Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.
Добавить свой комментарий
Аннотация к презентации
Презентация по химии на тему "Концентрированная серная кислота" поможет учителю в проведении урока. Школьники смогут повторить и обобщить сведения о соединениях серы (VI), изучить физические и химические свойства концентрированной серной кислоты. Содержит задания для закрепления изученной темы.
Краткое содержание
Техника безопасности
Входной контроль
Физические свойства концентрированной серной кислоты
«Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».
М. Фарадей.
Слайд 3
Цель урока:изучить физические и химические свойства концентрированной серной кислоты
Задачи:
Повторить и обобщить сведения о соединениях серы (VI).
Продолжить формирование ЗУН учащихся о свойствах кислот на примере серной кислоты.
Продолжить совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
Продолжить развивать навыки работы в условиях личного контроля с использованием различных форм само- и взаимоконтроля.
Продолжить формирование навыков работы с опорным конспектом, учений анализировать химический текст, предвидеть результаты химических реакций.
Продолжить формирование у учащихся ответственного отношения к выполнению заданий, подготовке своего рабочего места, развивать умения правильно обобщать данные и делать выводы, а также бережного относиться к имуществу школы и учебным пособиям.
Слайд 4
Техника безопасности
Перед началом работы внимательно прочитайте инструкцию по ее выполнению.
Проверьте наличие на рабочем месте необходимого оборудования и реактивов.
Освободите рабочее место от всех не нужных для работы предметов и материалов.
Выполняйте только ту работу, которая предусмотрена заданием учителя.
Не отвлекайтесь сами и не отвлекайте других от работы посторонними разговорами.
Прежде чем взять реактив, внимательно посмотрите на этикетку.
Химические реактивы необходимо брать в количествах, указанных в инструкции.
При работе с кислотами обязательно используйте защитные очки.
При попадании на руку растворов щелочей или кислот необходимо сразу же промыть поврежденный участок кожи водой.
После окончания работы приведите в порядок рабочее место.
Слайд 5
Входной контроль
На выполнение задания отводится 5 минут.
Работайте самостоятельно.
Если Вы верно ответили на все 8 вопросов, поставьте 8 баллов,
7 вопросов – 7 баллов,
6 вопросов – 6 баллов, и т.д.
Слайд 6
Физические свойства концентрированной серной кислоты
H2SO4 – тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая цвета, смешивается с водой в любых соотношениях. Растворение – процесс экзотермический.
H2SO4(конц.) + nH2O = H2SO4 · nH2O + Q
Поэтому при разбавлении H2SO4(конц.) кислоту наливают в воду, непрерывно перемешивая.
Слайд 7
H2SO4(конц.) активно поглощает воду из воздуха, отнимает ее от других веществ.
(C6H10O5)n = 6nC + 5nH2O
C12H22O11 = 12C + 11H2O
Слайд 8
Концентрированная серная кислота обугливает органические вещества – сахар, бумагу, дерево, волокна и т.д.
Обугливание сахара можно выразить уравнением:
С12Н22O11+n H2SO4(конц.) =12С+ H2SO4· n11Н2О
Слайд 9
Химические свойства серной кислоты
Вспомните, какие химические свойства характерны для раствора серной кислоты (см. учебник и рабочую тетрадь).
Самостоятельно впишите формулы в блок модуля.
Время выполнения задания 7-10 минут.
Слайд 10
Химические свойства концентрированной серной кислоты
Опыт № 1
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота.
Приготовьте раствор H2SO4. Для этого в пробирку с водой добавьте с помощью пипетки несколько капель концентрированной серной кислоты. Потрогайте пробирку.
Напишите уравнение реакции.
Слайд 11
Опыт № 2
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, лучинка, сахарный песок.
Поместите в одну пробирку с H2SO4(конц.) лучинку, в другую пробирку с кислотой насыпьте немного сахарного песка. Через минуту оцените их состояние.
Сделайте вывод об особенностях взаимодействия H2SO4(конц.) с органическими веществами.
Напишите уравнение реакции взаимодействия H2SO4(конц.) с сахаром.
