Содержание
-
Учимся анализировать стихотворения
-
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗАЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ1. Тема.2. Идея (основная мысль).3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ?5. Рифмический рисунок стиха.6. Размер стихотворения.7. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?
-
Тема
Это о чем (или о ком) говорится в стихотворении. Очень часто тема отражается в заглавии.
-
Основная мысль
Эта та мысль, которую хотел донести автор стихотворения до читателя (слушателя) Идея может быть выражена в заглавии или в какой-нибудь строке стихотворения. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать
-
Лирический герой
Это лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.
-
Образы лирики
Предметы Явления Природа Лирический герой Автор
-
Изобразительно-выразительные средства
Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение Антитеза Аллитерация Анафора Гипербола Ассонанс
-
Эпитет
Это красочное определение чего-либо (в основном прилагательные) *** Там, на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей…
-
Метафора
Это скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается. В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. С.А.Есенин
-
Сравнение
Это прямое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, даётся при помощи союзов: как, словно, точно, как будто. Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно: покой и простор. Листья поблекнуть ещё не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр. Н.А.Некрасов
-
Олицетворение Это художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами. Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. С.А.Есенин
-
Антитеза
Это литературный приём, основанный на противопоставлении. Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень. А.С.Пушкин
-
Аллитерация
Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте определённых созвучных или одинаковых согласных звуков. Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума. С.А. Есенин
-
Ассонанс
Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте одинаковых гласных звуков. Мело, мело по всей земле Во все пределы… Б.Л.Пастернак
-
Анафора
Литературный приём, построенный на одинаковом начале нескольких соседних предложений ( строк, стихов). Вот моя деревня, Вот мой дом родной. А.С.Пушкин
-
ГиперболаЭто литературный приём, основанный на художественном преувеличенииВ сто сорок солнц закат пылал… В.В.Маяковский
-
Рифма
Туча мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя. А.С.Пушкин ПЕРЕКРЁСТНАЯ А Б А Б
-
ПАРНАЯ А А Б Б Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.
-
И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил… КОЛЬЦЕВАЯ А Б Б А
-
Двусложные размеры стиха
ХОРЕЙ (ударение падает на нечетные слоги в стихе; на первый слог в стопе) Мчатся тучи, вьются тучи. ЯМБ (ударение падает на четные слоги в стихе; на второй слог в стопе) Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы…
-
АЛГОРИТМ определения размера стиха
Выписать первый стих, посчитать количество слогов в нём (сколько гласных – столько и слогов), расставить ударения; Нарисовать: столько ячеек, сколько слогов. Пронумеровать ячейки снизу; Расставить ударения над ячейками в соответствии с ударениями в стихе, выделить стопы; Написать шифр этого стиха, сделать вывод о размере стихотворения.
-
Алгоритм
-
ПОТРЕНИРУЕМСЯ
-
Проанализируйте
Печальная берёзаУ моего окна,И прихотью морозаРазубрана она.Как гроздья винограда,Ветвей концы висят,-И радостен для взглядаВесь траурный наряд.Люблю игру денницыЯ замечать на ней,И жаль мне, если птицыСтряхнут красу ветвей. А.А.Фет
-
Анализ стихотворения А.А.Фета «Печальная берёза у моего окна…» по плану 1.Тема – Печальная берёза. 2. Идея :Печальная берёза прекрасна в траурном белом наряде в лучах денницы (утренней зари). 3.Мотив грусти, трагизма, любование этой печалью берёзы и сочувствию к ней света утренней зари, которая как бы обнимает её всю в белом траурном наряде.
-
4. Средства художественной выразительности: Эпитеты: печальная берёза, прихоть мороза, разубрана (прихотью мороза) берёза, наряд траурный, наряд радостен, краса ветвей.
-
Метафоры: прихоть мороза, игра денницы. Сравнение: Как гроздья винограда, концы ветвей висят…
-
Аллитерация:1 строфа: Р, 2строфа: В, Р, 3 строфа: сонорные Л, М, Н. Ассонанс: 1 строфа: Е,А; 2 строфа: А; 3 строфа: У, И.
-
Анафора: Повтор 3 строки в каждой строфе: И… 4. Рифма: Перекрёстная: АБАБ 5.Стихотворный размер: трёхстопный ямб _ _/ _ _/ _ _/ _ _ _/ _ _/ _ _/
-
6. Особенно привлекает то, что лирический герой восхищён берёзой даже в трауре зимней белой одежды. Печаль берёзы ему по душе, так как созвучна его грустным мыслям. Словно хочется спросить у берёзы, наряд которой румянит свет утренней зари, о чём её скорбь. Любимый лик прекрасен и в траурной одежде. Горе не способно умалить истинную красу. Такой взгляд автора необычен , но отражает представления людей дохристианской поры: берёза для них символ смерти и последующего воскресения. Может, потому берёза в белом саване под лучами солнца розовеет? Так, при рождении появляется на свет розовокожий младенец…
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.