Содержание
-
ПРЕДЕЛЬНЫЕ УГЛЕВОДОРОДЫ
- «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие» М.В. Ломоносов
-
Сегодня на уроке
- Вы закрепите знания о sp3 - гибридном состоянии углерода.
- Выпознакомитесь с особенностями предельных углеводородов,
- с понятиями – гомолог, гомологический ряд, гомологическая разница, номенклатура.
- Вы узнаетеважнейшие свойства углеводородов данного класса.
- Вы научитесьстроить молекулы веществ по названиям и называть вещества по формулам, составлять формулы гомологов.
- Вы узнаетезначение предельных углеводородов в жизни человека и области использования метана.
- Вы еще раз убедитесь, что нужны знания и умения при решении проблемной задачи с экологическим содержанием.
- Мы поговорим о воздействии метана на здоровье человека.
- Вы приятно удивитесь:оказывается, вы знаете уже так много!
-
Понятие об алканах
- Алканы – это углеводороды, содержащие в молекуле одинарные связи между атомами углерода, а качественный и количественный состав выражается общей формулой:
- СnН2n+2 где n ≥ 1.
-
Физические свойства алканов
- Алканы плохо растворимы в воде.
- С – С4 газы
- С5– С15 жидкости
- С16… твёрдые вещества
- С увеличением молекулярной массы алканов, в гомологическом ряду, повышаются температуры кипения и плавления, увеличивается плотность веществ.
-
Схема образования sp-гибридных орбиталей
- В гибридизации участвуют орбитали одного s и трех p-электронов:
- s
- p
-
Гомологический ряд алканов
- Метан CH4
- Этан C2H6
- Пропан C3H8
- БутанC4H10
- ПентанC5H12
- Гексан C6H14
- Гептан C7H16
- ОктанC8H18
- НонанC9H20
- ДеканC10H22
-
Назовите следующие алканы
-
Радикалы - заместители
- Правила номенклатуры ИЮПАК по принципу замещения, где заместители – радикалы. Их названия формируются заменой суффикса -ан на –ил в названии соответствующего алкана. Общая формула: СnН2n +2
- CH4- метан -----------------C8H18–октан
- C2H6- этан ---------C2H5- этил
- C3H8 – пропан -------------C3H7- пропил
- C4H10– бутан ------ -C4H9– бутил
- C5H12– пентан -------C5H11– амил
- C6H14– гексан -------C6H13– гексил
- C7H16- гептан -------C7H15- гептил
- C8H18–октан --------C8H17–октил
-
Изомерия алканов
- Для алканов возможна изомерия:
- Структурная изомерия
- (углеродного скелета).
-
Правила формирования названия
- 1) Выбор главной цепи
- 2) Нумерация атомов главной цепи, учитывая:
- а) Нумеруем с того конца углеводородной цепи, где ближе находится заместитель (структура А,Б)
- б) Если заместители находятся на равном удалении от конца цепи, то нумерация начинается от того конца цепи, при котором их больше (структура В)
- в) Если различные заместители находятся на равном удалении от концов цепи, то нумерация начинается от того конца цепи, к которой ближе старший (структура Г)
- 3) Формирование названия.
-
Примеры изомеров
- 1 2 3 4 3 4 5 6
- А)CH3 - CH- CH2- CH3 Б)CH3 - CH2 –CH- CH2- CH2- CH3
- │ │
- CH3 2CH2
- │
- 1CH3
- CH3
- 1 2│ 3 4 5
- В) CH3 - C– CH2 -CH–CH3 Г) С H3 – С H2 – С H - С H2 – С H – С H2 - С H3
- │ │ ││
- CH3 СН3С H3 С H2
- │
- С H3
- Структура А 2 – метилбутан
- Структура Б 3 - метилгексан
- Структура В 2,2,4- триметилпентан
- Структура Г 3 – метил – 5 - этилгептан
-
Получение углеводородов
- а) взаимодействием с водородом;
- С +2H2→ СH4
- б) реакция Вюрца:
- 2СH3I+ 2Na→ С2H6+2NaI
-
Типы химических реакций, которые характерны для алканов
- 1) Реакции горения.
