Содержание
-
Организация урока.
-
Михаил Михайлович ПришвинСказка-быль«Кладовая солнца».
Работа учителя русского языка и литературы средней школы N7 г.Гатчины Мушкатёровой Татьяны Павловны
-
Цели урока:
Работа над идейно-художественным своеобразием произведения; Развитие у учащихся навыков исследовательской работы, навыков сотрудничества.
-
Задачи урока.
Найти ответы на вопросы: Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Как война вторглась в жизнь детей. Одухотворение природы, её участие в судьбе героев. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Отношение автора к героям и событиям, в чем это проявляется. Философская глубина и художественное своеобразие произведения.
-
Михаил Михайлович Пришвин1873-1954
Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к человеку. К.Паустовский
-
Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии . В 12 лет с друзьями-гимназистами попытался совершить побег в «Азию»(первое устремление к мечте) Учителем географии у Пришвина был Василий Васильевич Розанов, который теперь известен как великий русский философ. Миша Пришвин 8 лет
-
Закончил агрономическое отделение химического факультета Рижского политехникума, затем агрономическое отделение Лейпцигского университета в Германии. Учительствовал в селе, работал агрономом, в 20-30е годы сотрудничал в печати, много путешествовал. Под Костромой 1931 Кабардино-Балкария 1936
-
М.М.Пришвин -автор книг «В краю непуганых птиц», «Женьшень», «Лесная капель», «Осударева дорога», «Кладовая солнца», «Корабельная чаща», «Кащеева цепь» и др.
-
Сказка-быль «Кладовая солнца»
написана Пришвиным в 1945 году, сразу после окончания Великой Отечественной войны. «Кладовая солнца» – одноиз лучших произведений русской литературы для детей .
-
Настя и Митраша
Где и когда происходит действие? Как жили дети после смерти родителей? Выделите сравнения и эпитеты, которые помогают понять отношение автора к Насте и Митраше? Какие ещё выразительные средства использует автор, чтобы передать свои чувства к детям?
-
Настя.
Настя – «золотая курочка на высоких ножках», веснушки, «как золотые монетки», носик «чистенький», «волосы … отливали золотом»
-
Митраша.
Митраша – «мужичок в мешочке», в «золотых веснушках», носик «чистенький, как у сестры». «Умненькие дружные ребята». -В каком значении в данных словосочетаниях употреблено слово «золотой»(см.словарь).
-
Толковый словарь.
Золотой –1. Сделанный из золота. 2.перен.Блестяще-жёлтый, цвета золота. 3.перен.Замечательный по своим достоинствам, прекрасный, очень хороший.
-
Вывод.
После смерти родителей брат и сестра жили трудно, но дружно, вместе хозяйствовали, заботились друг о друге и «о живых существах» (домашних животных) Особенно дороги автору такие черты детей, как трудолюбие, неравнодушие к людям и общественным делам.
-
Жанр произведения– сказка-быль.
Быль- рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности. Сказка- фольклорная (народная)-занимательный устный рассказ о невероятной, но поучительной истории.(Зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты, олицетворение, победа добра над злом). Сказка- литературная (авторская) тесно связана с народной сказкой , но имеет автора, выражает его взгляд на мир.
-
Сказка и быль .
Рассказ о жизни Насти и Митраши – это сказка или быль? Где сказка входит в их жизнь?
-
Сосна и ель, растущие вместе.
Зачем писатель вставляет повествование о сосне и ели? Докажите, что это не просто рассказ, а сказка? Запишите несколько предложений как стихотворение.
-
Сосна и ель
С тех пор лет, может быть двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга. Деревья разных пород боролись между собой корнями за питанье, сучьями –за воздух и свет. (Есть ритм и одинаково построенныепредложения)
-
Вывод.
Вставив в повествование рассказ о сосне и ели, автор даёт понять, что обычная историякончилась и начинается сказка. С этогомомента, с первого шага от Лежачего камня, как в сказах и былинах, начинается выборчеловеком собственного пути, и обычный лес превращается в заколдованный, сказочный лес, где стонут и плачут деревья, где разговаривают звери и птицы. В этом лесу проявляются самые главные качества человеческой личности.
-
Главная проблема произведения–проблема выбора своего пути.
О чём спорят Настя и Митраша у Лежачего камня? Можно ли сказать, на чьей стороне автор? Как изменилась природа после ссоры детей? Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? Почему он попал в беду? Как вела себя Настя , оставшись одна? Почему Настя забыла о брате? Как автор относится к происходящему?
-
Вывод.
Автору нравится желание Митраши быть самостоятельным в выборе пути, но Митраше не хватило жизненного опыта. Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем, и для него пойти по неизведанной тропе означало совершить исследовательскую работу, стать открывателем нового, проложить путь будущим поколениям. Короткий путь исследователя не является лёгким, он требует учитывать опыт, накопленный людьми. В этом глубокий философский смысл «Кладовой солнца».
-
Блудово болото –кладовая солнца.
Какой смысл вкладывает Пришвин в слова «кладовая солнца»? Как, по мнению автора, должен относиться человек к природным богатствам?
-
Травка и Антипыч.
Первоначально «Кладовая солнца» называлась «Друг человека».Почему Пришвин отказался от этого названия? Расскажите о жизни Травки. Почему Травка пришла на помощь человеку? Как вы понимаете выражение « Маленький человек остановил в себе большое сердце»?
-
Правда Антипыча –правда жизни.
Как вы понимаете выражение «Эта правда есть правда суровой борьбы людей за любовь»?
-
Вывод.
Любовь к Родине к людям к природе к труду к познанию неизведанного Себялюбие(эгоизм), жадность, лень, злоба.
-
Ответь на вопрос: «Чему меня научила эта книга?» Дома: прочитай рассказы М.М.Пришвина: «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Золотой луг». Подготовь выразительное чтение рассказа «Столбы».
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.