Содержание
-
Формирование регулятивных универсальных учебных действий
Максимцова Е.Л.
-
Универсальные учебные действия
В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
-
Функции универсальных учебных действий
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области
-
Результаты развития универсальных учебных действий
Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижения. Формирование рефлексивной адекватной самооценки Развитие основ гражданской идентичности Функционально-структурная сформированность учебной деятельности Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения Формирование внутреннего плана действия Развитие рефлексии – осознание учащимся содержания, последовательности и основания действий
-
Виды универсальных учебных действий
Личностные (система ценностных ориентаций младшего школьника) Регулятивные (отражают способность строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)) Познавательные (система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по переработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации) Коммуникативные (способность осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме)
-
Регулятивные- умения организовывать свою (в том числе учебную) деятельность.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной и условиями ее реализации; Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. ?
-
К регулятивным действиям относятся:
Целеполаганиекак постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, сто ещё неизвестно; Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Прогнозирование как предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений отличных от эталона; Коррекция – внесение необходимых корректив и дополнений в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий.
-
Так доступнее:
Целеполагание - Зачем? Планирование – В какой последовательности? Прогнозирование – Где необходимо? Контроль – Правильно ли? Коррекция – Как исправить? Оценка – Вот так хорошо, правильно! Волевая саморегуляция – Сосредоточился и ещё раз!
-
Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД на ступени начального общего образования
Выпускник научится: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; Выпускник получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия и т.д.
-
Что предлагают составители учебников «Enjoy English» для достижения планируемых результатов?
«… регулятивные умения реализуются в ходе обучения диалогической речи, одной из основных функций которой является умение достигать взаимопонимания в процессе устного общения, умение договориться с партнером, донести до него свои мысли, воздействовать на его поведение…» « Важнейшим инструментом формирования метапредметных действий является формирование умения оценочной деятельности: самонаблюдения, самооценки и взаимооценки, самокоррекции. Практически все компоненты УМК, особенно учебники и рабочие тетради, содержат аппарат для оценивания собственной речевой деятельности, для отслеживания динамики личных достижений учеников (см. разделы Test Yourself и Progress Check)» «… Если говорить о самостоятельности в плане организации и выполнения учебной деятельности, то стратегия обучения выстраивается следующим образом: от действия на уроке под руководством учителя, затем действия по образцу в заданиях, выполняемых и в классе и дома (например в рабочих тетрадях), до автономной учебной деятельности, доступной младшим школьникам, например при выполнении проектного задания.» «… Большим подспорьем в формировании учебной самостоятельности является четкая структура учебника и внятный аппарат ориентировки: информативное оглавление, четкость формулировок заданий, значки, раскрывающие характер конкретного задания; смысловые и лингвистические опоры (план высказывания , ключевые слова); справочные материалы и т.д.» Биболетова М.З. «Как в УМК EnjoyEnglish реализуются идеи нового образовательного стандарта» АЯШ /2 (34)
-
Целеполагание В научной литературе наиболее распространены следующие понятия целей:1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека. Под целью в образовании следует понимать продукт предвосхищаемый результат – образовательный, который должен быть реальным, конкретным. Цели должны быть: Диагностируемые (Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные) Конкретные Понятные Осознанные Описывающие желаемый результат Реальные Побудительные (побуждать к действию) Точные (Цель не должна иметь расплывчатые формулировки Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять»).
-
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Всеприемы целеполаганияможно классифицировать на:
Визуальные: Тема-вопрос Работа над понятием Ситуация яркого пятна Исключение Домысливание Проблемная ситуация Группировка. Удивляй! Аудиальные: Подводящий диалог Собери слово Исключение Проблема предыдущего урока. Отсроченная догадка
-
Для формирования УУД планирования собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы: обсуждение готового плана решения учебной задачи; работа с деформированным планом решения учебной задачи; использование плана с недостающими или избыточными пунктами; составление своего плана решения учебной задачи. Надо отметить, что план урока или его этапа должен быть рабочим: необходимо по ходу урока периодически возвращаться к плану, отмечать выполненное, определять цель следующего этапа и дальнейшие действия, контролировать ход решения учебной задачи, корректировать и оценивать свои действия.
-
Контроль и самооценка
Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Каждый ученик должен пройти все этапы оценочной деятельности для того, чтобы осознать: 1.что нужно оценивать 2. зачем оценивать 3. какие формы оценок существуют. Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны. Что касается действия оценки, то она напрямую связана с действием контроля. Основная функция содержательной оценки в этом случае заключается в том, чтобы определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного уровня способа действия. Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке. Сотрудничество с учителем в выборе критериев оценки направлено, прежде всего, на развитие у школьников способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения. Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Основные психолого-педагогические требования к формированию контрольно – оценочной самостоятельности школьников: 1) Контроль и оценка должны соответствовать целям и задачам, этапам обучения, 2) Контроль и оценка должны быть неотъемлемой частью учебной деятельности школьников. 3) Преимущество должно отдаваться действиям самоконтроля и самооценки учащихся и контролю учителя за формированием этих действий у учащихся. 4) Контроль и оценка должны стать для ребенка осмысленным действием 5) Контроль и оценка должны быть предельно индивидуализированы, направлены на отслеживание динамики роста учащегося относительно его личных достижений. 6) Контроль и оценка должны проводиться исключительно в целях диагностики и выявления уровня развития знаний, способностей, мышления, установления трудностей ребенка, прогноза и коррекционно-педагогических мероприятий.
-
Приёмы контроля
Тесты с ключами Взаимоконтроль (парный), взаимоопрос Опрос с использованием памяток Редактирование текста Сравнение результата действия с образцом, эталоном Составление проверочных заданий для самоконтроля Самопроверка по плану Задание «Исправь ошибки»
-
Приёмы оценочной деятельности
Лесенка – ученики отмечают на ступеньках, как усвоили материал: Нижняя – не понял, 2-я ступенька – требуется небольшая помощь, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал, может работу выполнить самостоятельно. Светофор – оценивать выполнение заданий с помощью цветовых сигналов: Красный – нужна помощь! Зелёный – я умею сам. Жёлтый – умею, но не уверен ещё. Смайлики – весёлый –я доволен собой (справился с заданием), простой – мне было трудно, но я справился, грустный – мне нужна помощь (трудно, задания сложные). Портфолио или «Карта самооценки ученика» Основной смысл портфолио – показать всё, на что ты способен. Есть специальный раздел, где ребёнок оценивает свои ЗУН на начало изучаемой темы и на конец. Портфель достижений может помочь ученику: - оценить его успехи; - спланировать дальнейшее обучение; - показать свои достижения окружающим. Работа с эталонами Вопросы для самооценки: В чем заключалось задание? Удалось получить результат? Полностью правильно или с ошибкой? Полностью самостоятельно или с помощью? По каким признакам мы различаем оценки и отметки? Какую сам поставишь себе?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.