Содержание
-
Формирование вычислительных навыков у учащихся начальной школы
-
«Развитие навыков должно предшествовать развитию ума» Аристотель Формирование вычислительных навыков - одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе
-
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей Цель на уроках математикине только отрабатывать вычислительные умения, но и развивать учащихся.
-
Мария Александровна Бантова определила вычислительный навык как высокую степень овладения вычислительными приёмами.
«Приобрести вычислительные навыки — значит, для каждого случая знать, какие операции и в каком порядке следует выполнять, чтобы найти результат арифметического действия, и выполнять эти операции достаточно быстро».
-
Полноценный вычислительный навык обучающихся характеризуется следующими показателями: правильностью, осознанностью, рациональностью, обобщенностью, автоматизмом и прочностью
-
Правильность – ученик правильно находит результат арифметического действия, то есть правильно выбирает и выполняет операции, составляющие приём. Осознанность – ученик осознаёт, на основе каких знаний выбраны операции и установлен порядок их выполнения, в любой момент может объяснить, как он решал и почему так может решать.
-
Рациональность – ученик выбирает для данного случая более рациональный приём, то есть выбирает те из возможных операций, выполнение которых легче других и быстрее приводит к результату. Обобщённость – ученик может применить приём вычисления к большому числу случаев, то есть способен перенести приём вычисления на новые ситуации.
-
Автоматизм – ученик выполняет и выделяет операции быстро и в свёрнутом виде, но всегда может вернуться к объяснению выбора системы операций. Высокая степень автоматизации должна быть достигнута по отношению к табличным случаям сложения и вычитания, умножения и деления.Прочность – ученик сохраняет сформированные вычислительные навыки на длительное время.
-
Организация работы на уроке по формированию вычислительных навыков позволяет решать следующие задачи:активизировать работу учащихся пробуждать интерес к изучению математикиспособствовать развитию познавательного интересаформировать интеллектуальные умения улучшать весь педагогический процесс и повышать его эффективность
-
Для создания условий успешности ученика необходимо: -сформировать вычислительные навыки;-проводить диагностику вычислительных навыков учащихся;-вести мониторинг формирования вычислительной культуры учащихся;-постоянно закреплять все вычислительные навыки на уроках и во внеурочной деятельности по предмету;-учитывать уровень подготовленности и развития каждого ученика;-постепенно усложнять устный счет;-использовать интересные формы работы на уроке;-учить различным способам быстрых вычислений;-привлекать учащихся к самоконтролю по повышению вычислительной культуры.
-
Основная задача формирования вычислительных навыков на уроках математики – задача повышения вычислительной культуры.
Данная технология включает различные формы устного счета приемы быстрых вычислений таблицы-тренажеры
-
Устный счетУстные вычисления (счет в уме) – самый древний и простой способ вычисления. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий успешного обучения, как основа обучения математике. Залог успешности– от «легкого» к постепенно «трудным» вычислениям.
-
Два вида устного счёта.Первый (основан на зрительном восприятии информации); Второй вид устного счёта (основан на слуховом восприятии). Необходимо стараться сделать так, чтобы устный счётвоспринимался учащимися как интересная игра.
-
Формы устного счёта: «Цветик-семицветик», «Кто быстрее», «Цепочки» «Индивидуальное лото», «Составь круговые примеры», « Покормите рыбок», « Математическая рыбалка», «Математический биатлон» и т.д
-
“Украсьте елочку”
-
«Цепочки»8 + 2 = □ – 3 = □ + 1 = □ – 4 = □ + 2 = □ – 3 = □ + 2 = □“Угадай, какое число задумано”.Из числа 9 я вычла задуманное число и получила 4. Какое число я задумала?К задуманному числу я прибавила 2 и получила 8. Какое число я задумала?Из задуманного числа я вычла 3 и получила 8. Какое число я задумала?
-
Раскрасьте фигуры с ответом 9 желтым цветом, с ответом 8 синим цветом, с ответом 10 коричневым цветом.
-
Способы быстрых вычислений:Сложение столбцами;Умножение на 101;Умножение на 1001
-
Таблицы-тренажеры Однако 5-7 минут успешного счёта на уроке недостаточны не только для развития вычислительных навыков, но и для их закрепления, если нет системы устного счёта.
-
Организация устных упражнений всегда была и остаётся “узким местом” в работе на уроке: суметь за небольшое время дать каждому ученику достаточную “вычислительную нагрузку”, предложить разнообразные задания, стимулирующие развитие внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы, оперативно проверить правильность решений, обеспечить необходимый уровень самостоятельности в работе детей – действительно весьма трудная задача.
-
Таким образом, оттачиваются не только собственно вычислительные навыки, формиру-ется “числовая зоркость”, но и тренируется внимание, развивается оперативная память ребёнка. /. 13 Х 5+15 : 20 х 8 - 16При выполнении цепочных вычислений резуль-таты промежуточных действий не записываются, ученик фиксирует только окончательный ответ.
-
Разработка алгоритмов
-
63 : 9
-
-
63 : 3
-
-
-
65 : 5
-
-
-
Вычислительные навыки можно тренировать и так. В начале урока дети получают карточки-задания. По сигналу ребята начинают записывать свои ответы. Через 2 минуты тренировка заканчивается. После занятий с учениками-помощниками подсчитываем количество правильных ответов и заносим результаты в сводную таблицу, которую вывешиваем в классе, и так на каждом уроке.
-
Учителю необходимо
использовать систему диагностических самостоятельных работ для отработки скорости и правильности вычислений
-
Программа включения заданий на формирование вычислительных навыков в уроки математики
-
Примеры заданий для самостоятельной работы
-
Типичные ошибки учителей при работе по формированию вычислительных навыков
новые способы и приемы вычисления подаются в готовом виде; многократное повторение однотипных примеров, опора на активную работу памяти и напряжения произвольного внимания;
-
зазубривание таблиц сложения и умножения и использование их при выполнении однообразных тренировочных упражнений; запрет считать «на пальцах» (следует понимать, что на первых порах это необходимо ребёнку, он сам «организует» себе деятельностный подход к освоению вычислительных навыков!)
-
таблица умножения «на лето» (заучивание без понимания смысла умножения и деления); необоснованная замена устных вычислений письменными; нерациональность вычислений;
-
чрезмерное увлечение использованием калькуляторов; обучение счёту при помощи компьютерных игр, не дающих теоретических аспектов вычислительных приёмов
-
Творческих успеховвсем!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.