Содержание
-
Календарь – как средство ознакомления детей со временем
Воспитатель МАДОУ «Детский сад 8» Чеботарева светлана Юрьевна
-
Что такое календарь
Все явления в природе происходят в определенной последовательности. У ребенка, который только начинает понимать окружающий мир, все это вызывает огромнейший интерес. Один из самых доступных способов понять окружающую действительность – понаблюдать за ней. Ребенок наблюдает, анализирует, делает выводы. Однако познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений - большую помощь в этом может оказать моделирующая деятельность. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Важнейшими из них являются календари- графические модели, которые отражают разнообразные, длительно происходящие явления и события в окружающей жизни. Любой календарь имеет большое значение для обучения и воспитания детей: сначала происходит его создание (моделирование явлений), затем - использование в учебном или воспитательном процессе.
-
Значение календарей
развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности; устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними; развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес; в плане умственного воспитания: абстрагирует и наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера. красочные картины природы в разное время года становятся средством эстетического воспитания, у детей развивается художественное восприятие действительности. приучают дошкольников к аккуратности и систематичности в работе. немаловажное значение имеют и в патриотическом воспитании: дети учатся любить и беречь родную природу, развивает чувство гордости за свой край. обогащается словарный запас
-
Виды календарей
Математический календарь Календарь природы календарь наблюдений за сезонными явлениями Календарь наблюдений за ростом и развитием живых существ Календарь наблюдений за птицами
-
Методика ознакомления детей раннего дошкольного возраста с календарем природы
В данной группе календари природы являетсяпростым. Представляет собой картинку с изображением времени года, с ясно различимыми сезонными признаками. 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Работа с календарем проводится всякий раз после наблюдения. Возвращаясь с прогулки, дети вместе с воспитателем, отыскивают картинку с изображением соответствующей погоды, и выставляют ее на подставку (необходимо иметь набор цветных картинок, однотипных по оформлению). Важно, чтобы с природными явлениями каждого периода, дети знакомились неоднократно. С этой целью воспитатель проводит ряд наблюдений в началле и конце сезона и планирует одну неделю ежедневных наблюдений в разгар сезона
-
Методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с календарем природы
Знакомство с календарем природы (сезонными изменениями в природе) продолжается в младшем дошкольном возрасте. Основная форма работы: наблюдения в повседневной жизни целевые наблюдения Методика работы с календарем природы: соответствие возрастным особенностям; наблюдение каждого явления отдельно (например, только дождливую погоду или только листопад); использование художественного слова («Посмотрите на березку, листики на ней все желтые, она как будто надела желтое платьице. Так всегда бывает осенью»).; заполнение календаря – картинки «Какая сегодня погода» (используются цветные картинки, отражающие основное состояния растительного мира для каждого сезона отдельно. Например: осень - тихая солнечная погода, желтеющие деревья; пасмурная погода в начале осени; дождь, на траве лежат опавшие листья; порыв ветра, листопад; пасмурная погода, почти голые деревья
-
Методика ознакомления детей среднего дошкольного возраста с календарем природы
Календарь природы в средней группе уже состоит из 4 блоков Календарь природы Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года» Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами Календарь с моделями-значками и передвигающейся стрелкой, указывающей на них Картины сезона, модели года и суток
-
Методика работы с календарем природы: можно наблюдать 2-3 природных явления; увеличивается количество картинок (добавляются изображения новых состояний погоды в разные периоды сезона); целесообразно использовать набор картинок, с изображением мальчика и девочки, одетых по сезону. После проведенного наблюдения и обсуждения погоды, дети указывают стрелкой на необходимую картинку. Рекомендовано со средней группы знакомить детей с условными обозначениями и формировать умение пользоваться ими при заполнении календаря природы (подготавливается достаточное количество карточек-символов: тучка,солнышко и т.д.и хранится в отдельном кармашке календаря). Календарь наблюдений за погодой может быть рассчитан на неделю. Каждый день от понедельника до пятницы обозначается определенным цветом (лучше цветами спектра от красного до голубого). Число дня детям не озвучивают, но называют дни недели. Перед обедом или во вторую половину дня дети находят подходящую картинку (символ) и размещают в окошке, подходящего цвета. Затем, в конце недели, педагог вместе с детьми рассматривает и анализирует, каких дней было больше солнечных или дождливых и т.д. В выходные дни состояние погоды не отмечается.
