Содержание
-
Развитие логических операций мышления у старших дошкольников в процессе использования проблемных ситуаций математического содержания.
Работу выполнила: Филимонова О.В.
-
Актуальность: Использование проблемно- практических ситуаций в образовательной деятельности по математике имеет важное значение для повышения уровня развития логического мышления старших дошкольников . Предмет исследования: проблемно - практические ситуации в образовательной деятельности по математике. Объект исследования: обучение математике в детском саду. Цель: выявить методику и условия реализации проблемно- практических ситуаций в образовательной деятельности по математике для развития логического мышления дошкольников.
-
Задачи:
1. Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования. 2. Определить методику и условия использования проблемно- практических ситуаций в образовательной деятельности по математике. 3. Выявить способствует ли использование проблемно- практических ситуаций в образовательной деятельности по математике повышению уровня развития логического мышления старших дошкольников.
-
Теоретические основы проблемы обучения дошкольников математике.
Качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций является математическим развитием. Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания. Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. . Понятие и задачи логико- математического развития детей дошкольного возраста.
-
Основные задачами математического развития: - развитие у детей логико-математических представлений; - развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение; - освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания; - развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (сравнение, классификация, сериация); - овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления; - развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач; - развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка; - развитие активности и инициативности детей; - воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки. Понятие и задачи логико- математического развития детей дошкольного возраста.
-
В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей. Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься Логические приемы мышления – это логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация. Широкие возможности для развития логических приемов мышления старших дошкольников предоставляет обучение основам математики в детском саду. Результаты исследований З.А. Михайловой, А. Савенкова, А.В. Белошистой и др. убедительно свидетельствуют об этом. Особо учеными подчеркивается роль проблемных ситуаций в развитии логических приемов мышления как сравнение, классификация, сериация, т.к. проблемные ситуации напрямую связаны с логикой. Психологические особенности математического развития детей дошкольного возраста.
-
Мышление - высший познавательный психический процесс. Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Процесс мышления начинает наиболее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Основной вид мышления дошкольника – это образное мышление, дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Возможности формирования логического мышления, следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний. Понятия и виды мышления.
-
Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка. Одной из наиболее эффективных технологий, близких ребенку по своей сути, является проблемно-игровая технология, а противоречие в проблемной ситуации, являясь важной движущей силой обучения, способствует активизации всей познавательной деятельности детей Проблемная технология логико- математического развития детей старшего дошкольного возраста.
-
В работе З.А.Михайловой проблемно- игровая технология представлена в системе следующих средств: Проблемно-игровая технология Логико-матема- тические игры логико-математические сюжетные игры (занятия) проблемные ситуации и вопросы творческие задачи вопросы и ситуации экспериментирование и исследовательская деятельность. Проблемная ситуация в условиях применения этой технологии рассматривается как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Теоретические основы проблемы обучения дошкольников математике. Проблемная технология логико- математического развития детей старшего дошкольного возраста.
-
Организация опытно- практической деятельности с детьми по развитию логического мышления с использованием проблемных ситуаций с математическим содержанием.
Диагностическое исследование сформированности логического мышлении старших дошкольников. Задачи: 1. Определить исходный уровень сформированности логических приемов мышления старших дошкольников, произвести анализ полученных результатов и на этой основе сформулировать задачи для последующей работы с детьми. 2. Разработать содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников с использованием проблемных ситуаций в процессе обучения и ее апробация в старшей группе ДОУ; 3. Провести исследования контрольного характера, определить результат опытно-практической деятельности, сделать выводы об эффективности проведенной работы. Опытно-практическая работа проводилась на базе МБДОУ № 58 «Снежок» г. Ульяновска. В исследовании приняло участие 10 детей старшей группы.
-
Для определения уровня сформированности приемов логического мышления детей старшего дошкольного возраста использовалась экспертная оценка по методике З.А. Михайловой. 1. Изучение процесса сравнения Цель: выявить умение детей выполнять прием сравнения, осознанность процесса сравнения, характер процесса по его полноте. 2. Изучение процесса классификации Цель исследования: выявить уровень сформированности приема классификации наглядно представленных объектов на основе выделения количественного признака. 3.Изучение процесса сериации Цель: выявить уровень сформированности приема сериации по количеству изображенных предметов. Диагностическое исследование сформированности логического мышлении старших дошкольников.
-
Анализ результатов исследования позволил сформировать три группы детей с разным уровнем сформированности приемов логического мышления. Диагностическое исследование сформированности логического мышлении старших дошкольников.
-
Анализ результатов исследования позволил сформировать три группы детей с разным уровнем сформированности приемов логического мышления.
Низкий уровень- дети умеют сравнивать 2 множества, устанавливая равенство и неравенство посредством счета, осуществляют классификацию по 1-2 свойствам (форма и цвет), только с помощью взрослого выделяют основание для классификации как количество, затрудняются в речевых формулировках, вычленяют признак сериационного ряда (числовой лесенки). Самостоятельности в выполнении задания не проявляют, не объясняют свои действия. Средний уровень – дети умеют сравнивать 2 множества, устанавливая равенство и неравенство посредством счета, выражая в речи результат сравнения. Владеют одним способом уравнивания групп предметов, осуществляют классификацию по 2-3 свойствам, самостоятельно выделяют признак, по которому можно классифицировать, самостоятельно вычленяют признак сериационного ряда (числовой лесенки). Владеют алгоритмом действия упорядочивания, но при этом затрудняются в речевых формулировках. Высокий уровень - дети умеют сравнивать 2 множества, устанавливая равенство и неравенство посредством счета. Владеют 2 способами уравнивания групп предметов, самостоятельно осуществляют классификацию по всем 3 свойствам, вычленяют признак сериационного ряда (числовой лесенки), владеют алгоритмом действия упорядочивания. Проявляют самостоятельность выполнения задания, аргументацию своих действий и точность называния признака сериации.
-
Методика организации образовательной деятельности по математике с использованием проблемно - практических ситуаций детей старшего дошкольного возраста
Проблемная ситуация:«Путешествие на пароходе» дети должны были обнаружить, по какому признаку не подходит один элемент к другим? (размером и цветом) (классификация, сериация) Цель - разработать методику организации образовательной деятельности по математике с использованием проблемно - практических ситуаций для развития логического мышления старших дошкольников Проблемная ситуация «Цветные карандаши» детям предлагалось узнать сколько карандашей лежит в коробке, не называя точного условия. Проблемная ситуация «День рождения» детям предлагалось узнать сколько гостей пришло на день рождения, называя только один из составляющих данной ситуации.
-
Проблемная ситуация «Сосчитай себя» детям предлагалось сосчитать себя, не объясняя, как он это может сделать Проблемная ситуация «Зажги звезды на модульном небе» детям предлагалось узнать как и с помощью каких средств решить данную ситуацию, чтобы зажглись «звезды», в определенном количестве.
-
Анализ результатов опытно-практической работы
Сравнительный количественный анализ результатов исследования до и после обучающих воздействий
-
Заключение
Применение в образовательной деятельности проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у воспитанников самостоятельное, активное, логическое мышление. Создание проблемных ситуаций которые составляют необходимую закономерность логического мышления, является одним из условий в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Таким образом, использование проблемно- практических ситуаций в образовательной деятельности по математике имеет важное значение для повышения уровня развития логического мышления старших дошкольников.
-
За внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.