Содержание
-
«Функциональная грамотность младших школьников»
Подготовила: Большакова И.Н., методист МБОУ «СОШ им.В.Г.Шухова» г.Грайворона
-
Функциональная грамотность - уровень грамотности человека, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. (Термин введен в обиход в 1957 г. ЮНЕСКО). В документах понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в ФГОС среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413). Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. А.А. Леонтьев Функциональная грамотность связана с готовностью: добывать знания; применять знания и умения; оценивать знания и умения; осуществлять саморазвитие Функциональная грамотность
-
Направленность обучения на формирование, обогащение, расширение знаний без развития способности их использовать и добывать приводит к поверхностному, можно сказать, одностороннему развитию личности. Это подтверждает анализ достижений младших школьников и подростков в школах РФ в соответствии с требованиями ФГОС начального общего и основного общего образования. Это доказывает и оценка результатов участия российских школьников в международных исследованиях. Хочется обратить ваше внимание на недостатки нашего сегодняшнего образования.
-
Недостатки сегодняшнего начального образования
-
Главная причина лежит в устоявшейся тенденции строить процесс начального обучения преимущественно на воспроизведении заученного, но часто не осмысленного материала. Около 70% заданий являются репродуктивными, т. е. предполагающими воссоздающие действия — запомнить и воспроизвести предложенный учебный материал.
-
Функциональная грамотность младшего школьника характеризуется показателями: готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования; возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества; совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее. Функциональная грамотность младшего школьника
-
Функциональная грамотность младшего школьника
-
Сущность функциональной грамотности младшего школьника
-
Интегративные и предметные компоненты функциональной грамотности
-
Читательская грамотность – совокупность умений и навыков, отражающих: - потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития; - готовность к смысловому чтению — восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации; - способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей; ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях. Читательская грамотность младшего школьника
-
Коммуникативная грамотность – сложное интегративное образование, которое включает: - способность к успешной коммуникативной деятельности с учетом особенностей учебной и жизненной ситуации и культуры речевого общения; - готовность к целесообразному использованию языковых средств при создании устных и письменных высказываний (текстов) разных типов и жанров, в том числе описаний, повествований, рассуждений, доказательств, инструктивных высказываний и пр.; - потребность в анализе и оценке своей коммуникативной деятельности, стремление к ее совершенствованию. Коммуникативная грамотность младшего школьника
-
Информационная грамотность включает: - осознание необходимости в расширении своего информационного поля; - способность ориентироваться в информационном потоке, правильно оценивать надежность, достоверность, целесообразность информации; - совокупность умений, обеспечивающих эффективный поиск, отбор, интерпретацию и применение информации в соответствии с учебной задачей или житейской проблемой. Информационная грамотность младшего школьника
-
Социальная грамотность включает: - готовность успешно социализироваться в изменяющемся обществе, приспосабливаться к различным социальным ситуациям, в том числе, экстремальным; - способность предвидеть последствия своего поведения, оценивать возможность корректировать ситуацию, элементарно проектировать способы реализации в будущем своих желаний, интересов и свое развитие; - совокупность способностей, умений и навыков, обеспечивающих становление и развитие этой готовности; - наличие качеств личности, обеспечивающих ответственность за свою деятельность и поведение, целеустремленность, дисциплинированность, элементы рефлексивных качеств. Социальная грамотность младшего школьника
-
Языковая функциональная грамотность младших школьников
-
Языковая грамотность младшего школьника как предметный компонент функциональной грамотности — это совокупность умений, навыков, способов деятельности, обеспечивающих следующие аспекты: 1. Стремление к развитию чувства языка, совершенствованию собственной языковой культуры. 2. Целесообразный отбор языковых средств для построения содержательных, связных и нормативно грамотных конструктов, как устных, так и письменных. 3. Готовность к осознанию терминологических и понятийных характеристик системы языка.
-
Литературная грамотность младшего школьника Сформированностьмотивации к самостоятельному чтению; осознание себя как читателя, понимание роли чтения в успешности обучения и повседневной жизни. 2. Овладение процессом смыслового чтения текстов разного типа, прежде всего художественного текста. 3. Умение ориентироваться в особенностях разных жанров фольклора и художественной литературы. 4. Готовность осуществлять творческую деятельность на основе прочитанного текста.
-
Математическая грамотность младшего школьника
-
Естественно-научная функциональная грамотность младшего школьника
-
Реализация плана учебной деятельности 1 класс. Урок 7. Что у нас под ногами?
-
Структура урока
-
Личностно ориентированная образовательная ситуация
-
Роль структуры урока в формировании функциональной грамотности
-
Формы проведения уроков
-
Рекомендованная литература 1. Виноградова Н. Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы. / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. 2017. № 3.С. 3–7. 2. Губанова М. И. и др. Функциональная грамотность младших школьников: проблемы и перспективы формирования. / М. И. Губанова, Е. П. Лебедева // Начальная школа плюс до и после. — М. : Баллас, 2009. — № 12. — С. 65–68. 3. Далингер В. А. и др. Методика обучения математике в начальной школе: учеб. пособие для академического бакалавриата. / В. А. Далингер, Л. П. Борисова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2016. — Бакалавр. Академический курс). 4. Дидактические основы функциональной грамотности в современных условиях : пособие для работников системы образования РАО. /В. А. Ермоленко, Р. Л. Перченок/
-
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.