Содержание
-
Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения (ЭОР НП) в преподавании математики в условиях ФГОС
-
Самое главное – научить человека мыслить. Б. Брехт
-
На современном этапе главным требованием к уроку математики является использование всех возможностей содержания и методов обучения для проблемного построения учебного процесса как важного условия развития логического мышления учащихся, их творческих способностей, интереса к учению.
-
Педагогическая проблема В практике работы современного учителя электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП) могут использоваться как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий. В современных образовательных стандартах и нормативах указывается возможность и необходимость использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе вместе (или вместо) печатных.
-
Актуальность Поиск путей из создавшегося противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
-
Инновационная основа Изменение подходов к содержанию, формам, методам обучения, в стремлении реализовать модель обучения, влияющую на изменение форм организации деятельности учителя и учащихся.
-
Цель конструирование моделей использования ЭОР НП в учебном процессе ; изучение роли ЭОР НП в создании условий в учебном процессе для реализации инновационных технологий обучения, прежде всего, таких как проектное обучение, дистанционное обучение, кейс-технологии и др. реализация различных типов уроков с использованием ЭОР НП
-
Задачи изучение типов ЭОР, степень их интерактивности, изучение методики применения ЭОР на различных этапах уроков; изучение передового педагогического опыта по использованию современных технологий развивающего обучения в рамках классно-урочной системы; внедрение в педагогический процесс наиболее эффективных технологий, позволяющих сформировать ведущие компетентности учащихся; ориентация образовательного процесса на создание индивидуальных траекторий изучения образовательных программ, развитие личностного потенциала учащихся через организацию индивидуальных, творческих и учебно-исследовательских умений для адаптации к дальнейшему профессиональному образованию; повышение эффективности учебного процесса и, как следствие, повышение качества обучения по предмету; подготовка участников образовательного процесса к жизни в условиях информационного общества, развитие социальной компетенции учащихся.
-
В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться Элвин Тоффлер
-
К основным инновационным качествам ЭОР относятся: 1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; контроль учебных достижений. 2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения.
-
3. Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения. 4. ЭОР НП обладают большими возможностями как для обновления учебного процесса в условиях классно-урочной системы, при проведении уроков в традиционной форме, так и при организации самостоятельной деятельности учащихся. 5. ЭОР позволяет проводить более полноценные занятия, например, посещать виртуальные музейные экспозиции или анализировать трехмерные реконструкции архитектурных памятников, проводя одновременно контроль полученных знаний, умений и навыков учащихся.
-
Виды и функции ЭОР НП Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на известных дидактических принципах и правилах: Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;
-
Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося; Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно; Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий;
-
Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации; Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.
-
При организации учебного процесса преимущественно используются: информационные ЭОР, как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности. практические ЭОР, содержание которых предусматривает воспроизведение учащимся учебных действий по заранее заданному алгоритму; контролирующие ЭОР, направленные на повторение и закрепление пройденного
-
Сайты коллекции ЦОРов Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов http://school-collection.edu.ru/ "Школьный портал - Единая стартовая страница", http://portalschool.ru/ Федеральный портал "Российское образование" - http://edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ На сайте http://fcior.edu.ru/ электронный модули воспроизводятся с помощью ОМС плеера.
-
Интеграция ИКТ с современными педагогическими технологиями: коммуникативными (ведущий метод - общение; обучение в сотрудничестве, взаимообучение, работа в парах и группах, учебный диалог, дискуссия); исследовательскими (ведущий метод - проблемное обучение, метод проектов; организационная форма - совместный поиск решения проблемных ситуаций); игровыми (ведущий метод - игра; организационные формы - деловые, ролевые, игры-путешествия).
-
Педагогические технологии ЭОР нового поколения – это открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). ОМС позволяют решить три основные проблемы современных ЭОР. Первая проблема: в ЭОР нового поколения могут использоваться все пять новых педагогических технологий. Вторая проблема: решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании производителя, времени и места производства. Третья проблема: решена проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся.
-
Применение ЭОР НП хорошо вписываются в известные педагогические технологии, проверенные в традиционной системе обучения и направленные на развитие ребенка, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и социализации.
-
-
-
-
-
-
-
Модели уроков на основе использования ЭОР НП. Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя. Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельности учащихся. Урок — обучающий семинар с использованием ЭОР НП. Самостоятельная деятельность учащихся по подготовке урока. Урок — виртуальная лабораторная работа на основе использования ЭОР НП.
-
Уроки-практикумы с использованием ЭОР НП. Практикум, носящий репродуктивный и не индивидуализированный характер. Индивидуализированный практикум. Творческий практикум. Урок — решение задач. Урок-дискуссия на основе использования ЭОР НП. Урок — групповая дискуссия. Урок — обсуждение (выдвижение) идей. Урок — проблемный семинар. Проектная деятельность учащихся.
