Презентация на тему "Урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»" 7 класс

Презентация: Урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»
Включить эффекты
1 из 12
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.9
18 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Чехов "Хамелеон" рассказывает о том, что сатира гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни, произведении Антона Павловича Чехова "Хамелеон", художественных деталях и говорящих фамилиях в данном произведении.

Краткое содержание

  1. Сатира
  2. Хамелеон
  3. Юмор
  4. Художественная деталь
  5. Говорящие фамилии
  6. Домашнее задание

Содержание

  • Презентация: Урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»
    Слайд 1

    Урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»

    Урок по рассказу

    А.П.Чехова

    « Хамелеон»

  • Слайд 2

    Сатира- гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка.

    Сфера сатиры - преимущественно явления общественной жизни.

  • Слайд 3

    Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения:

    1) это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки;

    2) (переносное значение) беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки.

  • Слайд 4
    • Генерал
    • «Братец» генерала
    • Брат Хрюкина

    Закулисные персонажи - те, которые не появляются на страницах произведения, но оказывают косвенное, а иногда и решающее влияние на то, что происходит перед глазами читателя и зрителя.

  • Слайд 5

    ХАМЕЛЕОН

    • Очумелов
    • Хрюкин
    • Толпа
  • Слайд 6

    Юмор – художественный приём в произведениях литературы или искусства, основанный на изображении чего – либо в комическом, смешном виде, а также произведение литературы или искусства, использующее этот приём.

    Сфера юмора – частный человек, особенности его поведения, привычки.

  • Слайд 7

    Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

  • Слайд 8

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ

    • Узелок
    • Конфискованный крыжовник
    • Шинель.
    • Окровавленный палец
    • Открытые двери лавок,
    • сонные физиономии
    • Глаза собаки
  • Слайд 9

    Говорящие фамилии

    Очумелов:

    • Очуметь, одуреть

    Хрюкин:

    • Грязнуля, кричащий отрывисто

    Елдырин

    • Сварливый, корыстный человек

    Жигалов:

    • Пройдоха, плут
  • Слайд 10

    В. Герасимов. Иллюстрация к рассказу Чехова "Хамелеон".

  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Домашнее задание:

    • Прочитайте рассказ А.П.Чехова «На мельнице»
    • Ответьте на вопрос №5 (стр. 269).
Посмотреть все слайды

Конспект

1. Урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».

2. Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ при ведущей роли учителя.

3. Базовый учебник. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького.

4. Цели урока:

  • Организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения

5. Задачи урока:

- обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;

- развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;

- воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов

6. Место урока в учебном плане.

В календарно-тематическом планировании это 2-й урок по теме.

Словарная работа:

  • юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.

ХОД УРОКА.

1. Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод , чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.

2. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон".

Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира?

(Слайд 3.)

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради) Сфера сатиры - преимущественно явления общественной жизни.

Учитель: Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова “Хамелеон".

Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев" (кроссворд).

Вопрос: С чего начинается рассказ?

Кругом тишина и покой. Обстановка лени и скуки царит в провинциальном городке. И вдруг:

- Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Вопрос: И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

(«Очумелов глядит в сторону и видит:…»)

Вопрос: Кто оказался виновником скандала?

Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

(«…шагает к сборищу.»)

Вопрос: Ну а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово "Хамелеон" нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон? (слайд 4.) Опережающее индивидуальное домашнее задание)

Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки".

Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство" вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала". (пересказ текста, зачитать реплики О.)

Вопрос: Прочитайте “жалобу" Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?(Сначала - Хрюкин, потом - свинья, болван)

Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

(6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.)

Вопрос: Как меняется тон его высказываний?

(6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.)

Вопрос: Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании (слайд 5.)

(Генералы не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании.

Упоминание генерала действует на О. волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Х. – тоже представитель власти.)

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Вопрос: Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

(Слайд 6.)

Варианты:

1. Хамелеон – Очумелов.

2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

(То он требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по – холопски умолкает,когда гнев Очумелова обращается на него.)

3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

(Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце – смеется и злорадствует.)

В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.

Учитель. Какое настроение от этого у вас?

(От этого становится грустно.)

Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне".

- Что такое юмор? (слайд 7.)

Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Вопрос: Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении?

(слайд 8.) (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

- Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль? (слад 9.)

-Что несут служители закона? (вывешиваются рисунки)

1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

Учитель. Как вы понимаете слово конфискованный?(Конфискованный - отобранный.)

2) Узелок.

Учитель. Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

( Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань")

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

(Слайд 9.)

Работа с иллюстрацией "Очумелов шествует по городу".

Учитель. Вот таким представляет Очумелова художник, ваше мнение совпадает?

3) Следующая деталь? Шинель.

А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.)

В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Учитель. Определите лексическое значение этих слов.

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Учитель. Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

4)Следующая деталь? Палец.

Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

5) Открытые двери лавок, сонные физиономии - это детали создают зримую точность обстановки.

(слайд 10.)

- Давайте рассмотрим еще иллюстрацию к рассказу, относящуюся к отмеченным выше деталям.

6) А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Учитель: Обратите внимание: “человеческое" только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии"? Попробуйте “расшифровать" фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин)

Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение.

Вопрос: Приём “говорящих имён и фамилий" - юмористический или сатирический?

Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Ч. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.

Вопрос: Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?

Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака"?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной" рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? (слайд 11.) ( Хрюкин повержен. Его палец опущен.А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жегалова.)

Учитель: тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

Учитель. Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

( Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер! )

Вопрос: А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

7. Суд над Очумеловым (по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон").

Оформление: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей. Столики для защитника и обвинителя, плакаты: “Боже, как грустна наша Россия" (А.Пушкин); “Вы взгляните на эту жизнь: наглость сильных…, лицемерие…" (Н.В.Гоголь).
Ход суда.
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья: Прошу защитника, обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о полицейском надзирателе Очумелове, который обвиняется в хамелеонстве, заискивании, лести перед сильными сего, в наглости, грубости к мастеру золотых дел Хрюкину.
Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания Очумелова.
Очумелов: Я, почтенный полицейский надзиратель, в новой шинели шел через базарную площадь вместе с городовым, который нёс решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.
Кругом была тишина, на площади ни души. И вдруг я услышал:
- Так ты кусаться, окаянная? Держи её! А…а!
И увидел человека в ситцевой рубахе и расстёгнутой жилетке, он бежал за собакой. Я сделал полуоборот и направился к сборищу.
Защитник: Позвольте, кто это был? Что за человек?
Очумелов: Я узнал в нём золотых дел мастера Хрюкина.
Защитник: А кто же был виновник скандала?
Очумелов: Белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.
Обвинитель: В чем же провинился этот щенок?
Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с чего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пускай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…
Судья: Вопрос к Очумелову. И какова была ваша реакция на это происшествие?
Очумелов: Я сказал, что это так не оставлю, приказал Елдырину составлять протокол. А собаку истребить. Узнать, чья она.
Обвинитель: А когда узнали, что она, кажись, генерала Жигалова?
Очумелов: Я приказал Елдырину снять с меня пальто, ужас, как жарко, и спросил у Хрюкина:
- Одного только не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Ты должно быть расковырял палец гвоздем, а потом пришла в твою голову идея сорвать. Знаю вас, чертей!
Судья: Вопрос к Хрюкину. Голос из толпы утверждал, что ты ей цигаркой в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни.
Хрюкин: Врет кривой. Не видал, так, стало быть, зачем врать?
Защитник: Я протестую. А вы, господин Очумелов, сколько раз меняли своё решение в отношении собаки?
Очумелов: Шесть. Так ведь решался вопрос о принадлежности собаки. Решали: генеральская она или нет.

Кто-то из толпы сказал:

- Это, кажись, генерала Жигалова!
На что городовой глубокомысленно заметил:
- Нет, это не генеральская…У генерала таких нет. У него всё больше легавые…
Я спросил:
- Ты это верно знаешь?
- Верно, ваше благородие, - отвечал городовой. – А может быть и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни на дворе у него такую видел.
- Хорошо, что повар генеральский погодился и сказал, что собака братца генерала Владимира Иваныча. Вот ведь собачонка какая у него шустрая! Цап этого за палец! Ха-ха-ха! А до этого я ещё доберусь! (показывая на Хрюкина, грозит ему пальцем.)

Защитник: Уважаемый суд! Господин Очумелов по должности соблюдал порядок.
Судья: Но он шесть раз менял своё решение. И менял его потому, что сначала было сказано, что собака ничья, потом генеральская, наконец, брата генерала. А посему суд удаляется на совещание. (Суд удаляется. После возвращения зачитывается приговор)
Судья: Именем закона Российского государства, суд, рассмотрев дело по обвинению полицейского надзирателя Очумелова, приговаривает его к вечному презрению, общественному осуждению за его хамелеонство, заискивание, лесть перед вышестоящими чинами.

3. Домашнее задание:

  1. Написать сочинение-рассуждение “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон"?
  2. Нарисовать шарж на “чеховского хамелеона". Вспомнить, что такое шарж.
  3. Инсценировка понравившихся эпизодов.

1. Урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».

2. Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ при ведущей роли учителя.

3. Базовый учебник. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького.

4. Цели урока:

  • Организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения

5. Задачи урока:

- обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;

- развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;

- воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов

6. Место урока в учебном плане.

В календарно-тематическом планировании это 2-й урок по теме.

Словарная работа:

  • юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.

ХОД УРОКА.

1. Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод , чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.

2. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон".

Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира?

(Слайд 3.)

Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради) Сфера сатиры - преимущественно явления общественной жизни.

Учитель: Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова “Хамелеон".

Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев" (кроссворд).

Вопрос: С чего начинается рассказ?

Кругом тишина и покой. Обстановка лени и скуки царит в провинциальном городке. И вдруг:

- Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Вопрос: И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

(«Очумелов глядит в сторону и видит:…»)

Вопрос: Кто оказался виновником скандала?

Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

(«…шагает к сборищу.»)

Вопрос: Ну а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово "Хамелеон" нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон? (слайд 4.) Опережающее индивидуальное домашнее задание)

Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки".

Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?

Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство" вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.

Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала". (пересказ текста, зачитать реплики О.)

Вопрос: Прочитайте “жалобу" Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?(Сначала - Хрюкин, потом - свинья, болван)

Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

(6 раз, а зависит - от чина предполагаемого хозяина собаки.)

Вопрос: Как меняется тон его высказываний?

(6 смен интонаций - от начальственно - повелительных до рабски - трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.)

Вопрос: Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании (слайд 5.)

(Генералы не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании.

Упоминание генерала действует на О. волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Х. – тоже представитель власти.)

Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.

Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Вопрос: Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

(Слайд 6.)

Варианты:

1. Хамелеон – Очумелов.

2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

(То он требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по – холопски умолкает,когда гнев Очумелова обращается на него.)

3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

(Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце – смеется и злорадствует.)

В состоянии "хамелеонства" находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.

Учитель. Какое настроение от этого у вас?

(От этого становится грустно.)

Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне".

- Что такое юмор? (слайд 7.)

Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Вопрос: Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении?

(слайд 8.) (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

- Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль? (слад 9.)

-Что несут служители закона? (вывешиваются рисунки)

1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

Учитель. Как вы понимаете слово конфискованный?(Конфискованный - отобранный.)

2) Узелок.

Учитель. Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

( Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань")

Очень важная деталь - крыжовник - мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!

Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

(Слайд 9.)

Работа с иллюстрацией "Очумелов шествует по городу".

Учитель. Вот таким представляет Очумелова художник, ваше мнение совпадает?

3) Следующая деталь? Шинель.

А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.)

В тексте еще несколько раз упоминается "шинель" и "пальто".

Учитель. Определите лексическое значение этих слов.

Шинель - это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто - это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.

Учитель. Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин - пальто?

Слово "шинель" употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит "пальто", и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.

4)Следующая деталь? Палец.

Окровавленный палец Хрюкина - это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.

5) Открытые двери лавок, сонные физиономии - это детали создают зримую точность обстановки.

(слайд 10.)

- Давайте рассмотрим еще иллюстрацию к рассказу, относящуюся к отмеченным выше деталям.

6) А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Учитель: Обратите внимание: “человеческое" только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.

Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии"? Попробуйте “расшифровать" фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин)

Очумелов - от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение.

