Содержание
-
Мастер-класс: « Использование современных игр и пособий для логико - математического развития дошкольника в образовательном процессе»
МБДОУ детский сад посёлка Солидарность Елецкого муниципального района Липецкой области 2016г. 2 4 5 7 5
-
Мастер-класс представляет Гамова Ольга Константиновна
Воспитатель высшей квалификационной категории старшей группы №1 «Затейники» Цель мастер- класса: распространение опыта логико-математического развития дошкольников. © Gamova Olga Konstantinovna
-
«…корни величайших достижений логической, математической и научной мысли можно найти в простых действиях, которые выполняют маленькие дети над физическими объектами в своём мире» Г. Гардер Структура разума. Теория множественного интеллекта
©Gamova Olga Konstantinovna
-
Что же такое логико – математическое развитие дошкольника
Детская деятельность, насыщенная проблемными, творческими заданиями, играми и игровыми упражнениями, ситуациями с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией, при условии использования математического содержания, является по сути логико – математической. © Gamova Olga Konstantinovna
-
Актуальность:
С введение ФГОС дошкольного образование актуальность интеллектуального развития, подрастающего поколения возросла в несколько раз. И вопрос о том , каким мы видим будущее зависит от нас, педагогов-дошкольников. На развитие каких процессов мы будем обращать особое внимание . Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста и имеет большое значение для интеллектуального развития, для уточнения знаний об окружающем мире. Игра помогает нам, педагогам создать мотивацию деятельности детей на обогащение, закрепление математических знаний, развитие логического мышления. Логико-математические игры непосредственно направлены на развитие познавательных интересов дошкольника. ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Вопрос использования логико - математических игр поднимался давно. Ещё 60-70 годы ХХ века начался активный поиск новых подходов к содержанию математического развития дошкольника, а также средств, форм и способов егореализации.
Достоянием этого периода следует признать разработку развивающих игр Б.П.Никитиным и обучающих логико – математических игр профессором Могилевского ГПИ А.А.Столяром. Особо значимыми для этого периода было признание развивающих и обучающих игр с использованием логических блоков З. Дьенеша и цветных счётных палочек Х. Кюизенера - основным дидактическим средством. Первоначально обучающие игры были ориентированы на 6-летних детей В дальнейшем развитие системы логико-математических игр получило в учебно-методических пособиях А.А.Смоленцевой и О.В.Суворовой. ©Gamova Olga Konstantinovna
-
На основе учений Е.А.Носовой ученицы А. А. Столяра разработан цикл игр с блоками З. Дьенеша;А.А. Смоленцева и О.В.Суворова разработали проблемно-игровые ситуации;З.А.Михайлова подготовила цикл игровых занимательных задач;Разнообразие неуклонно растёт.
Модернизация дошкольного образования привела к популяризацию цикла игр и проблемно-игровых ситуаций, которые не потеряли актуальность и сейчас. Работая не первый год, изучая методическую литературу современных авторов, я пришла к выводу, что используя различные дидактические игры и пособия в образовательном процессе, я смогу исправить пробелы математических знаний у детей. Работая с детьми не первый год, я заметила, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре. ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Потребности детей в логико-математической игре достаточно высоки, но воспитатели недостаточно используют логико-математическую игру в практике . В чём причина:
*воспитатели дошкольных учреждений недооценивают значимость логико-математических игр в развитии у детей математических представлений и логического мышления в целом; *педагоги недостаточно владеют игровыми методами логико-математического развития дошкольников; * В играх ,игровых обучающих ситуациях зачастую детская самостоятельность и активность заменяется собственной инициативностью; ребёнок в игре становится исполнителем указаний и предписаний взрослого , а не субъектом обучающей игровой деятельности. © Gamova Olga Konstantinovna
-
Причины вызывающие затруднение у детей в логико - математической игре и что нужно сделать педагогу , чтобы помочь ребёнку .
Работая с детьми не первый год, я заметила, что многие дети проявляют интерес к занимательным логическим играм, но очень мало детей проявляли настойчивость в доведении дела до конца. При первой неудаче они теряли интерес к игре. Систематизировать логико - математическое содержание в соответствии с возрастными возможностями детей; Раскрыть многообразие способов поддержки ребёнка в логико-математической деятельности; *совершенствование педагогической компетентности педагогов в дошкольных образовательных учреждениях. Непременным условием эффективности логико-математического развития детей является привлечение детей к анализу свойств и отношений, зависимостей и закономерностей через разнообразные действия и приёмы © Gamova Olga Konstantinovna
-
Многообразие учебно-игрового материала ставит иногда педагога в тупик. Я остановила выбор на следующих дидактических пособиях для логико- математического развития дошкольников и использую их в образовательной деятельности.