-
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные; репродуктивные; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковые; исследовательские.
-
Объяснительно-иллюстративные Используется содержание отдельных электронных учебных модулей (ЭУМ) преимущественно информационного типа, как средство предъявления готовой информации или иллюстрации сообщаемого факта, понятия, рассматриваемого закона, закономерности.
-
Репродуктивные Используются ЭОР НП для формирования у учащихся умений и навыков, а также для осуществления контроля знаний. При организации учебного процесса преимущественно используются: практические ЭУМ, содержание которых предусматривает воспроизведение учащимся учебных действий по заранее заданному алгоритму; контролирующие ЭУМ, направленные на повторение и закрепление пройденного. ЭОР НП можно использовать для демонстрации примеров образцов действий, а также для контроля и оценки знаний и умений на уровне воспроизведения усвоенного материала.
-
Проблемное изложение изучаемого материала Построение учебного процесса на основе этой группы методов позволяет использовать ЭОР НП как на уроке, так и при организации самостоятельной деятельности учащихся. Содержание ЭУМ (преимущественно информационного или практического) может выступать как источник создания проблемной ситуации, постановки учебной проблемы, демонстрации способов ее решения.
-
Частично-поисковые Эта группа методов предполагает использование ЭОР НП преимущественно при организации самостоятельной деятельности учащихся под руководством учителя. При этом актуальным становится использование различных типов ЭУМ: информационных, содержание которых носит проблемный характер; практических, направленных на освоение учащимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали; контролирующих, направленных на систематизацию, обобщение уже усвоенных знаний, стимулирования много аспектного осмысления явлений.
-
Исследовательские ЭОР НП используются при организации самостоятельной деятельности учащихся с учетом их индивидуальных образовательных потребностей: самостоятельное изучение материала, организация и проведение лабораторных и практических работ, написание учащимся исследовательских работ, создание учебных проектов, организация учебных игр.
-
Основные характеристики ЭОР по математике, размещенных на сайте ФЦИОР http://www.fcior.edu.ru: модульная архитектура (учебный электронный модуль – законченный мультимедиа продукт, решающий определенную учебную задачу) доступность (свободное размещение в Интернет, небольшой объем) вариативность (содержательная вариативность: уровень сложности, ориентация на различные учебники; стиль изложения учебного материала; форма предъявления учебного материала) мультимедийность (мультимедийные средства: текст; аудио; видео; модели; анимации; иллюстрации) интерактивность (интерактивные средства: интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные задания разного типа с автоматизированной проверкой ответа)
-
Основные типы ЭОР (ФЦИОР) по математике: Интерактивная лекция – представляет собой последовательность анимаций, которые сопровождаются текстом и озвучиванием. При работе с этими модулями, можно включить или отключить звук, воспользоваться паузой приостановив работу модуля, увеличить экран. Можно просматривать сцены последовательно, а после того как просмотр всех сцен закончен, можно вернуться к любой сцене с содержанием предполагается проработать более подробно. Практические модули. Представляет собой набор задач. Как правило, задачи в практикумах располагаются по мере усложнения от сцене к сцене. При каждом запуске модуля меняются числовые данные в задачах. Контрольные модули. Это наборы заданий, где показывается результат учащегося с фиксацией времени и количества попыток.
-
-
Основные типы ресурсов по математике http://school-collection.edu.ru: Наборы ЦОР к учебникам Поурочные планирования Методические рекомендации Инновационные учебные материалы Электронные издания Коллекции
-
Основные характеристики ЭОР, размещенных на сайте единой ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru: Способ представления информации: Текст с иллюстрациями Видео (лекции, фрагменты учебных фильмов) Анимации (мультфильмы) Презентации Флэш - анимации
-
Основные характеристики: Доступность: большой объем мультимедийных ресурсов размещены в свободном доступе Интерактивность (интерактивные модели, интерактивные анимации, интерактивные упражнения) Мультимедийность (тексты, видео, аудио-сопровождение, анимация) Вариативность
-
Виды ЭОР: тексты с иллюстрациями динамические модели презентации электронные версии книг/статей по математике
-
Список Интернет-ресурсов, посвященных регламентации работы со средствами ИКТ (общие вопросы образования и предмет математика)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Анализируя опыт использования ЭОР на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационных технологий позволяет повысить мотивацию к предмету и раскрыть интеллектуальный потенциал ребенка. И важно помнить, что мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала. Что требуется от учителя? Включать компьютер и уметь управлять мышкой, выходить в Интернет и скачивать электронные образовательные ресурсы. А это куда гораздо легче, чем самим создавать их. Хотя многие учителя, не подозревая того, уже являются создателями ЭОР: множество презентаций, тестов, отсканированных текстов используется на уроках. Получается, что не так уж трудно «подружиться» с компьютером и использовать образовательные ресурсы в учебном процессе.
-
Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму
Древняя китайская мудрость
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.