Слайд 12
Опыт № 3
Реактивы на столах: раствор серной кислоты, магниевая и медная стружки.
Поместите в одну пробирку с H2SO4 магниевую стружку, в другую пробирку с кислотой поместите медную стружку.
Что наблюдаете?
Сделайте вывод о взаимодействии раствора серной кислоты с металлами .
Составьте уравнения реакций.
Слайд 13
Опыт № 4
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, медная стружка.
Поместите в одну пробирку с H2SO4 (конц.) медную стружку.
Что наблюдаете?
Сделайте вывод о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами .
Проведите качественные реакции на серную кислоту и сульфат.
Уравнения реакций запишите в молекулярном и ионном виде.
Слайд 15
Закрепление знаний
Ответьте на вопросы:
1). Можно ли при попадании на кожу концентрированной серной кислоты смыть ее водой? Почему?
2). Можно ли с помощью кусочка мела определить, в какой пробирке соляная кислота, а в какой серная? Почему?
Слайд 16
Самостоятельная работа
Работа выполняется по вариантам.
Если Вы сидите ближе к окну, то выполняете первый вариант. Если ближе к двери – второй.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
После выполнения работы проводится перекрестная самопроверка.
Слайд 17
Домашнее задание
Слайд 18
Рефлексия
Вернитесь к целям урока. Достигли ли Вы их в ходе работы?
Возникли ли у Вас трудности при проведении химического эксперимента?
Возникли ли у Вас трудности при составлении и написании уравнений реакций?
Как Вы считаете, можно ли использовать знания, полученные на уроке, в повседневной жизни?
Понравился ли Вам урок?
Было ли Вам удобно работать с модульными блоками?
При положительном ответе на вопрос поднимите желтую карточку, при отрицательном – зеленую.
Слайд 19
Спасибо за внимание
Посмотреть все слайды
Конспект
Автор: учитель химии Немухина Надежда Ромуальдовна
Место работы: МБОУ СОШ № 1 г. Королева М.О.
Модульный урок по теме: "Концентрированная серная кислота"
Слайд 2.
«Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».
М. Фарадей.
Слайд 3.
Цель: изучить физические и химические свойства концентрированной серной кислоты.
Задачи:
Повторить и обобщить сведения о соединениях серы (VI).
Продолжить формирование ЗУН учащихся о свойствах кислот на примере серной кислоты.
Продолжить совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
Продолжить развивать навыки работы в условиях личного контроля с использованием различных форм само- и взаимоконтроля.
Продолжить формирование навыков работы с опорным конспектом, умений анализировать химический текст, предвидеть результаты химических реакций.
Продолжить формирование у учащихся ответственного отношения к выполнению заданий, подготовке своего рабочего места, развивать умения правильно обобщать данные и делать выводы, а также бережного относиться к имуществу школы и учебным пособиям.
4. При взаимодействии оксида серы (VI) с водой образуется ________.
5. Степень окисления серы в серной кислоте ______.
6. По содержанию кислорода в составе кислотного остатка серная кислота является __________кислотой.
7. Раствор серной кислоты относится к ___________электролитам.
8. Серная кислота по агрегатному состоянию ______________.
Количество баллов: _______
2. УЭ–1 Особенности свойств концентрированной серной кислоты. Изучение нового материала.
Задачи:
Познакомиться со свойствами концентрированной серной кислоты.
Научиться составлять уравнения химических реакций с участием серной кислоты.
Вспомните, какие физические свойства характерны для серной кислоты.
Серная кислота
Слайд 6.
H2SO4 – тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая цвета, смешивается с водой в любых соотношениях. Растворение – процесс экзотермический.
H2SO4 (конц.) + nH2O = H2SO4 · nH2O + Q
Поэтому при разбавлении H2SO4 (конц.) кислоту наливают в воду, непрерывно перемешивая.
Слайд 7.
H2SO4 (конц.) активно поглощает воду из воздуха, отнимает ее от других веществ.
(C6H10O5)n = 6nC + 5nH2O
C12H22O11 = 12C + 11H2O
Слайд 8.
Концентрированная серная кислота обугливает органические вещества – сахар, бумагу, дерево, волокна и т.д.
Обугливание сахара можно выразить уравнением:
С12Н22O11+n H2SO4(конц.) =12С+ H2SO4· n11Н2О
Вспомните, какие химические свойства характерны для раствора серной кислоты (см. учебник и рабочую тетрадь). Самостоятельно впишите формулы в блок данного модуля.
Время выполнения задания 7-10 минут.
Слайд 9.
Разбавленная серная кислота окисляет только металлы, стоящие в ряду активности левее водорода, за счет ионов H+ , например:
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2
Серная кислота взаимодействует:
1). С оксидами различных металлов:
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
2). С основаниями:
2NaOH + H2SO4= Na2SO4 + Н2О
3). С солями:
K2CO3 + H2SO4= K2SO4 + Н2О + CO2
Концентрированная серная кислота является сильным окислителем, особенно при нагревании. При этом могут образовываться различные продукты восстановления серной кислоты (S, H2S, SO2).
При взаимодействии концентрированной серной кислоты с различными металлами, как правило, происходит ее восстановление до SO2.
На холоду H2SO4(конц.) пассивирует некоторые металлы. Например, алюминий, железо, хром.
Fe + H2SO4(конц.) ≠ (на холоду)
Качественная реакция на серную кислоту и растворимые сульфаты – образование молочного белого осадка сульфата бария, нерастворимого в кислотах и щелочах:
ВаCl2+ H2SO4 = ВаSO4 + 2HCl
3. УЭ–2 Химические свойства концентрированной серной кислоты.
Задача: подтвердить полученные знания на практике.
Инструктаж для учащихся
Работайте аккуратно и внимательно. Не забывайте о правилах техники безопасности.
При работе используйте Приложение 1 и материал блока УЭ -1.
В конце урока сдайте модуль УЭ-2 учителю.
Постановка проблемных вопросов.
Обобщающая работа со всеми блоками.
Задание
Выполните химические превращения, составьте соответствующие уравнения реакций. Сделайте вывод о свойствах серной кислоты.
Слайд 10.
Опыт № 1.
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота.
Приготовьте раствор H2SO4. Для этого в пробирку с водой добавьте с помощью пипетки несколько капель концентрированной серной кислоты. Потрогайте пробирку.
Напишите уравнение реакции.
Слайд 11.
Опыт 2.
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, лучинка, сахарный песок.
Поместите в одну пробирку с H2SO4(конц.) лучинку, в другую пробирку с кислотой насыпьте немного сахарного песка. Через минуту оцените их состояние.
Сделайте вывод об особенностях взаимодействия H2SO4(конц.) с органическими веществами.
Напишите уравнение реакции взаимодействия H2SO4(конц.) с сахаром.
Слайд 12.
Опыт 3.
Реактивы на столах: раствор серной кислоты, магниевая и медная стружки.
Поместите в одну пробирку с H2SO4 магниевую стружку, в другую пробирку с кислотой поместите медную стружку. Что наблюдаете?
Сделайте вывод о взаимодействии раствора серной кислоты с металлами.
Составьте уравнения реакций.
Слайд 13.
Опыт 4.
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, медная стружка.
Поместите в пробирку с H2SO4( конц.) медную стружку. Что наблюдаете?
Сделайте вывод о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами.
Проведите качественные реакции на серную кислоту и сульфат.
Уравнения реакций запишите в молекулярном и ионном виде.
Слайд 15.
Закрепление знаний.
Ответьте на вопросы:
1). Можно ли при попадании на кожу концентрированной серной кислоты смыть ее водой? Почему?
2). Можно ли с помощью кусочка мела определить, в какой пробирке соляная кислота, а в какой серная? Почему?
4. УЭ–3 Самостоятельная работа (выходной контроль).
Задача: проверка знаний учащихся.
Слайд 16.
Эту работу нужно выполнять по вариантам. Если Вы сидите ближе к окну, то выполняете первый вариант. Если ближе к двери – второй.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Перекрестная самопроверка.
1 вариант
1). Только восстановительные свойства проявляет:
S
SO2
H2SO4
H2S
2). Свойства разбавленной серной кислоты иллюстрирует схема:
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2S + Н2O
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2
2Аg + 2H2SO4= Аg2SO4 + SO2 + 2Н2О
Hg + 2H2SO4= HgSO4 + SO2 + 2Н2О
3). При разбавлении концентрированной серной кислоты водой:
Воду наливают в кислоту.
Кислоту наливают в воду.
Смешивают воду и кислоту одновременно.
Порядок смешивания веществ не имеет значения.
4). При взаимодействии концентрированной серной кислоты с медью получают:
CuSO4 и H2
CuO и H2O
CuSO4 , H2O и SO2
CuO и H2
5). Разбавленная серная кислота не реагирует с:
Ртутью
Железом
Цинком
Алюминием
Эту работу нужно выполнять по вариантам. Если Вы сидите ближе к окну, то выполняете первый вариант. Если ближе к двери – второй.
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Перекрестная самопроверка.
2 вариант
1). Только окислительные свойства проявляет:
H2SO4
H2SO3
H2S
S
2). Качественная реакция на сульфат-ион:
ВаCl2+ H2SO3 = ВаSO3 + 2HCl
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
ВаCl2+ H2SO4 = ВаSO4 + 2HCl
Hg + 2H2SO4= HgSO4 + SO2 + 2Н2О
3). При попадании органического вещества в концентрированную серную кислоту происходи его:
Растворение.
Обугливание.
Отсутствие видимых изменений.
Выделение тепла.
4). При взаимодействии раствора серной кислоты с серебром получают:
Ag2SO4 и H2
Ag2O и H2O
Реакция не протекает
Ag2SO4 , SO2 и H2O
5). Концентрированная серная кислота не реагирует с:
Углеродом
Алюминием
Магнием
Медью
Слайд 17.
Домашнее задание.
5. УЭ–4. Рефлексия.
Слайд 18.
Работа рассчитана на 2–3 минуты.
Учащиеся получили карточки двух цветов: желтую и зеленую.
При положительном ответе на вопрос поднимается желтая карточка, при отрицательном – зеленая.
1. Вернитесь к целям урока. Достигли ли Вы их в ходе работы?
2. Возникли ли у Вас трудности при проведении химического эксперимента?
3. Возникли ли у Вас трудности при составлении и написании уравнений реакций?
4. Как Вы считаете, можно ли использовать знания, полученные на уроке, в повседневной жизни?
5. Понравился ли Вам урок?
6. Было ли Вам удобно работать с модульными блоками?
Слайд 19.
Автор: учитель химии Немухина Надежда Ромуальдовна
Место работы: МБОУ СОШ № 1 г. Королева М.О.
Модульный урок по теме: "Концентрированная серная кислота"
Слайд 2.
«Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».
М. Фарадей.
Слайд 3.
Цель: изучить физические и химические свойства концентрированной серной кислоты.
Задачи:
Повторить и обобщить сведения о соединениях серы (VI).
Продолжить формирование ЗУН учащихся о свойствах кислот на примере серной кислоты.
Продолжить совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
Продолжить развивать навыки работы в условиях личного контроля с использованием различных форм само- и взаимоконтроля.
Продолжить формирование навыков работы с опорным конспектом, умений анализировать химический текст, предвидеть результаты химических реакций.
Продолжить формирование у учащихся ответственного отношения к выполнению заданий, подготовке своего рабочего места, развивать умения правильно обобщать данные и делать выводы, а также бережного относиться к имуществу школы и учебным пособиям.
4. При взаимодействии оксида серы (VI) с водой образуется ________.
5. Степень окисления серы в серной кислоте ______.
6. По содержанию кислорода в составе кислотного остатка серная кислота является __________кислотой.
7. Раствор серной кислоты относится к ___________электролитам.
8. Серная кислота по агрегатному состоянию ______________.
Количество баллов: _______
2. УЭ–1 Особенности свойств концентрированной серной кислоты. Изучение нового материала.
Задачи:
Познакомиться со свойствами концентрированной серной кислоты.
Научиться составлять уравнения химических реакций с участием серной кислоты.