Цветные рамки и вкладыши для определения формы и цвета, а также собирания целого из частей, серию учебно-игровых пособий : «Играем в математику» Развивающие кубики Никитина : « Сложи узор» ( разработанные советским педагогом Никитиным- основателем педагогики сотрудничества) Логические блоки Дьенеша (разработанные венгерским математиком и психологом З. Дьенешем) Цветные счётные палочки Кюизенера (созданы бельгийским математиком Х. Кюизенером Индивидуальные печатные рабочие тетради для математического развития «Математика-это интересно» под редакцией И.Н. Чеплашкиной – начиная с 2 лет и до 7лет -цикл состоит из 5 рабочих тетрадей ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Дидактический материал используемый для логико - математического развития дошкольника
©Gamova Olga Konstantinovna
-
Разнообразие игрового математического материала способствует развитию инициативы и самостоятельности
Играя с цифрами дети постепенно учатся «строить» числовой ряд, различать цвет, размер Трёх летние малыши определяют форму, цвет самостоятельно подбирая формы в рамки и вкладыши ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Палочки КЬЮЗЕНЕРА интересны дошкольникам любого возраста
©Gamova Olga Konstantinovna
-
Начиная с с 2 летного возраста предлагаю малышам первые логические игровые рамки и вкладыши.
Цель: закрепление цвета, познание –того, что целое состоит из частей. ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Первое знакомство с математическими играми очень увлекает малышей, а познавая они учатся быть самостоятельными.
©Gamova Olga Konstantinovna
-
Отличительной особенностью логических блоков Дьенеша является то, что в нём нельзя обнаружить блоки, одинаковые по всем четырём свойствам
©Gamova Olga Konstantinovna
-
Логические блоки Дьенеша универсальный дидактический материал состоящий из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, размеру, толщине. Каждый блок имеет 4 свойства.
Дети трёх лет уже способны классифицировать геометрические формы по 2 признакам Играя в логические блоки малыши познают их разнообразие , выделяя сходство и различия ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Систематическое использование дошкольниками логических блоков Дьенеша в образовательной деятельности способствует развитию умений выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, правильно обозначать словом их отсутствие;Дети четырёх лет учатся выделять признаки по схеме
©Gamova Olga Konstantinovna
-
Счётные цветные палочки Кюизенера, широко известный во всём мире материал, представляет собой разноцветные цветные брусочки разной длины от 1 до 10 см и разного цвета (белый, розовый, голубой, красный, желтый, фиолетовый, чёрный, бордовый, синий, оранжевый)
©Gamova Olga Konstantinovna
-
Цветные счётные палочки предлагаю для игровой деятельности уже с младшей группы побуждая к проговариванию цвета, простых действий.
Малыши с удовольствием играя с палочками распознают цвет и размер. Особенно интересно «открыть»способ получения числа, осознать состав. ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Развивающая игра: « Сложи узор»
©Gamova Olga Konstantinovna
-
Систематическое использование развивающих игр Никитина способствует обогащению логического мышления
Игры с логическими кубиками: «Сложи узор» Такие картинки дети составляют сами по схемам ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Использование современных дидактических пособий для логико-математического развития детей в образовательном процессе
©Gamova Olga Konstantinovna Используя в работе парциальную программу : «Математика-это интересно» под редакцией З.А. Михайловой, М.Н.Поляковой , И.Н. Чеплашкиной разработанной авторами в соответствии с ФГОС решаю основные задачи: Способствовать развитию у детей самостоятельности, инициативы, творческих проявлений в условиях активного участия их в поиске и проверке эффективности игрового действия, нового, неизвестного им способа решения познавательных задач. Развивать у детей познавательные способности: умение устанавливать связи и зависимости между действием и получаемым результатом ,обосновывать логику перехода к следующему действию, выражать в речи результаты практических и умственных действий.
-
Печатные индивидуальные рабочие тетради «Математика-это интересно» авторы Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. не только обогащают математическими знаниями , но и отлично развивают графические навыки
Работать в математических тетрадях малыши учатся с 3 лет В средней группе задания для детей в рабочих тетрадях более сложные. ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Образовательная деятельность с использованием современных игр и пособий развивает логико-математическое мышление
©Gamova Olga Konstantinovna
-
В настоящее время с внедрением в практику работы информационно- компьютерных технологий, использование пособий получило новый смысл, а созданные презентации к развивающим играм и дидактическому материалу помогают педагогу сделать процесс обученияинтереснее.
©Gamova Olga Konstantinovna
-
Практическая частьА теперь уважаемые коллеги перейдем к практической части: « Давайте поиграем» Сегодня мы рассмотрим несколько развивающих игр и пособий, и определим, как их можно использовать в образовательном процессе.
