Презентация на тему "Обучение чтению и письму как важнейшее условие формирования ФГ на уроках русского языка и литературы"

Презентация: Обучение чтению и письму как важнейшее условие формирования ФГ на уроках русского языка и литературы
Включить эффекты
1 из 15
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Обучение чтению и письму как важнейшее условие формирования ФГ на уроках русского языка и литературы" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 15 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по литературе в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    15
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Обучение чтению и письму как важнейшее условие формирования ФГ на уроках русского языка и литературы
    Слайд 1

    Обучение чтению и письму как важнейшее условие формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы

    Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ д. Шибково» Рябчикова О. В.

  • Слайд 2

    Новый подход к образовательным результатам.

    Указом Президента РФ о вхождении России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования был сделан акцент на формировании высокого уровня функциональной грамотности выпускников школ для усиления позиций нашего государства в глобальной конкуренции и достижения технологического первенства на мировой арене. Термин «функциональная грамотность» был введён в 1957 году и включал лишь понятие «минимальная грамотность», которая подразумевала умения читать и писать.

  • Слайд 3

    Функциональная грамотность

    «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А.А. Леонтьев (советский и российский лингвист, психолог, доктор психологических и филологических наук)

  • Слайд 4

    Что же такое функциональная грамотность?

    Функциональная грамотность - это способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и для передачи такой информации в реальном общении.

  • Слайд 5

    Читательская грамотность

    Термин введён в 1991 и выдвигал следующие требования: умение извлекать явную информацию; умение различать буквальный и небуквальный смысл сообщения, соотнося с ним смысл отдельных фактов, подробностей, деталей; умение восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные; умение связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста; выделять главное; верно понимать логику информационного (как учебного, так и научно-популярного) текста; строить собственное суждение в этой логике; включать полученную информацию в более широкий контекст, видеть то большее, что стоит за сказанным; воссоздавать авторский замысел; понимать, почему для его выражения выбраны те или иные языковые средства; строить на основе прочитанного собственные суждения.

  • Слайд 6

    Индикаторы функциональной грамотности

    В 2018 году функциональная грамотность уже включала 6 индикаторов (читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление) и оказалась системой стремительно развивающейся и открытой вовне. Так как международные и российские исследования уровня ФГ проводятся в письменной форме, а задания сначала нужно внимательно прочитать и понять, важно рассматривать обучение чтению и письму как важнейшее средство формирования не только читательской грамотности, но и всех составляющих функциональной грамотности в целом. Каковы возможности формирования всех имеющихся индикаторов функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы?

  • Слайд 7

    Обучение чтению

    В обучении русскому языку и литературе чтение занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Оно «выступает одновременно в качестве цели и средства. В первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации, во втором – пользоваться чтением для усвоения языкового и речевого материала. Использование чтения в качестве источника получения информации создаёт необходимые условия для формирования функциональной грамотности». Обучение чтению начинается параллельно с изучением алфавита и обучением письму, потому что материал лучше всего усваивается, когда проходит через все органы восприятия. Для формирования высокого уровня читательской грамотности нам нужны разнообразные интересные тексты.

  • Слайд 8

    Работа с текстами

    При работе с художественным и информационным текстами большой интерес представляют тексты проблемные, а ещё лучше парадоксальные. Их отличают: наличие элементов, требующих мыслительных усилий и раздумий; описание спорных ситуаций, с которыми можно столкнуться в реальной жизни. Текст, в основе которого лежит некая неоднозначная проблема, позволяет обучающимся сравнить предлагаемое решение с собственным жизненным опытом, высказать свою точку зрения. Если предложить ребятам сайты, на которых они смогут найти интересующую их информацию, у них будут формироваться навыки компьютерной грамотности. На уроках «ведётся целенаправленная работа по формированию навыков работы с различными источниками информации. Это разные типы словарей, грамматические справочники, газеты, журналы, энциклопедии…». В данном случае идёт формирование и совершенствование информационной грамотности.

  • Слайд 9

    Естественно-научная грамотность

    Тематическое содержание курса способствует формированию естественно-научной грамотности. При её формировании «рассматривают 3 уровня ситуаций: -личностная (ориентированная на самого учащегося, его семью, друзей) в начальных классах; -местная/краеведческая (ориентированная на проблемы своей малой родины и своей страны в целом) в среднем звене; -глобальная (ориентированная на явления, происходящие в мире) в старших классах». Здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, последствия активности человека, связь технологий с наукой – наиболее приемлемые тематические области для реализации естественно-научной грамотности.

  • Слайд 10

    Глобальная компетенция

    Формирование глобальной компетенции как обособленного интегрированного индикатора функциональной грамотности отражает объективную необходимость, связанную с требованиями современного мира, и субъективный запрос всех участников учебно-воспитательного процесса. Её формирование «зависит от практической реализации личностно-ориентированного подхода, равноправного сотрудничества всех участников процесса обучения, межпредметной интеграции, широкого использования современных педагогических технологий, обеспечивающих возможность участия обучающихся в межрегиональных и международных проектах. Инструментарием для её формирования должны стать творческие задания, содержащие близкие к реальным проблемные ситуации». Они будут требовать всякий раз не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных умений и необходимых человеческих качеств.

  • Слайд 11

    Типы уроков по обучению чтению и письму

  • Слайд 12

    Используемые технологии обучения

    Из всего арсенала имеющихся технологий обучения технология проектной деятельности помогает обучающемуся объединить в единое целое все знания и умения. Без технологии оценивания, без рефлексии опять же не обойтись при формировании функциональной грамотности. Рефлексировать – это значит осмысливать знание как самостоятельный объект, критически анализировать его содержание и методы познания. И этому должны научиться наши обучающиеся. Анализ умений, проверяемых междуна-родными исследованиями, анализ ВПР, итоговой аттестации, проведённый Центром оценки качества обучения Института стратегии развития образования РАО, позволил наметить «главные направления по повышению уровня сформированности функциональной грамотности: помогать лучше осознавать изученный материал; переводить знания из пассивных в активные; способствовать интеграции и переносу знаний, алгоритмов и способов действий, способов рассуждений; формировать читательскую грамотность».

  • Слайд 13

    Выводы:

    Взяв на вооружение главные направления по повышению уровня сформированности функциональной грамотности, детально проработав содержание обучения русскому языку и литературе, я сделала вывод, что при конструировании заданий к каждому уроку нужно обязательно продумывать : «Какую компетенцию или какую грамотность я буду формировать в каждом конкретном случае и у каждого конкретного ученика».

  • Слайд 14

    Литература и интернет-ресурсы

    1) https://www.edu.ru/images/doc/ ФГ/Ковалева Оценка функциональной грамотности; 2) Стулова, О. К. Формирование функциональной читательской грамот-ности у младших школьников с помощью конструктора приемов / О. К. Стулова // Социальные и педагогические вопросы образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 124-127.; 3)Генике Е. А. Профессиональная компетентность педагога - М.: Библиотека журнала «Директор школы», сентябрь, 2008. - 176 с.

  • Слайд 15

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке