Содержание
-
-
В современной России предъявляются высокие требования к подходам в обучении детей, направленным на повышение качества образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества, образования и самообразования, умеет учиться и способен применять полученные знания на практике.
-
Сегодняшней выпускник школы должен быть готов взаимодействовать с окружающим миром, решать учебные и жизненные задачи, выстраивать социальные отношения в соответствии с правилами сотрудничества, стремиться к образованию и самообразованию, к прогнозированию своего будущего. Следовательно, современная система образования ориентирована на развитие функциональной грамотности школьников.
-
-
. Впервые термин «функциональная грамотность» был обозначен ЮНЕСКО в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране, и определялся как международная проблема для развитых стран мира. Функциональная грамотность – это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Леонтьев, 1999).
-
Теоретическая интерпретация исследуемого понятия позволила выделить следующие компоненты функциональной грамотности:– интегративный (читательская, коммуникативная, информационная, социальная грамотность);– предметный (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная, общекультурная, финансовая, правовая, здорового образа жизни).
-
. Таким образом, индикаторами функциональной грамотности будут являться: - общая грамотность (включающая умение школьников написать сочинение, эссе, заполнить бланки различного содержания, уметь считать без калькулятора, отвечать на вопросы без затруднений); - компьютерная грамотность (умение искать информацию в интернете, справочной литературе, перерабатывать и систематизировать полученную информацию,работать с электронными таблицами, использовать графические редакторы, пользоваться электронной почтой и другими электронными сервисами и мессенджерами); - информационная грамотность (умение отбирать информацию из справочной литературы, читать чертежи, схемы, анализировать числовую информацию, использовать материалы СМИ); - коммуникативная грамотность (умение организовывать и работать в группе, владеть грамотной устной и письменной речью, быстро приспосабливаться к изменившимся условиям), правовая грамотность (уметь отстаивать свои права, объяснять различия и функции государственной власти, законодательства РФ и др.); - финансовая грамотность (умение планировать денежные расходы, использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и их тратами); - бытовая грамотность (умение выбирать продукты и товары, умение ориентироваться в незнакомом городе, используя карту-схему, мобильные навигаторы, умение пользоваться различными бытовыми приборами, действовать в чрезвычайных ситуациях и оказывать первую медицинскую помощь)
-
Необходимо понимать, что один, отдельно взятый педагог на «своём предмете» не сможет осуществить процесс формирования и развития функциональной грамотности в полном объёме, этого результата можно добиться лишь коллективом педагогов, работая в двух направления (учебный процесс и внеурочная деятельность) по формированию функциональной грамотности. Учитель должен ориентироваться на изменения в содержании учебного предмета с учетом на самопознание, разработку и внедрение практико-ориентированных модулей с использованием ученического исследования, реализацию комплексного подхода к исследовательской деятельности в образовательном процессе, организацию сотрудничества на основе субъектных отношений всех участников образовательных отношений.
-
Предмет биология имеет прекрасные перспективы развития функциональной грамотности, а также помогает учащимся быть адаптированными и самостоятельными гражданами в современном мире - владеть навыками здорвьесбережения и экологической грамотности. Задания по развитию функциональной грамотности разделяются на 3 уровня: I уровень – репродуктивный уровень обучаемости (по таксономии это ступени знания, понимания, применения) – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму; II уровень – высокий, прикладной уровень (по таксономии - анализ и синтез) – позволяет активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации); III уровень – наиболее высокий, творческий уровень (по таксономии – оценка) – позволяет самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение давать оценку явлениям и событиям, проектировать новые способы решений.
-
Примеры заданий разных уровней определение обучаемости учащихся и сформированности функциональной грамотности. Задача современного педагога сформировать ключевые умения при работе с текстом: -умение найти связь предложений в тексте; -умение анализировать структуру текста; -умение вычленить главную информацию в тексте; -умение работать с неявно заданной информацией; -умение проанализировать информацию или условия задачи; -умение оценивать достаточность представленной информации; -умение извлечь необходимую информацию для ответа на вопрос; -умение устно и письменно осмыслять и оценивать полученную информацию
-
БИОЛОГИЯ 7 класс Известно, что пырей ползучий – многолетнее сорное растение с хорошо развитым корневищем. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам. 1) Это дикорастущее растение обитает на землях, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий. 2) Питательные вещества у пырея откладываются в хорошо развитые подземные побеги. 3) Фрагменты корневища пырея не отмирают в почве в течение двух-трёх лет. 4) Растение служит кормом для домашнего скота. 5) Растение относят к семейству Злаковые (Мятликовые). 6) Сок свежих листьев в народной медицине используют для лечения простуд ы, бронхита и пневмонии.
-
Для отработки знаний по какому-либо процессу жизнедеятельности или при выполнении лабораторных работ, можно использовать задания на отработку правильной последовательности этапов. Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе. 1) фиксация углекислого газа 2) расщепление АТФ и выделение энергии 3) синтез глюкозы 4) синтез молекул АТФ 5) возбуждение хлорофилла
-
«Методы изучения живой природы» 5 класс Установите соответствие между методом и его определением: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОД А ) исследователь определяет 1 ) наблюдение количественные значения 2 ) эксперимент признаков изучаемого объекта 3 ) измерение Б )исследователь описываетизучаемый процесс В ) происходит активное вмешательство в изучаемый объект
-
Задача 1. В конце 80 х годов прошлого столетия государство Бангладеш в Юго-Восточной Азии успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако вскоре численность лягушек сократилась, мухи и комары размножились до такой степени, что пришлось закупать специальные средства защиты. На «смягчение» последствий подобного бизнеса потребовалось много денег. 1) Обсудите данную информацию, используя знания о взаимоотношениях живых организмов в биоценозах. 2) Предложите законы взаимоотношений живых организмов, которые проявляются в данном случае. 3) Составьте цепь питания, используя данную информацию. 4) Оцените значимость данной информации в жизни. Ответ: Живые организмы связаны пищевыми связями. Происходит передача энергии от одного звена к другому. Исчезновение одного звена пищевой цепи ведет к разрушению цепи питания и вымиранию живых организмов
-
Нестандартные задания при работе с текстом Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте Весной мы на лодке делали объезд прудов и хотя собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала — она искала свой гребешок для волос, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара — панамы нам очень пригодились. «Смотрите, цапля!» — закричал Коля, снимая джемпер, —«лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей…». А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…. И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три — цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя».
-
. Тщательно продуманные уроки, выбор образовательной технологии, самостоятельная работа учащихся на уроке, все это в комплексе дает возможность формировать функциональную грамотность. Очевидно и то, что ученик не может усваивать материал только через личное исследование – это не только затратно по времени, но и полученный результат может быть не высок. Поэтому уместно использовать на уроках элементы исследовательского метода обучения.
-
Обязательным условием развития функциональной грамотности является наличие творческого домашнего задания. Это могут быть составление схем, памяток, рекомендаций, работа с таблицами и многое другое в зависимости от уровня подготовки обучающихся. В процессе решения задач по формированию и развитию функциональной грамотности посредством исследовательской деятельности, педагогу необходимо уйти от позиции носителя информации к позиции консультанта.
-
Внеурочная деятельность является логическим продолжением учебного процесса, в нее входит работа кружков, факультативных занятий, метапредметных курсов. В рамках внеурочной деятельности предполагается поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. Занятия внеурочной деятельности проходят в менее регламентированном режиме, с применением знаний и умений, ранее полученных на уроках.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.