Презентация на тему "Формирование и развитие УУД в рамках системно-деятельностного подхода"

Презентация: Формирование и развитие УУД в рамках системно-деятельностного подхода
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Формирование и развитие УУД в рамках системно-деятельностного подхода" по педагогике. Презентация состоит из 30 слайдов. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.71 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    30
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Формирование и развитие УУД в рамках системно-деятельностного подхода
    Слайд 1

    Формирование и развитие УУД в рамках системно-деятельностного подхода

    1

  • Слайд 2

    Когда людей станут учить не тому, что они должны думать,а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.Г. Лихтенберг.

    2

  • Слайд 3

    Универсальные учебные действия

    «Универсальные учебные действия» - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. «Универсальные учебные действия» - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса 3

  • Слайд 4

    Виды УУД

    Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные 4

  • Слайд 5

    1. Личностные УУД

    обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях 5

  • Слайд 6

    Виды личностных действий

    личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. 6

  • Слайд 7

    2. Познавательные УУД

    включают: общеучебные УУД, логические учебные действия, постановку проблемы, решение проблемы. 7

  • Слайд 8

    Общеучебные УУД

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 8

  • Слайд 9

    Логические УУД

    анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений; построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование. 9

  • Слайд 10

    Постановка и решение проблемы

    формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. 10

  • Слайд 11

    3. Регулятивные УУД

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. 11

  • Слайд 12

    4. Коммуникативные УУД

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. 12

  • Слайд 13

    Функции УУД

    обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания 13

  • Слайд 14

    Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). Формирование УУД - это одна из важнейших задач учителя, эффективность решения которой зависит от его профессиональной компетентности в области педагогического проектирования учебно-методической документации, технологии обучения и их реализации Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. 14

  • Слайд 15

    Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями: Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности. 15

  • Слайд 16

    В.В. Давыдов [4], который разрабатывал положения деятельностного подхода к обучению, отмечал, что: конечной целью обучения является формирование способа действий; способ действий может быть сформирован только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью; механизмом обучения является не передача знаний, а управление учебной деятельностью по овладению знаниями, умениями и навыками. 16

  • Слайд 17

    Требования к организации процесса обучения

    организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов; выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании; организация таких форм учебного сотрудничества, где были бы востребованы активность и инициатива каждого ученика; выбор технологии обучения, предполагающий построение учебного процесса на деятельностной основе, на концептуальной основе, на крупноблочной основе, на опережающей основе, на проблемной основе, на личностно-смысловой основе, на диалоговой основе, на ситуативной основе и др. 17

  • Слайд 18

    Реализация системно-деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих педагогических задач: определение и формирование основных результатов обучения и воспитания в терминах сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий; определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий; определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий и в какой форме; разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждой из ступеней образовательного процесса и др. 18

  • Слайд 19

    1. Первичный опыт выполнения УУД и мотивация. 2. Освоение того, как это УУД надо выполнять. 3. Тренинг, самоконтроль и коррекция. 4. Контроль. Этапы формирования УУД 19

  • Слайд 20

    Условия для успешного формирования УУД

    Педагогическая компетентность учителя; Включение учащихся в активную учебную деятельность; Диагностика. 20

  • Слайд 21

    ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА

    базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. 21

  • Слайд 22

    ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

    предполагает гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучаемому, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию у них учебных умений. 22

  • Слайд 23

    ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

    предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. 23

  • Слайд 24

    Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

    участие в проектах; подведение итогов урока; творческие задания; самооценка события, происшествия; дневники достижений; 24

  • Слайд 25

    Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

    "найди отличия" (можно задать их количество); "на что похоже?"; поиск лишнего; упорядочивание; "цепочки"; составление схем-опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями 25

  • Слайд 26

    Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

    "преднамеренные ошибки"; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему). 26

  • Слайд 27

    Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

    составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); "подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д. 27

  • Слайд 28

    Критерии результативности урока

    Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся) 28

  • Слайд 29

    Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, обственнуюпозицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) 29

  • Слайд 30

    Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность– управляемый учебный процесс. Учебное действие– действие по созданию образа. Образ– слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – я умею! У меня получится! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения) 30

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке