая

- Плохая

- нерастворим

2 опыт. Этанол – растворитель жиров

Цель: выяснить растворяет ли этанол жиры.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, растительный жир

Ход работы: В 1 пробирку налить 1 мл воды, во вторую пробирку – 1 мл этанола, в каждую добавить 1-2 капли растительного жира. Пробирки встряхнуть.

Отметить наблюдения в таблице

Вывод: _____________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Задача: Рассчитайте смертельную дозу алкоголя на свою массу тела.

Дано: Решение:

т (тела)=____ кг

т (спирта на 1кг)=6 г

т (спирта смертельной дозы)=? Ответ: т (спирта смертельной дозы) = ____г

3 опыт. «Влияние этанола на молекулы белков».

Цель: выяснить, как влияет алкоголь на структуру и свойства белка.

Оборудование и реактивы: 2 пробирки, этиловый спирт, вода, белок куриного яйца.

Ход опыта: в две пробирки налить по 1 мл яичного белка. В первую пробирку добавить 3 мл воды, а во вторую - столько же спирта 80 – 90 %.

Наблюдение: в первой пробирке белок ___________________________________________

Во второй пробирке - __________________________________________________________

Вывод. _______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________

Опыт 4. Окисление спирта.

Цель работы: доказать, что спирт окисляется до альдегида.

Оборудование и реактивы: 1 пробирка, этиловый спирт, спиртовка, медная проволока.

Ход работы: Прокалить спираль из медной проволоки в пламени спиртовки до появления черного налета (оксида меди II) и опустить в пробирку со спиртом. Повторить 2-3 раза.

Наблюдение:_______________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задания:

Найти информацию о применении и значении спирта в жизни человека. Можно воспользоваться адресами сайтов, записанных на инструктивных картах.

http://www.school-collection.edu.ru/

http://www.lifelib.ru/articles/

http://www.isco-i.ru/

http://www.nauka.relis.ru/

http://www.audi.22g.pl/ru/

Приложение 3

ЛИСТ РЕФЛЕКСИИ

(Ф. И.)_________________________

Что нового Вы узнали_______________________________________________

Теперь я умею______________________________________________________

№п.п

Вопрос

Ответ (+;-)

1

Комфортно ли вам было на уроке?

2

Поняли ли вы тему урока?

3

Смогли ли вы выполнить самостоятельно:

Выполнить лабораторные опыты

Сделать выводы по работе

4

Требовалась ли вам помощь:

а) учителя,

б) учебника,

в) соседа по парте?

5

Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе.

image1.png

Учитель химии МОУ «СОШ с.Кубанка Переволоцкого района» Герасименко Елена Викторовна � PAGE \* MERGEFORMAT �13�

Скачать конспект

Сообщить об ошибке