©Gamova Olga Konstantinovna
-
С мощью дидактической игры, например : «Помоги муравьям»
Цель: анализируем и выявляем свойства или их отсутствие пользуясь знаками символамиМатериал: набор логических блоков ,прозрачные коробки по числу детей Содержание: У мамы муравьёв , много детей, весёлых и любознательных, все они часто убегают гулять в лес, а потом не могут найти дорогу домой. Мама решила их научить. Но одной ей не справится. Помогите. Варианты игры: зависят от цели (цвет, форма, толщина, количество свойств, отрицание свойств и т.д.) ©Gamova Olga Konstantinovna
-
©Gamova Olga Konstantinovna
-
Палочки Кюизенера
©Gamova Olga Konstantinovna
-
Упражнения с цветными палочками Кюизенера Дидактическое упражнение составляем коврики
Цель: сравниваем и запоминаем длинуМатериал: набор цветных палочек Содержание: Чтобы сделать приятное своим внукам бабушка плела из ниток коврики(1-длинную палочку,2 покороче равные по длине первой) и т.д. Варианты игры: зависят от цели (цвет, длина, состав числа и т.д.) Вышеперечисленные игры могут использоваться педагогом - как часть образовательной ситуации , как наглядное пособие ,а также в единой системе одной игры. ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Использование рабочих тетрадей для логико- математического развития дошкольников: «Математика-это интересно»
©Gamova Olga Konstantinovna
-
Рабочие тетради к парциальной программе: «Математика-это интересно» являются не только современным пособием разработанным в соответствии с ФГОС ДО, но и как показала практика моей работы средством логико – математического развития дошкольников.
Роль в образовательном процессе неоценима так, как печатные тетради содержат диагностический материал, который позволяет получить педагогу в соответствии с ФГОС ДО данные индивидуального развития дошкольника и являются профессиональным инструментом педагога . ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Парциальная программа: «Математика –это интересно»
В данном учебно-методическом пособии представлены ситуации, предваряющие выполнение детьми упражнений по графической основе. Они разработаны по мотивам сюжетов рабочих тетрадей «Математика — это интересно» для детей 2,5-3;3-4;4-5;5-6;6-7 лет и являются своеобразной формой организации детской деятельности - игровыми ситуациями. В практике воспитания и развития детей дошкольного возраста тетради с печатной основой, как правило, предлагаются без предварительного проигрывания соответствующей ситуации. Это, с одной стороны, ведет к определенной формализации обучения, с другой -требует активного вмешательства педагога в деятельность ребенка, что снижает степень его самостоятельности. Некоторым детям действительно трудно преобразовать заданную в рабочей тетради ситуацию, действуя только по представлению. ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Особенности данного пособия
В игровых ситуациях отражено содержание образовательной области «Познавательное развитие» (раздел «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем») Заинтересованность детей в развитии сюжета, сопереживание героям в активной познавательной деятельности способствуют освоению ими приемов группировки и классификации, выявлению отношений и зависимостей между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определению последовательности и результативности своих действий, познанию начал логики. Это в результате помогает детям перейти от простого восприятия предметов, чисел, явлений к осознанию их значения и необходимости применения в практике, самостоятельному поиску способов преобразования и трансфигурации. ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Игровая образовательная ситуация : «Цветик - семицветик»(для детей 4-5 лет)
©Gamova Olga Konstantinovna
-
©Gamova Olga Konstantinovna
-
©Gamova Olga Konstantinovna
-
©Gamova Olga Konstantinovna
-
Таким образом, использование современных игр и пособий в образовательном процессе не только способствует логико-математическому развитию дошкольника, но и стимулирует выбор ребёнком практических и умственных, результативных действий, развивает мышление и речь.
Воспитатель вызывает у детей интерес к игре и поддерживает его не подавляя инициативу детей. В результате дошкольники становятся более самостоятельными инициативными, независимыми от взрослого( в том числе в плане организации своей познавательно-творческой деятельности) уверенными в своих силах. У ребёнка развивается стремление помочь другому, радоваться его успеху, открывать новые способы взаимодействия со взрослыми и детьми в условиях коллективных форм деятельности; Формируется ценностное отношение к познавательным видам деятельности. ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Надеюсь, что опыт работы по данной проблеме, заинтересует неравнодушных к нашему будущему педагогов , а мастер-класс поможет выбрать правильные ориентиры в своей работе.
Спасибо за внимание коллеги! Желаю творческих и педагогических удач! ©Gamova Olga Konstantinovna
-
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897 2.Вербенец А.М. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста СПб.: Детство-ПРЕСС,2008. 3.Гарднер Г. «Структура разума. Теория множественного интеллекта». М.- СПб.- Киев,2007. 4.Смоленцева А. А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей СПб.:Детство-ПРЕСС,2008. 5.Никитин Б.П, Развивающие игры.- М.:Педагогика,1985. 6.Столяр А.А., Чеботаревская Т.М. Давайте поиграем М.-Просвещения.,1992. 7.Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников СПб.:Детство-ПРЕСС,2008. ©Gamova Olga Konstantinovna
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.