-
В календаре можно объединить наблюдения за живой и не живой природой. Для этого добавляют еще пять окошек. В верхних окошках отмечают какая была погода, а в нижней живой объект наблюдения(подготавливается достаточное количество упрощенных изображений – цветок, трава, жучок и т.д.). Если целенаправленное наблюдение не было запланировано, то можно подобрать изображение на основе эпизодического наблюдения живого объекта(что интересного (красивого) вы видели на прогулке? По итогу беседы подбирается объект и соответствующее изображение располагают в окошке календаря.
-
Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с календарем природы
Календарь природы Картинка сезона Календарь погоды с моделями-значками; определение времени «Живая природа» Наглядно-схематическая модель наблюдения за птицами Дневники наблюдений за ростом и развитием растений Рисунки или альбомы детей по теме «Природа в разные времена года»
-
Заполнение календаря производится значками и рисунками в полном соответствии с наблюдениями в старшей группе – ежедневно; в подготовительной – утром и вечером. Для заполнения календаря, условные обозначения должны быть просты и понятны детям дни недели обозначаются разным цветом (от фиолетового до красного) погоду – значками натуралистического характера (ветер-наклонившиеся дерево, снег- графическое изображение снежинок). вводятся обозначения степени тепла и холода в старшей группе – схематическая фигурка ребенка, по-разному одетого; В подготовительной группе – фигурка человечка разных цветов (красный в жару; желтый в теплую погоду; зеленый в прохладную; синий в мороз)
-
Календарь наблюдений за птицами
Календарь наблюдений за птицами ведется зимой. В младших и средних группах – календарь заполняется карточками птиц, прилетающих к кормушке. Наблюдения этим способом производятся каждый день заново, и ни какие заметки не ставятся. В старших и подготовительных группах – такой календарь заполняется ежедневно. В окошках, соответствующего дня проставляются цветные пометки – символическое изображение птиц, которые остаются в календаре, как следы наблюдений. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше, вводится параметр времени (дни недели)
-
Календари наблюденийза ростом и развитием живых существ.
Такие календари ведутся в старшей и подготовительной группах. Проводя такую работу можно наблюдать за ростом и развитием растений. Первые графы заполняются ежедневно: дни недели закрашиваются разным цветом, отмечается погода и огородные работы с помощью значков. В последней графе один раз в неделю даётся цветное изображение объекта наблюдения. Мерная полоска закрашивается по высоте растения. Такие наблюдения и записи проводятся в течение нескольких недель. Они отражают пространственно-временные параметры роста и развития объекта наблюдения. Показывают, сколько недель длится развитие растения. Страницы календаря наблюдения объединяются в ширму. Таким образом прослеживается последовательный рост объекта наблюдения
-
Математические календари
Модель математического календаря помогает детям наглядно представить длительные промежутки времени: недели, месяц и даже год. В свое время, Н.Ф.Блехер писала, что отрывной календарь дает наглядное представление о том, что дни проходят, события приближаются; прошел месяц, наступил другой. Знакомство с математическим календарем начинается в старшей группе, со 2-го полугодия. «Открываем календарь, начинается январь!»
-
Математический календарь состоит из полотна , на который крепятся отрывной календарь и кармашки. 1-ый ряд – дни недели (обозначаются разным цветом).Заполняются ежедневно вечером, когда день подходит к концу. 2-ой ряд – количество недель. Заполняется в начале следующей недели. Дети закрепляют понятие «неделя» и могут посчитать количество недель в месяце. 3-ряд –месяц – Заполняется в первый день следующего месяца. Закрепляется понятие «месяц». У детей формируется представление понятие о том, что год – это длительный промежуток времени, состоящий из 12 месяцев. Систематическая работа с календарем в старшей и подготовительной группе требует ежедневного внимания к пользованию им и способствует формированию у детей знаний не только о текущей дате, но и о текучести времени, его периодичности.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.