Содержание
-
Возникновение средневековых городов
-
Цель урока
Цель урока:
- подвести учащихся к пониманию причин возникновения городов в средние века,
- продолжить формирование умений анализировать исторические факты,
- раскрывать причинно-следственные связи,
- способствовать развитию творческих способностей учащихся.
-
План изучения темы
- Вводная беседа и сообщение цели урока.
- Основная часть:
- Успехи в развитии сельского хозяйство и ремесла.
- Отделение ремесла от сельского хозяйства.
- Возникновение городов, как центров ремесла и торговли.
- Работа с картой
- Составление логической схемы по теме урока
- Работа с документом.
- Заключительная часть. Выполнение тестов, ответы на вопросы по теме урока.
-
Вводная беседа
- Объяснение места темы о городах в общем разделе (города – центры ремесла и торговли):
- Какой способ земледелия был распространен у франков? (трехполье).
- Какие орудия труда они применяли?
- Что такое натуральное хозяйство? Почему оно господствовало в Европе в период средневековья?
- Как вы думаете, было ли тогда ремесло отделено от сельского хозяйства?
- Были ли города в Древнем мире? (учащиеся вспоминают, что в древнем мире были города: в Египте по берегам Нила, в Греции Афины, на Аппенинах – Рим)
- Что произошло с городами Римской империи после завоевания ее германцами?
-
Успехи в развитии сельского хозяйства
- Объясните, почему труд крепостных крестьян был производительнее труда раба?
- Что привело к успеху в развитии сельского хозяйства и ремесла? Какие новые орудия труда появились в сельском хозяйстве?
-
Верхнебойное водяное колесо
-
Хомут
Как вы думаете, почему с успехами в развитии хозяйства стали появляться люди, специализирующиеся на каком-либо занятии?
-
Отделение ремесла от сельского хозяйства
- К чему привели успехи в сельском хозяйстве? (рост урожая - излишки продуктов).
- Что из этого вытекает? (излишки продуктов меняют на ремесленные изделия).
- Мог ли ремесленник, изготавливавший сложные орудия труда, одновременно заниматься земледелием? (нет) К чему это привело? (ремесленник занялся только ремеслом).
- Появляются в деревне «умельцы».
- Где они берут продукты питания?
- Какой можно сделать вывод? (ремесло отделяется от сельского хозяйства)
- «Умельцы» начинают уходить из деревень.
-
Возникновение городов как центров ремесла и торговли
- Как вы думаете, куда ремесленники уходят? (к замку феодала, к монастырям, к мосту, к броду через реки, к перекресткам дорог, к удобным гаваням, где можно продать свой товар и добыть сырье для ремесла).
-
- Подумайте, что, кроме мастерской ремесленника, возникает еще в этом месте? (постоялый двор, гостиницы, лавки, поселения купцов, других ремесленников).
-
- Что делают жители этого поселения, чтобы обезопасить свою жизнь? (крепостные стены)
-
Работа с картой
- Найдите на карте города с такими окончаниями?
- Найдите города, находящиеся на реках, на перекрестках торговых путей, назовите их.
-
Логическая схема темы урока
-
Работа с документами
- Чтение документа о возникновении города Брюгге.
- Почему люди стали селиться у моста?
- Кто были первыми поселенцами?
-
Заключительная часть
Тест.
1.В каком веке в Европе начинается активное появление новых городов?
- IX-X
- X-XI
- XI-XII
2. Какова причина появления новых городов?
- Ремесло отделилось от сельского хозяйства, развитие торговли.
- Укрепление феодального землевладения.
- Войны между государствами.
3. Где появлялись города?
- На пересечении торговых путей.
- У мостов и морских гаваней.
- У стен больших монастырей и замков феодалов.
- Верно все, что указано.
4. Почему горожане огораживали город рвом и валом?
- Для защиты от нападений врагов.
- Чтобы обозначить границы города.
- Для защиты от сглаза завистников.
-
Вопросы к теме
- Первые дома и улицы города Арля на юге Франции располагались на гладком, похожем на стол месте, имевшем правильную овальную форму. По краям этого овала тянулись каменные засыпанные песком ступени, широким полукольцом охватывающие поселение.
- Как вы можете объяснить столь своеобразное место возникновения города Арля? Каковы ваши предположения о первоначальных размерах поселения?
- В возникших вдоль Рейна городах было установлено правило, что купеческие корабли, плывшие мимо них, обязаны останавливаться в гаванях, выгружать там свои товары и в течение некоторого времени выставлять их для продажи.
- Кому был выгоден такой порядок? Какие он мог иметь последствия для города?
- В документах сообщается, что первые сеньоры ряда городов освобождали всех, кто прибудет на постоянное место жительства, от пошлин и налогов на городскую землю.
- Чем вы объясните такие действия сеньоров вновь созданных городов?
-
Домашнее задание
- §13, 1, 2, 3 вопросы стр. 115.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.