Содержание
-
МБОУ «Адыковская СОШ»
Итоговый урок по теме «Литература» XVIII века в 9 классе. Учитель русского языка и литературы Анжаева Ж.В.
-
Классицизм. Цель урока: выведение общих закономерностей литературы XVIII века. Ключевые слова: государственность, «светская» культура, классицизм, гражданственность. В.К.Тредиаковский Я.Б.Княжнин М.М.Херасков
-
Основные черты классицизма. Прославление Ломоносовым Петра I как идеального монарха и национального героя за укрепление могущества русского государства военными победами, развитием науки и культуры. Утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности, единства нации.
-
Ориентация на традиции античного искусства, подражание ему. Ломоносов часто использует в одах античные образы, мифологические имена и сюжеты: В полях кровавый Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом Нептун чудился, Взирая на российский флаг. Державин создал вольное переложение оды древне- римского поэта Горация: Я памятник воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит.
-
Рационализм – философская основа классицизма. Конфликт между чувством и долгом решается в пользу долга. Ломоносов предпочитает изображать героев и их подвиги, а не личные, интимные чувства («Разговор с Анакреоном»): Хоть нежности сердечной в любви я не лишен, Героев славой вечной я боле восхищен. Фонвизин рассматривал воспитание молодых дворян как важнейший долг родителей перед обществом.
-
Деление литературы на строго определенные жанры: высокие (ода, героическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня). Никола Буало «Поэтическое искусство» : Какой ни взять сюжет, высокий иль забавный, Смысл должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной. ………………………………………………. Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. А.П.Сумароков эпистолы «О стихотворстве»: Старайся мне в игре часы часами мерить, Чтоб я, забывшися, возмог тебе поверить, Что будто не игра то действие твое, Но самое тогда случившись бытие.
-
Прославление в высоких жанрах благородных деяний людей, которые ставят долг перед государством выше личного благополучия. Ломоносов призывает Елизавету заботиться о благе отечества, покровительствовать наукам и просвещению. Державин рисует образ идеального вельможи, исполняющего свой долг перед отечеством, и клеймит тех, кто забывает о священных обязанностях во имя личного благополучия: Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
-
В основе произведений высоких жанров – выдающиеся события. Темы оды Ломоносова – тема России, войны и мира, деяний выдающихся людей, в том числе Петра I, просвещенного монарха. Тема трагедии Сумарокова «Димитрй Самозванец» –борьба против тирании.
-
Герои произведений высоких жанров – монархи, государственные деятели, полководцы, придворные. Герои Державина – вельможи, императрица, военачальники. Стремление выделить в героях общие, «вечные» черты, присущие людям разных стран и народов. Положительным героям Фонвизина свойственна справедливость, честь, верность долгу, гуманность.
-
Торжественный, величавый язык од и трагедий. В оде Ломоносова употребляется много старославянских слов, усеченных форм прилагательных и т.д. Державин «Властителям и судьям»: Восстал всевышний Бог, Да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?
-
Изображение в комедиях людей разных сословий. В «Недоросле» действуют поместные дворяне, учителя, Тришка, Еремеевна, слуга, камердинер. Язык комедии приближается к разговорному. «Не прогневайся, мой батюшка, что урод мой вас прозевал. Отроду никого угостить не смыслит. Уж такой рохлею родился, мой батюшка».
-
Люди в произведениях классицистов – носители преобладающих качеств личности (храбрость, благородство, коварство, лицемерие и т.д.) Правдин, Милон, Софья, Стародум воплощают справедливость, честь, достоинство. Деление героев на положительных и отрицательных. В «Недоросле» четкое деление героев на группы: положительные – Милон, Стародум, Софья, Правдин; отрицательные – Простакова, Простаков, Скотинин, Митрофан.
-
Соблюдение правила «трех единств» в драматическом произведении. Единство места, времени, действия: Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно вас увлечет. Сюжет не осложнен побочными эпизодами.
-
Своеобразие русского классицизма. Интерес к настоящему и прошлому родной страны. Ломоносов и Державин говорят в одах о современном состоянии России. Фонвизин изобразил в «Недоросле» современную ему русскую действительность второй половины XVIII века. Интерес к народной поэзии, ее жанрам. Использование в произведениях народной речи. Использование пословиц и поговорок в «Недоросле» Фонвизина: «Пропала моя головушка», «Собака лает, ветер носит», «Повинную голову меч не сечет».
-
Критика недостатков общества, активно развивающееся сатирическое направление. Сатиры Кантемира обличают невежество, злонравие дворян, дурное воспитание. Державин обличает «неправедных и злых», критика общественных пороковв «Недоросле» Фонвизина. Критическое отношение к абсолютной, но непросвещенной монархии и помещикам -крепостникам во второй половине XVIII века. В трагедии Сумарокова «Димитрий Самозванец» обличалась тирания. В рассуждениях Стародума подвергался критике двор Екатерины, крепостничество в лице Простаковой и Скотинина «Недоросль».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.