- 2) Реакции замещения.
- 3) Реакции изомеризации.
- 4) Реакции разложения.
-
Горение алканов
- СH4 + 2О 2 = СО 2 + 2H 2О+ 880 кДж
- Алканы горят на воздухе голубым пламенем, с выделением большого
- количества тепловой энергии .
-
Реакции замещения
- Реагируют с хлором (реакция галогенирования) по цепному механизму при УФ – облучении или при температуре 250-4000 С.
- В реакции последовательно один за другим могут заместиться все атомы водорода. Вытесняемый хлором водород уводится в виде НCI
- СH4 + CI2 → СH3CI+ HCI
- метан хлор хлорметан
- СH3CI+ CI2 → СH2CI2 + HCI
- дихлорметан
- СH2CI2+ CI2 → СHCI3 + HCI
- трихлорметан
- (хлороформ)
- СHCI3+ CI2 → СCI4 + HCI
- тетрахлорметан
- (четыреххлористый углерод)
-
Алканы могут вступать в реакции изомеризации
- СH3 (СH2 )6СH3 →СH3 СH(СH2 )4СH3 + СH3СHСH2СH2СHСH3
- Н-октан ↓ ↓ ↓
- СH3 СH3 СH3
- 2-метилпентан 2,5-диметилгексан
-
Реакции разложения
- При нагревании алканов до 10000 С :
- СH4→ С+2H2
- При нагревании алканов до 15000 С :
- 2СH4→С2H2+3H2
-
Осуществить превращения:
- CH4 CH3Cl
- C CО CО2
-
Внимание! Пришло сообщение!
- Нефтяной танкер потерпел крушение, пятно нефти расползается по воде. Нефть подступает к берегу, на котором обитают тюлени, моржи. Необходимо срочно убрать ее.
- Задание: смоделировать аварийную ситуацию и экспериментально решить данную проблему, следуя инструкции по проведению эксперимента.
-
Инструкция по проведению эксперимента
- Цель:смоделировать аварию нефтяного танкера и найти решение проблемы; обсудить нравственные стороны ситуации.
- Оборудование: вода, нефть, чашка, фильтровальная бумага, опилки, оксид алюминия.
- Порядок действий:
- 1) налейте воду в чашку;
- 2) добавьте 2-3 капли нефти;
- 3) запишите наблюдения;
- 4) обсудите и выберите решение.
- 5) объясните, почему вы выбрали это решение
- Предлагаемые решения:
- 1) поджечь нефть
- 2) удалить с помощью адсорбентов, которые осядут на дно, или собрать с поверхности воды пенькой, сетью (в эксперименте – фильтровальной бумагой)
- 3) подвести под слой нефти метан и поджечь его
- 4) иное, самостоятельно выбранное решение
-
Определите положительные и отрицательные последствия этого
- Результаты обсуждения указать в виде плюса и минуса напротив каждого вида последствия.
- -Продукты горения содержат канцерогены, много копоти;
- -Берег спасен;
- -Выделяющийся в атмосферу углекислый газ приведет к усилению парникового эффекта.
- -Тюлени и моржи живы;
- -Нефтяной пленки на воде нет;
- -Убытки: нефть потеряна безвозвратно, метан, который используется как топливо, тоже стоит дорого;
-
Решите задачу
- Найдите молекулярную формулу алкана, массовая доля углерода в котором составляет 80%, относительная плотность по водороду равна15. Постройте его структурную формулу, назовите.
-
Проверь!
- СН3- простейшая формула
- М(СH3)=15
- М(М.Ф.В)=15*2=30
- Ответ- C2H6Этан
-
Домашнее задание
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.