Вопрос: Приём “говорящих имён и фамилий" - юмористический или сатирический?

Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Ч. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.

Вопрос: Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?

Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.

Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака"?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.

Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной" рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.

Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? (слайд 11.) ( Хрюкин повержен. Его палец опущен.А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жегалова.)

Учитель: тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.

Учитель. Первоначально рассказ имел подзаголовок "Сценка", но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

( Слово "сценка" указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер! )

Вопрос: А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?

7. Суд над Очумеловым (по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон").

Оформление: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей. Столики для защитника и обвинителя, плакаты: “Боже, как грустна наша Россия" (А.Пушкин); “Вы взгляните на эту жизнь: наглость сильных…, лицемерие…" (Н.В.Гоголь).
Ход суда.
Секретарь: Встать, суд идет!
Судья: Прошу защитника, обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о полицейском надзирателе Очумелове, который обвиняется в хамелеонстве, заискивании, лести перед сильными сего, в наглости, грубости к мастеру золотых дел Хрюкину.
Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания Очумелова.
Очумелов: Я, почтенный полицейский надзиратель, в новой шинели шел через базарную площадь вместе с городовым, который нёс решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.
Кругом была тишина, на площади ни души. И вдруг я услышал:
- Так ты кусаться, окаянная? Держи её! А…а!
И увидел человека в ситцевой рубахе и расстёгнутой жилетке, он бежал за собакой. Я сделал полуоборот и направился к сборищу.
Защитник: Позвольте, кто это был? Что за человек?
Очумелов: Я узнал в нём золотых дел мастера Хрюкина.
Защитник: А кто же был виновник скандала?
Очумелов: Белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.
Обвинитель: В чем же провинился этот щенок?
Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с чего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пускай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…
Судья: Вопрос к Очумелову. И какова была ваша реакция на это происшествие?
Очумелов: Я сказал, что это так не оставлю, приказал Елдырину составлять протокол. А собаку истребить. Узнать, чья она.
Обвинитель: А когда узнали, что она, кажись, генерала Жигалова?
Очумелов: Я приказал Елдырину снять с меня пальто, ужас, как жарко, и спросил у Хрюкина:
- Одного только не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Ты должно быть расковырял палец гвоздем, а потом пришла в твою голову идея сорвать. Знаю вас, чертей!
Судья: Вопрос к Хрюкину. Голос из толпы утверждал, что ты ей цигаркой в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни.
Хрюкин: Врет кривой. Не видал, так, стало быть, зачем врать?
Защитник: Я протестую. А вы, господин Очумелов, сколько раз меняли своё решение в отношении собаки?
Очумелов: Шесть. Так ведь решался вопрос о принадлежности собаки. Решали: генеральская она или нет.

Кто-то из толпы сказал:

- Это, кажись, генерала Жигалова!
На что городовой глубокомысленно заметил:
- Нет, это не генеральская…У генерала таких нет. У него всё больше легавые…
Я спросил:
- Ты это верно знаешь?
- Верно, ваше благородие, - отвечал городовой. – А может быть и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни на дворе у него такую видел.
- Хорошо, что повар генеральский погодился и сказал, что собака братца генерала Владимира Иваныча. Вот ведь собачонка какая у него шустрая! Цап этого за палец! Ха-ха-ха! А до этого я ещё доберусь! (показывая на Хрюкина, грозит ему пальцем.)

Защитник: Уважаемый суд! Господин Очумелов по должности соблюдал порядок.
Судья: Но он шесть раз менял своё решение. И менял его потому, что сначала было сказано, что собака ничья, потом генеральская, наконец, брата генерала. А посему суд удаляется на совещание. (Суд удаляется. После возвращения зачитывается приговор)
Судья: Именем закона Российского государства, суд, рассмотрев дело по обвинению полицейского надзирателя Очумелова, приговаривает его к вечному презрению, общественному осуждению за его хамелеонство, заискивание, лесть перед вышестоящими чинами.

3. Домашнее задание:

  1. Написать сочинение-рассуждение “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон"?
  2. Нарисовать шарж на “чеховского хамелеона". Вспомнить, что такое шарж.
  3. Инсценировка понравившихся эпизодов.
Скачать конспект

Сообщить об ошибке