Вспомните, какие физические свойства характерны для серной кислоты.
Серная кислота
Слайд 6.
H2SO4 – тяжелая маслянистая жидкость, не имеющая цвета, смешивается с водой в любых соотношениях. Растворение – процесс экзотермический.
H2SO4 (конц.) + nH2O = H2SO4 · nH2O + Q
Поэтому при разбавлении H2SO4 (конц.) кислоту наливают в воду, непрерывно перемешивая.
Слайд 7.
H2SO4 (конц.) активно поглощает воду из воздуха, отнимает ее от других веществ.
(C6H10O5)n = 6nC + 5nH2O
C12H22O11 = 12C + 11H2O
Слайд 8.
Концентрированная серная кислота обугливает органические вещества – сахар, бумагу, дерево, волокна и т.д.
Обугливание сахара можно выразить уравнением:
С12Н22O11+n H2SO4(конц.) =12С+ H2SO4· n11Н2О
Вспомните, какие химические свойства характерны для раствора серной кислоты (см. учебник и рабочую тетрадь). Самостоятельно впишите формулы в блок данного модуля.
Время выполнения задания 7-10 минут.
Слайд 9.
Разбавленная серная кислота окисляет только металлы, стоящие в ряду активности левее водорода, за счет ионов H+ , например:
Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2
Серная кислота взаимодействует:
1). С оксидами различных металлов:
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
2). С основаниями:
2NaOH + H2SO4= Na2SO4 + Н2О
3). С солями:
K2CO3 + H2SO4= K2SO4 + Н2О + CO2
Концентрированная серная кислота является сильным окислителем, особенно при нагревании. При этом могут образовываться различные продукты восстановления серной кислоты (S, H2S, SO2).
При взаимодействии концентрированной серной кислоты с различными металлами, как правило, происходит ее восстановление до SO2.
На холоду H2SO4(конц.) пассивирует некоторые металлы. Например, алюминий, железо, хром.
Fe + H2SO4(конц.) ≠ (на холоду)
Качественная реакция на серную кислоту и растворимые сульфаты – образование молочного белого осадка сульфата бария, нерастворимого в кислотах и щелочах:
ВаCl2+ H2SO4 = ВаSO4 + 2HCl
3. УЭ–2 Химические свойства концентрированной серной кислоты.
Задача: подтвердить полученные знания на практике.
Инструктаж для учащихся
Работайте аккуратно и внимательно. Не забывайте о правилах техники безопасности.
При работе используйте Приложение 1 и материал блока УЭ -1.
В конце урока сдайте модуль УЭ-2 учителю.
Постановка проблемных вопросов.
Обобщающая работа со всеми блоками.
Задание
Выполните химические превращения, составьте соответствующие уравнения реакций. Сделайте вывод о свойствах серной кислоты.
Слайд 10.
Опыт № 1.
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота.
Приготовьте раствор H2SO4. Для этого в пробирку с водой добавьте с помощью пипетки несколько капель концентрированной серной кислоты. Потрогайте пробирку.
Напишите уравнение реакции.
Слайд 11.
Опыт 2.
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, лучинка, сахарный песок.
Поместите в одну пробирку с H2SO4(конц.) лучинку, в другую пробирку с кислотой насыпьте немного сахарного песка. Через минуту оцените их состояние.
Сделайте вывод об особенностях взаимодействия H2SO4(конц.) с органическими веществами.
Напишите уравнение реакции взаимодействия H2SO4(конц.) с сахаром.
Слайд 12.
Опыт 3.
Реактивы на столах: раствор серной кислоты, магниевая и медная стружки.
Поместите в одну пробирку с H2SO4 магниевую стружку, в другую пробирку с кислотой поместите медную стружку. Что наблюдаете?
Сделайте вывод о взаимодействии раствора серной кислоты с металлами.
Составьте уравнения реакций.
Слайд 13.
Опыт 4.
Реактивы на столах: концентрированная серная кислота, медная стружка.
Поместите в пробирку с H2SO4( конц.) медную стружку. Что наблюдаете?
Сделайте вывод о взаимодействии концентрированной серной кислоты с металлами.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.