Презентация на тему "Учимся анализировать лирическое произведение 5 класс"

Презентация: Учимся анализировать лирическое произведение 5 класс
Включить эффекты
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (2.47 Мб). Тема: "Учимся анализировать лирическое произведение 5 класс". Предмет: литература. 30 слайдов. Для учеников 5 класса. Добавлена в 2025 году.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    30
  • Аудитория
    5 класс
  • Слова
    литература
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Учимся анализировать лирическое произведение 5 класс
    Слайд 1

    Учимся анализировать стихотворения

  • Слайд 2

    ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗАЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ1. Тема.2. Идея (основная мысль).3. Каков основной мотив стихотворения (основное настроение поэта, чувство, которое он испытывал во время его написания)?4. Какими средствами выразительности и изобразительности создается образ?5. Рифмический рисунок стиха.6. Размер стихотворения.7. Что особенно привлекает ваше внимание в произведении? Почему?

  • Слайд 3

    Тема

    Это о чем (или о ком) говорится в стихотворении. Очень часто тема отражается в заглавии.

  • Слайд 4

    Основная мысль

    Эта та мысль, которую хотел донести автор стихотворения до читателя (слушателя) Идея может быть выражена в заглавии или в какой-нибудь строке стихотворения. Но чаще всего её надо «найти» и сформулировать

  • Слайд 5

    Лирический герой

    Это лицо в лирической поэзии, переживания, мысли и чувства которого выражены в стихотворении, от имени которого оно написано.

  • Слайд 6

    Образы лирики

    Предметы Явления Природа Лирический герой Автор

  • Слайд 7

    Изобразительно-выразительные средства

    Эпитет Сравнение Метафора Олицетворение Антитеза Аллитерация Анафора Гипербола Ассонанс

  • Слайд 8

    Эпитет

    Это красочное определение чего-либо (в основном прилагательные) *** Там, на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей…

  • Слайд 9

    Метафора

    Это скрытое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, союз (как, словно, как будто) при этом отсутствует, но подразумевается. В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. С.А.Есенин

  • Слайд 10

    Сравнение

    Это прямое сравнение, в основе которого лежит переносное значение слова, даётся при помощи союзов: как, словно, точно, как будто. Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно: покой и простор. Листья поблекнуть ещё не успели, Жёлты и свежи лежат, как ковёр. Н.А.Некрасов

  • Слайд 11

    Олицетворение Это художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами. Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. С.А.Есенин

  • Слайд 12

    Антитеза

    Это литературный приём, основанный на противопоставлении. Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень. А.С.Пушкин

  • Слайд 13

    Аллитерация

    Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте определённых созвучных или одинаковых согласных звуков. Свищет ветер, серебряный ветер В шёлковом шелесте снежного шума. С.А. Есенин

  • Слайд 14

    Ассонанс

    Литературный приём звукописи, основанный на повторении в тексте одинаковых гласных звуков. Мело, мело по всей земле Во все пределы… Б.Л.Пастернак

  • Слайд 15

    Анафора

    Литературный приём, построенный на одинаковом начале нескольких соседних предложений ( строк, стихов). Вот моя деревня, Вот мой дом родной. А.С.Пушкин

  • Слайд 16

    ГиперболаЭто литературный приём, основанный на художественном преувеличенииВ сто сорок солнц закат пылал… В.В.Маяковский

  • Слайд 17

    Рифма

    Туча мглою небо кроет, Вихри снежные крутя. То как зверь она завоет, То заплачет, как дитя. А.С.Пушкин ПЕРЕКРЁСТНАЯ А Б А Б

  • Слайд 18

    ПАРНАЯ А А Б Б Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.

  • Слайд 19

    И там я был, и мёд я пил; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел, и кот учёный Свои мне сказки говорил… КОЛЬЦЕВАЯ А Б Б А

  • Слайд 20

    Двусложные размеры стиха

    ХОРЕЙ (ударение падает на нечетные слоги в стихе; на первый слог в стопе) Мчатся тучи, вьются тучи. ЯМБ (ударение падает на четные слоги в стихе; на второй слог в стопе) Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы…

  • Слайд 21

    АЛГОРИТМ определения размера стиха

    Выписать первый стих, посчитать количество слогов в нём (сколько гласных – столько и слогов), расставить ударения; Нарисовать: столько ячеек, сколько слогов. Пронумеровать ячейки снизу; Расставить ударения над ячейками в соответствии с ударениями в стихе, выделить стопы; Написать шифр этого стиха, сделать вывод о размере стихотворения.

  • Слайд 22

    Алгоритм

  • Слайд 23

    ПОТРЕНИРУЕМСЯ

  • Слайд 24

    Проанализируйте

    Печальная берёзаУ моего окна,И прихотью морозаРазубрана она.Как гроздья винограда,Ветвей концы висят,-И радостен для взглядаВесь траурный наряд.Люблю игру денницыЯ замечать на ней,И жаль мне, если птицыСтряхнут красу ветвей. А.А.Фет

  • Слайд 25

    Анализ стихотворения А.А.Фета «Печальная берёза у моего окна…» по плану 1.Тема – Печальная берёза. 2. Идея :Печальная берёза прекрасна в траурном белом наряде в лучах денницы (утренней зари). 3.Мотив грусти, трагизма, любование этой печалью берёзы и сочувствию к ней света утренней зари, которая как бы обнимает её всю в белом траурном наряде.

  • Слайд 26

    4. Средства художественной выразительности: Эпитеты: печальная берёза, прихоть мороза, разубрана (прихотью мороза) берёза, наряд траурный, наряд радостен, краса ветвей.

  • Слайд 27

    Метафоры: прихоть мороза, игра денницы. Сравнение: Как гроздья винограда, концы ветвей висят…

  • Слайд 28

    Аллитерация:1 строфа: Р, 2строфа: В, Р, 3 строфа: сонорные Л, М, Н. Ассонанс: 1 строфа: Е,А; 2 строфа: А; 3 строфа: У, И.

  • Слайд 29

    Анафора: Повтор 3 строки в каждой строфе: И… 4. Рифма: Перекрёстная: АБАБ 5.Стихотворный размер: трёхстопный ямб _ _/ _ _/ _ _/ _ _ _/ _ _/ _ _/

  • Слайд 30

    6. Особенно привлекает то, что лирический герой восхищён берёзой даже в трауре зимней белой одежды. Печаль берёзы ему по душе, так как созвучна его грустным мыслям. Словно хочется спросить у берёзы, наряд которой румянит свет утренней зари, о чём её скорбь. Любимый лик прекрасен и в траурной одежде. Горе не способно умалить истинную красу. Такой взгляд автора необычен , но отражает представления людей дохристианской поры: берёза для них символ смерти и последующего воскресения. Может, потому берёза в белом саване под лучами солнца розовеет? Так, при рождении появляется на свет розовокожий младенец…

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке