Содержание
-
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы .
-
Актуальность
Проблема творчества - проблема века, так как разбуженное в какой-либо области знаний творческое начало служит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой работе.
-
Теоретическое обоснование
Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах педагогов и психологов – Л.С.Выготского, Н.Бердяева, В.М.Теплова, В.А.Сухомлинского, Я.А.Пономарева, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, М.Е. Богоявленской, К.Д. Ушинского и других. Творчество – далеко не новый предмет для изучения.
-
«Именно творческая деятельность делает ребенка существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее». Л.С.Выготский
-
видение новой проблемы в знакомой ситуации перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию видение новых (скрытых) функций известных объектов; видение альтернативных и вариативных способов решения задачи комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа - построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных. видение всех взаимосвязей структуры объекта Элементы творческих способностей по И. Я. Лернеру
-
Развитие творческих способностей учащихся
строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где ребят учат ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты
-
Творческая деятельность, по мнению психологов, требует баланса 3 видов способностей: 1- способность произвести что-то помимо существующего, уже имеющегося, это способность генерировать необычные, интересные идеи. 2 - аналитические способности ( умение мыслить критически, умение анализировать и оценивать) 3 - умение превращать теорию в практику, находить абстрактным идеям практическое применение.
-
Принципы моей работы
системность занятий по развитию речи; акцент на развитие навыков, позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в большом потоке информации; интеграция предметов; тесная связь содержания урока с жизнью; развитие мотивации к изучению предмета; создание атмосферы творческого взаимодействия учителя и учащегося; разнообразие форм работы с детьми; нацеленность на конкретный результат.
-
Основная педагогическая идея –каждый ребенок способен созидать и творить.
целевые ориентации: создание педагогических условий для развития творческой мыслящей личности, способной к самовыражению, самоопределению и успешной социализации. \ создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ученика, исходя из принципа «все способны»; предоставление учащимся возможности личностного саморазвития и интеллектуальной независимости; воспитание свободной и критически мыслящей личности, способной осознать себя и найти свое место в мире.
-
Cистема моей работы
Урочная деятельность. Интеграция уроков художественно-эстетического цикла. Работа с художественными текстами на каждом уроке. Анализ текста (комплексный лингвистический, литературоведческий) Уроки творчества (создание прозаических текстов разных типов и стилей). Анализ стихотворных произведений, выявление особенностей стихотворной речи, создание творческих работ. Система творческих заданий, литературных игр. Выступление учащихся со своими работами, коллективное обсуждение. Подбор учащимися дидактического материала к урокам на основе художественных текстов. Проведение нетрадиционных уроков.
-
2. Внеурочная деятельность. Создание школьного альманаха с творческими работами учащихся. Конкурсы сочинений, эссе, иллюстраций к произведениям. Участие в творческих конкурсах, олимпиадах разного уровня. Проектная деятельность. Работа с одарёнными детьми. 3. Использование современных технологий Технология проблемного обучения. Информационно-коммуникационные технологии. Проектное обучение.
-
Задания на обычных уроках русского языка, способствующие формированию и развитию творческих способностей.
Эвристическая задача - лучший способ мгновенно возбудить внимание и учебный интерес, приблизить возможность открытия. Пример Мы с вами составляем упражнение, возможно, для ваших будущих учеников. Текст перед вами. Какие буквы вы заменили бы точками, чтобы ребята, вспоминая изученное, вставляли их?
-
Корректирование и редактирование текста, который содержит опечатки.
Подобные упражнения обеспечивают концентрацию внимания, а также самопроверку – при непременном контроле со стороны учителя.
-
Этимологические экскурсы неизменно привлекают и концентрируют внимание как потенциальный фактор ассоциаций. Составление опорных сигналов. Работая со схемой, школьники припоминают сведения, осмысляют их применительно к собственному «я». Правила становятся не безразличной схемой, а обращенной к личности ученика системой зримых и запоминаемых объектов Толкование языковых терминов. Учащиеся могут сами дать неожиданные и оригинальные толкования языковых терминов
-
Игры на уроках
-
кроссворды Разгадай кроссворд из выделенных букв составь слово По горизонтали: 1.Поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. 2. Часть здания - ряд помещений, расположенных на одном уровне. 3. Комплекс сооружений и технических средств, предназначенный для взлета, посадки, стоянки и обслуживания самолетов, вертолетов и планеров. 4. Устаревшее название самолета. 5. Произведения, написанные стихами. По вертикали: 1.Проверка знаний поступающих в вуз; при завершении определенного этапа обучения. 2. Покрытие, защищающее от износа и повреждений. 3. Ансамбль из 2 музыкантов-исполнителей.. 4. Правила литературного произношения. 5. Глава города.
-
Ребусы Шарады Первое – нота, второе – тоже,А целое на боб похожа. ( Фа – соль)Первое – предлог, второе- летний дом,А целое порой решается с трудом. ( За – дача).Начало – голос птицы, конец – на дне пруда.А целое в музее найдёте без труда. ( Картина).
-
Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм («Составь текст и озвучь его», «Конкурс дикторов и др.) Лексико-фразеологические игры («Составь фразеологизм», «Составь пословицу», «Угадай-ка» и др.) Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм («Третий лишний», «Помоги Пете Ошибкину»)
-
Уроки развития речи
Творческие диктанты с заменой или продолжением текста Тема:«Правописание букв Ё – О после шипящих» Задание:Заменить словосочетания одним словом – синонимом, в котором есть данная орфограмма Водитель машины (шофер) Тихая речь (шёпот) Плод дуба (жёлудь)
-
Творческие изложения
С заменой лица рассказчика С изменением финала текста Включающее собственные размышления над текстом
-
Сочинения различных жанров
- Сочинение-миниатюра - Сочинение по картине - Сочинение по данному началу - Сочинение-описание - Сочинение-рассказ - Сочинение-рассуждение
-
- Сочинение по личным впечатлениям Музыкальные впечатления «Что я чувствовал, слушая эту музыку» Читательские впечатления «Мое отношение к Тарасу Бульбе» Жизненные впечатления « Самый радостный день в моей жизни» Сочинения различных жанров
-
- Сочинение-письмо (письмо маме, другу, литературному герою, ветерану и др.) - Сочинение по пословице - Сочинение-фантазия ( от имени животного или предмета) Сочинения различных жанров
-
Сочинения различных жанров
- Сочинение сказки, загадки или стихотворения на лингвистическую тему - «Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера)
-
Работа по развитию творческих способностей учащихся на уроках литературы.
Игра Творческое чтение Проблемные вопросы
-
Ролевые игры на уроках литературы
-
Творческие задания с элементами изобразительного творчества
- Иллюстрации к художественному произведению - Отражение наблюдений в рисунках, иллюстрациях
-
Поэтическое творчество
Стенгазета со стихотворениями к разным праздникам.
-
Нетрадиционныедомашние задания
Задания на основе материалов СМИ Разработка наглядного пособия Разработка кроссворда или карточки с грамматическим заданием по теме Составление ребусов, шарад, пословиц Сочинения на лингвистическую тему
-
Нетрадиционные творческие уроки
Урок-путешествие Урок-конкурс Урок-игра Урок-викторина Урок-диспут Урок-конференция Урок-экскурсия
-
Выводы
В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках русского языка Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер Учебный материал усваивается лучше, когда он подаётся не в "сухой" форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя
-
Литература и интернет-ресурсы:
1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002. 2. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999. 3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. 4. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001. 5. Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974. 6. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997. 7. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973. 8. Ушинский К. Д. Педагогические соч. в 6-ти т. — Т. 1. — М., 1988. 9. Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991. 10. http://www.bestreferat.ru 11. http://shelgimn.ucoz.ru/ 12. school8gornya.edusite.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.