Содержание
-
Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Анчар»
-
Цели урока: Учебная цель: обучение анализу поэтического текста; научиться понимать поэтическое слово, замечать его смысловые оттенки, понять смысл стихотворения. Развивающая цель: развитие устной речи, умений и навыков наблюдения, сопоставления и сравнения.
-
И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в свой жестокий век прославил я свободу И милость к падшим призывал. Как вы понимаете слово «свобода»?
-
1. История создания Впервые опубликовано стихотворение было в 1832 году в альманахе «Северные цветы».
-
В основу стихотворения положена легенда о смертоносном дереве анчаре, упоминания о котором появились еще в конце XVIII – начале XIX века.
-
«It is a poison-tree that pierced to the inmost Weeps only tears of poison». Coleridge (Кольридж) «Вот древо яда; пронзенное до сердцевины,Оно плачет лишь ядовитыми слезами».
-
2. Жанр и композиция Сюжетная зарисовка – произведение, построенное на смене фабульных событий, переживаний лирического героя. Фабула - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором вна основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. Легенда – поэтическое предание об историческом или героическом событии.
-
Н а сколько частей можно разделить стихотворение? Озаглавьте части стихотворения сроками из него. О чем говорится в каждой части? Докажите, что стихотворение построено на основе антитезы.
-
3. Основные темы и идеи Анчар Князь Смерть Зло
-
Ключевые образы первой части Пустыня Почва Степи День Зелень Вихорь Дождь Песок Какими мы видим их у Пушкина? чахлая и скупая зноем раскаленная жаждущие гнева мертвая Черный, тлетворный ядовит горючий Анчар Грозный часовой, один во всей вселенной, древо смерти.
-
«Тлетворный» - слово из высокой славянской лексики, оно имеет два корня — тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). Оксюморон – соединение несоединимого.
-
В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. «…как грозный часовой» Что охраняет анчар? Найдите доказательства того, что природа сторонится анчара.
-
Пустыня Почва Степи День Зелень Вихорь Дождь Песок Зло заключается в себе самом Птица Тигр Закон природы: все живое избегает зла. Зло всем угрожает и охраняет себя Зло огромное, вселенское Зло существует в природе
-
Сопоставьте такие строки: В пустыне мертвой и глухой… В пустыне тощей и глухой… В пустыне чахлой и глухой… Чем последний вариант точнее и богаче двух первых? Анчар, как верный часовой, Растет один во всей вселенной… Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной… Почему эпитет верный заменен эпитетом грозный? А глагол растет уступил место глаголу стоит?
-
И тигр, в пустыню забежав, В мученьях бьется, издыхает. Паря над ней, орел стремглав, Кружась, безжизненный, спадает. К нему и птица не летит И тигр нейдет — лишь вихорь черный На древо смерти набежит И мчится прочь, уже тлетворный. Сравните эти две строфы, в чем разница?
-
2 часть Все люди как нравственные существа между собою совершенно равны, ибо все имеют одинаковую природу, из которой проистекают общие права человечества. А.П.Куницын Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…
-
«На почве мертвой, раскаленной» «Могучий яд» «Прах отравленный клубится» «Пустыня смерти» «Тигр ярый бьется» «Но человек ко древу яда» «Но человек к Анчару страшному подходит» «Но человека человек…»
-
«Послал к анчару властным словом», «Послал к анчару самовластно», «Послал к анчару равнодушно», И наконец, «Послал в пустыню властным взглядом», и строка приобретает окончательную форму: «Послал к анчару властным взглядом». «Смелый», «верный раб», «И тот безумно в путь потек», «бесстрашно», «отважно». И наконец, «И тот послушно в путь потек». Как вы думаете, в чем острота именно этой фразы, почему Пушкин на ней остановил свой выбор? Почему этот вариант остался в стихотворении?
-
Сравните: Принес – и весь он изнемог, И лег он, испуская крики, И умер смелый раб… Принес, и ослабел, И лег… и умер бедный раб… Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки.
-
Почему действия князя обозначены однокоренными глаголами послал,разослал? Почему князь назван непобедимым? Сравните: Свои губительные стрелы Свои догадливые стрелы Свои послушливые стрелы Почему раб и стрелы охарактеризованы сходными эпитетами «послушно в путь потек», «послушливые стрелы»? Какую мысль выражает этот рисунок Пушкина? Прием градации «послушно в путь потек», «послушливые стрелы»?
-
И князь тем ядом напоил Свои губительные стрелы – И смерть оперил. Врагу в пределы. А князь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Чем слово напитал в данном контексте точнее, нежели напоил? Почему слово врагу заменено словом к соседам?
-
Как вы думаете, какие мысли волновали Пушкина, когда он создавал это стихотворение? О чем нас заставляет задуматься это произведение? Вывод
-
Зло порождает зло.
-
Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Стихотворение «Анчар» – вершина свободолюбивой лирики А.С.Пушкина»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.