Содержание
-
Урок и спектакль по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»
Исполнители: учащиеся 6 класса Учитель : Шаповал Наталия Петровна.
-
А.П.Чехов
«Хамелеон»
-
«КРАТКОСТЬ – СЕСТРА ТАЛАНТА» «ОРИГИНАЛЬНОСТЬ АВТОРА СИДИТ НЕ ТОЛЬКО В СТИЛЕ, НО И В СПОСОБЕ МЫШЛЕНИЯ, В УБЕЖДЕНИЯХ И ПРОЧ.» А.П.ЧЕХОВ.
-
Цель
Углубить понятие о сатире, повторить способы создания комического в ранних рассказах А.П.Чехова, проанализировать сюжетно – композиционные особенности рассказа «Хамелеон».
-
ЗАДАЧИ
УЧИТЬ ВИДЕТЬ КРАСОТУ, МЕТКОСТЬ ЧЕХОВСКОГО СЛОВА, ВИДЕТЬ ГЛАВНОЕ; ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ИЗОБРАЖЕНИЯ СМЕШНОГО В РАССКАЗЕ «ХАМЕЛЕОН»; РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
-
Проблема:
Определить, как соотнесены юмор и сатира в рассказе «Хамелеон» А.П.Чехова.
-
Псевдоним:(от греческого pseudos – ложь, вымысел) вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения.
-
Псевдонимы А.П.Чехова: Антоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте, Ан., А.Ч., А.Чехонте), Прозаический поэт, Рувер, Грач, Ц, полковник, Кочкарев, Лаэрт, Улисс. Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов, Гайка №6, Аркадий Тарантулов, Кисляев, Балдастов, Шампанский, Человек без селезенки, (Ч.Б.С.), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Крик, Даглас.
-
Юмор Сатира Гротеск Гипербола Ремарка Смех добрый, веселый. Смех злой, гневный, зовет к протесту. Фантастическое преувеличение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Пояснение автора к тексту пьесы.
-
Выяснение особенностей композиции рассказа. Особенность сатирического рассказа: действие уже произошло. В центре внимания невыясненное положение Хрюкина, но обнаружение хозяина собаки. От результатов этого поиска будет зависеть участь пострадавшего.Перед нами психологическая сатирическая зарисовка нравов обывателей городка.
-
Экспозиция рассказа.(завязка, начало) Несколькими штрихами дана зарисовка «сонной площади»городка – динамическая экспозиция напоминает драматургическую ремарку. Завязка рассказа представлена в звуковом виде – криком Хрюкина. На этом застывает развитие действия.
-
Кульминация Развязка Кульминация как таковая, по сути, отсутствует. От появления Очумелова и до его ухода «со сцены» развитие событий подобно бесконечной синусоиде (периодическая кривая волнистой формы). Отсутствует классическая развязка: участь Хрюкина и собаки остается до конца не проясненной, а участники событий уже разошлись…
-
Комическая ситуация Она возникает из повторений одной и той же темы, которая проигрывается несколько раз. Очумелов исполняет различные роли, противоположные по своей сути, являясь участникам сценки то заступником Хрюкина, то защитником генеральской собаки.
-
Финальный аккорд В чеховских рассказах важен финальный аккорд, который позволяет иначе взглянуть на происходящее. Возможно предположить, что Чехов смеется над Очумеловым. Но это до конца не прояснит авторскую позицию. Объектом чеховской иронии становится и сам Хрюкин, и толпа, смеющаяся над ним.
-
Выводы
Для Чехова характерна экономичная манера письма. Его рассказы лаконичны. Одна из особенностей чеховского сатирического рассказа - то, что он напоминает драматическую сценку – миниатюру. Экспозиция подобна драматургической ремарке, действие как таковое отсутствует . Своеобразие композиции рассказа «Хамелеон» заключается в том, что писателя практически не интересует событийное развитие сюжета ( событие произошло до начала повествования), кульминация тоже отсутствует , а развязка вынесена за рамки повествования («открытый финал»). В чеховском сатирическом рассказе парадоксально сочетается комическое и драматическое , грустное и смешное.
-
Домашнее задание
Ответить на вопросы: - что является предметом чеховской сатиры: случай, поступок, поведение людей? - В чем заключается своеобразие композиции рассказа?
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.