Содержание
-
Черты народной сказки в произведении К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»
Доброта- бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить и невозможна сама жизнь. К.Г.Паустовский
-
Литературная сказка
К.Паустовский «Теплый хлеб»
-
Черты народной сказки в произведении Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб»
ЦЕЛЬ УРОКА: Проанализировать поступок главного героя. Обозначить сказочные мотивы произведения. Определить выразительные средства языка.
-
Попробуй, перескажи.
Если бы понадобилось пересказать эту сказку одним предложением, как бы вы это сделали? В сказке говорится о том, как один мальчик поссорился с конём, и из-за этого целая деревня, в которой они жили, могла погибнуть, однако добрые люди подсказали мальчику, как исправить положение.
-
Главные герои.
Мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя» Вороной конь Панкрат Бабка
-
ПЛАН
1.История раненого коня. 2.Панкрат-колдун. 3.Трудная зима. 4.Филька по прозвищу «Ну Тебя». 5.Злорадный окрик Фильки. 6.Обезумевшая метель. 7.Рассказ бабки. 8.Решение Фильки. 9.Разговор Фильки с Панкратом. 10.Сорока. 11.Работа у мельницы. Тёплый ветер. 12.Запах хлеба. 13.Примирение.
-
История раненого коня
Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне…Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди- помогал Панкрату чинить плотину.
-
Панкрат-колдун.
мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.
-
Трудная зима.
Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам «побираться».Постоит, пофыркает, постучит мордой о калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или черствого хлеба… …каждый считал своей обязанностью его покормить.
-
Филька по прозвищу «Ну Тебя»
Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя».Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»
-
Жестокий поступок Фильки.
Филька наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал: -На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!
-
Зима в Бережках
Какие выразительные средства использует автор, создавая зимний пейзаж?
-
Обезумевшая метель.
…тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег… Ревела, обезумев, метель…
-
Сказка столетней давности.
-
Решение Фильки.
Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице.
-
Совет Панкрата.
Панкрат посоветовал изобрести спасение от стужи. Он дал Фильке на это час с четвертью.
-
Сорока.
…полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летала у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замерзнуть.
-
Что придумал Филька?
…соберу со всей деревни ребят. …будем рубить лёд у лотка около мельницы,покамест не дорубимся до воды
-
Работа у мельницы.
-
Тёплый ветер.
Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.
-
Запах хлеба.
Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной корочкой…
-
Примирение с конем.
Филька принес коню буханку свежего хлеба. Конь съел хлеб и положил голову Фильке на плечо.
-
Тест по сказке «Тёплый хлеб»
1.Какой масти был раненый конь? а)белый; б) чёрный; в) вороной; 2.Какое прозвище было у Фильки? а) Фу Тебя; б) Ну Тебя; в) да ну тебя
-
3.Сколько лет назад, по словам бабки, был такой же случай? а) 50; б) 200; в) 100. 4.Сколько времени дал Фильке Панкрат? а)два часа; б) час с четвертью; в) полтора часа.
-
5.Почему Филька отправился к Панкрату за советом? а) захотел сам; б) послали ребята; в) посоветовала бабка. 6.Что посоветовал Панкрат Фильке? а) изобрести спасение от стужи; б) извиниться перед конём; в) стать добрее.
-
7.Какую роль сыграла сорока в спасении людей? а) помогла им советом; б) позвала тёплый ветер; в) мешала им своим стрекотанием.
-
Ответы к тесту «Теплый хлеб»
1- в 2- б 3- в 4- б 5- в 6- а 7- б
-
Пословицы и поговорки о хлебе.
Хоть хлеба хороши, а пашню паши. Хлеба нет, так и друзей не бывало. Хлеб с солью не бранится. Хлеб-соль ешь, а правду говори. Голодному хлеб на уме. Хлеб в пути не тягость. Хлеб за брюхом не ходит.
-
Хотя палата бела, да без хлеба скушна. Чужой хлеб вкусен. Хлеба ни куска и в городе тоска. Хлеб-соль кушай,а добрых людей слушай. Хлеб да вода- здоровая еда. Снег глубок и хлеб хорош.
-
Жанр произведения.
Сказка- занимательный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях.
-
Реальные мотивы
1. Война, раненый конь, голод, людская злоба, равнодушный озлобленный мальчик. 2.Инвалид, просящий подаяние. 3. Решение Фильки идти за помощью к людям. 4.Совместная работа, растопившая льды, возвращение к жизни мельницы и деревни.
-
Сказочные мотивы
1.Мельник-колдун, свист, вызывающий стужу и наказывающий злого человека. 2.Рассказ бабки (легенда). 3.Сорока, летящая за помощью к тёплому ветру.
-
«Теплый хлеб»
Вывод: Злое дело надо исправить, но вообще-то лучше зла не делать никогда и никому.
-
Домашнее задание
1.Найдите выражения в сказке, которые могут быть поговорками, пословицами, выражающими народную мудрость. 2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Цена хлеба» или запишите рецепты приготовления блюд из чёрствого хлеба. Выразительное чтение рассказа Паустовского «Заячьи лапы»
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.