Содержание
-
ИКТ в работе учителя литературы
ИКТ в работе учителя литературы
-
Факторы, влияющие на содержание образования и его информационно-дидактический инструментарий
- Внедрение новых информационных технологий и Интернета изменяют представление о содержании, методах, формах и средствах обучения и дают импульс к выработке новых педагогических технологий.
- Изменяется роль учителя, причем в обучении с использованием Интернета наставник может быть виртуальным.
- Мультимедийные средства и технологии обучения усиливают самостоятельность учащихся в приобретении знаний и умений, что меняет характер отношений между учителем и учеником.
- Эффективность усвоения учебного материала все более зависит от дифференциации обучения и выстраивания индивидуальных образовательных траекторий.
-
Противоречия, мешающие использованию ИКТ
-
Дифференциация обучения литературе с применением ИКТ способствует:
- повышению умственного и литературного развития учащихся на основе выбора видов учебной деятельности по уровню сложности;
- обучению школьников самостоятельному планированию результатов деятельности;
- созданию индивидуальных образовательных траекторий, связанных с дифференциацией содержания, методов, организационных форм и средств обучения литературе;
- оптимальной организации учебной деятельности учащихся с учетом их личностных характеристик (возраста, способностей, интересов, уровня подготовки и др.)
-
Использование средств ИКТ на уроках литературы разных типов
- Вступительные и обзорные уроки.
- Уроки обучения анализу текста.
- Заключительные (обобщающие) уроки.
-
ИКТ на вступительных и обзорных уроках
- Сочетание традиционных видов учебной деятельности с обращением к электронным библиотекам (поиск книг в одной и нескольких библиотеках http://www.ebdb.ru, тексты, записи голосов писателей, кинодокументы и др.), виртуальным музеям http://www.museum.ru и сайтам, посвященным отдельным писателям.
- Отбор дидактического электронного материала (портреты, музыка, репродукции картин, изображения скульптур и архитектурных сооружений, фото-, видео и кинодокументы и т. п.), отражающего черты творчества писателя или главные характеристики историко-культурной эпохи.
- Создание на основе средств ИКТ мультимедийных презентаций познавательного характера и методически грамотное их использование на уроке.
-
ИКТ на уроках анализа текста
- Поисковая деятельность при работе с электронным текстом: поиск нужных реалий (имен, топонимов, деталей и т. п.)
- Сопоставление текста с книжной графикой, театральными и киноинтерпретациями (с использованием электронных и Интернет-ресурсов).
- Применение ИКТ в процессе реконструкции текста: составление различных комментариев (лексических, биографических, историко-культурных и др.) с использованием электронных и сетевых словарей http://slovari.yandex.ru и энциклопедий http://enc.mail.ruhttp://www.encyclopedia.ru
- Составление интерактивных презентаций для анализа литературного текста, включающих гипертекстовые комментарии (к словам, понятиям, скрытым цитатам, выявляющим интертекстуальную природу художественного текста).
-
Преимущества учебной деятельности с использованием средств ИКТ перед традиционным обучением
- Экономится время на поиск информации (электронные словари снабжены поисковой системой со строкой поиска).
- Усвоение добытого самостоятельно знания (перевод внешнего воздействия во внутренний план – интериоризация), повышает уровень понимания материала учениками.
- Усвоение знаний и развитие умений на основе ИКТ формирует навыки исследовательской работы, как практические (работа с электронными словарями), так и теоретические (поиск информации, ее анализ, отбор, обработка, структурирование и предъявление).
- Работа со справочной литературой в электронном формате вызывает повышенный интерес школьников.
-
Дидактические приоритеты на уроках анализа текста с использованием электронной образовательной среды
- Использование методики поиска по электронному тексту и ее соотнесение с задачами урока и проектированием деятельности каждого ученика.
- Формирование лингвистической и культурологической эрудиции учащихся в процессе составления комментариев разных видов, что позволяет углубить понимание литературного текста школьниками.
- Использование компьютерного гипертекста для презентации интертекстуальных связей произведения, что помогает осмыслить внутрипредметный контекст, обогащает читательский опыт и культурную память.
-
ИКТ на заключительных (обобщающих) уроках
- Повторение и обобщение знаний на новом качественном уровне, в новой учебной ситуации.
- Применений технологий обучения, максимально реализующих самостоятельность школьников, умение работать в паре, в группе, выполнять индивидуальные задания.
- Саморефлексия и осмысление собственных учебных результатов (что узнал? чему научился? зачем это нужно?).
- Умение предъявлять результаты индивидуальной и коллективной проектной деятельности.
-
Алгоритм работы над проектом до защиты
- Выбор темы, определение типа проекта, состава участников.
- Выдвижение и обсуждение проблем в рамках выбранной тематики.
- Формулировка цели и задач проекта, распределение задач по группам.
- Выбор методов исследования, способов поиска и обработки информации (в группе).
- Самостоятельная работа участников проекта над своими задачами.
- Текущее обсуждение полученных данных, хода работы над проектом.
- Обсуждение в группе и саморецензирование окончательного варианта проекта.
- Подготовка проекта к защите. Создание компьютерной презентации.
- Защита проекта.
- Подведение итогов, прогнозирование развития полученных результатов.
-
Содержание Интернет-ресурсов для подготовки учебных проектов
- текстовая информация (электронные тексты и гипертексты литературных произведений; записи авторского и актерского чтения);
- зрительная наглядность (портреты, автопортреты и рисунки писателей; фотографии писателей и их окружения; изображения памятников писателям; репродукции произведений изобразительного искусства, книжная графика);
- аудиоматериалы (песни и романсы на стихи поэта; фрагменты музыкальных произведений на литературные сюжеты);
- видеоматериалы (видеозаписи фильмов и спектаклей на сюжеты литературных произведений, виртуальные экскурсии по музеям и местам пребывания писателей).
-
Виды проектной деятельности в литературном образовании с использованием ИКТ
- Электронный сборник произведений одного автора, нескольких авторов на общую тему, авторов определенной литературной эпохи (поиск и отбор текстов, название сборника, вступительная статья, иллюстрации, звукозаписи голосов писателей, песен на стихи поэтов)
- Электронный альбом, посвященный произведению или писателю (портреты, цитаты, изображения литературных мест, книжная графика).
- Заочная электронная экскурсия по литературным местам (текст, фотографии, видео- и звукозаписи).
- Ученический спектакль по произведению или поэтическая композиция с использованием электронных ресурсов (звуко- и видеозаписей, шумовых эффектов).
- Проекты с использованием творческих работ учащихся в электронном формате (текстов, рисунков, фотографий, звукозаписей исполнения литературных и музыкальных произведений и т. п.)
-
Алгоритм подготовки проекта ученического спектакля по изучаемому произведению
- Создание текста инсценировки (если представлено эпическое произведение) или выбор фрагмента драматического произведения («литераторы»).
- Распределение ролей и составление «замечаний для господ актеров»: определение возраста героя, его внешности, костюма, мимики, жестов, интонаций: знакомство с Интернет-спектаклями, фотографиями актеров в сценических костюмах («актеры»);
- Оформление сцены: реквизит, декорации, фото- и видеоматериалы Интернета («художники»);
- Звуковое сопровождение спектакля (звукозаписи, использование Интернет-коллекции шумовых эффектов («звукорежиссеры»);
- Разработка мизансцен («развод» «актеров», сценическое движение и др.), которую школьники-«режиссеры» могут сделать с помощью учителя.
-
При подготовке презентации для защиты учебного проекта необходимо учитывать:
- содержание литературной темы;
- объем презентации и ее продолжительность на уроке;
- дифференцированное распределение учебных задач при коллективной подготовке:
- слайдов, содержащих лексические и историко-культурные комментарии;
- слайдов, реализующих интертекстуальные связи изучаемого произведения;
- слайдов, представляющих произведения изобразительного искусства;
- целесообразность включения в презентацию звуковых и видеоматериалов и т. п.
- содержательный и эстетический аспекты предъявления учебного материала.
-
Алгоритм защиты проекта, представленного в виде мультимедийной презентации
- Комментарий к названию (теме) проекта.
- Обоснование отбора содержания: текстового, графического, видео- и аудиоматериалов.
- Пояснения композиции презентации, логики ее навигации (последовательности) и дизайн-решения с учетом замысла и художественной задачи авторов.
- Аргументация целесообразности собственных содержательных и дизайн-решений.
- Предъявление наиболее значимых результатов проектной деятельности.
-
Условия, повышающие эффективность использования электронной образовательной среды
- Структура подачи информации учителем и организация ее поиска в Интернете должна соответствовать концепции урока и методической логике познавательного процесса.
- Необходимо учитывать ограниченный объем знаний учителя и потенциальную содержательную безграничность Интернет-среды, а также одинаковую доступность этих ресурсов и для учителя, и для ученика.
- Диагностика «точек непонимания» текста конкретными учениками помогает организовать работу с электронными и Интернет-ресурсами дифференцированно.
- Развитие критического мышления, мотивация содержательной и эстетической рефлексии виртуальной информационной среды способствует развитию информационной культуры, предостерегает от подражания стереотипам массового сознания, культивируемым СМИ.
-
Позитивные результаты использования средств ИКТ в литературном образовании
- Формирование информационной компетенции и инфор-мационной культуры старшеклассников (выработка и развитие навыков владения средствами ИКТ с учетом специфики предмета).
- Развитие умения проявить в инструментальных возмож-ностях компьютера общую культуру, аксиологические и эстетические ориентации, формирующиеся при изучении предметов гуманитарного цикла.
- Воспитание чувства прекрасного в процессе отбора, использования и создания мультимедийных материалов.
- Совершенствование умений находить, отбирать и оценивать Интернет-ресурсы, применяемые в процессе изучения литературы, «фильтровать» нежелательную информацию, делая Интернет безопасной, содержательно и эстетически значимой информационной средой.
-
Контактная информация
Беляева Наталья Васильевна, д.п.н., засл. учитель РФ, лаборатория дистанционного обучения ИСМО РАО.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.