Содержание
-
МБДОУ детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района
Григорьева Елена Владимировна; Воспитатель первой квалификационной категории; Стаж педагогической работы – 17 лет ; ЧГПУ им. И.Я. Яковлева- 2001 год.
-
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша
-
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных программ, методик, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей: Программа «Развитие»; Программа «Детство»; Программа «Сообщество»; Система Монтессори; Методика ТРИЗ и др.
-
Наблюдая за детьми старшей группы, мы отметили, что дети очень активны в восприятии логических задач. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. Детям интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает их. Проанализировав ситуацию в группе перед нами встал вопрос: каким образом, с помощью чего можно помочь ребенку-дошкольнику преодолеть трудности развития логического мышления.
-
Проблема проекта
Недостаточно условий для самостоятельного развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Нет системы работы по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста. Малое количество специальной литературы по развитию логического мышления. Малоэффективные методы работы с родителями.
-
Цель проекта:
Разработать систему мероприятий по созданию условий для самостоятельного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
-
Задачи проекта
Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста». Разработать тематику дидактических игр для создания игротеки. Разработать перспективный план дидактических игр на основе блоков Дьенеша. Выбрать диагностические методики по выявлению уровня развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
-
Ожидаемый результат
Овладение детьми приемами логического мышления. Использование логических блоков Дьенеша даст возможность приобщить детей к выполнению игровых действий на классификацию по совместным свойствам. Проявить интерес к новым дидактическим играм по развитию логического мышления. Создание игротеки, методических материалов для родителей по данной теме.
-
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
-
Этапы работы с детьми
1 этап. Изготовление новых дидактических игр. 2 этап. Разработка перспективного плана дидактических игр по блокам Дьенеша. 3 этап. Обогащение предметно-развивающей среды. 4 этап. Диагностика развития логического мышления.
-
1 этап.Изготовление новых дидактических игр.
«Монгольская игра»; «Логические цепочки» (несколько вариантов); Игра «Лодочки и флажки».
-
2 этап. Разработка перспективного плана дидактических игр по блокам Дьенеша.
ЗолтанДьенеш - венгерский психолог, теоретик и практик так называемой "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные примеры в тетрадках и читая скучные учебники, а играя. Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.
-
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48геометрических фигур: а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); б) трех цветов (красные, синие и желтые); в) двух размеров (большие и маленькие); г) двух видов толщины (толстые и тонкие). В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Задачи: Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов. Развивать пространственные представления. Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения. Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
-
-
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Интегрированнаянепосредственно- образовательная деятельность, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов); б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”); в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места. Вне образовательной деятельности в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).
-
-
-
3 этап. Обогащение предметно-развивающей среды.
Основные направления создания предметной среды отражены в «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования», разработанный по заказу МО России коллективом авторов под руководством В.А. Петровского. В концепции заданы основные принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях. Построение развивающей среды дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Материал по интеллектуальному развитию, располагается в «Игротеке» куда входят все ранее изготовленные дидактические игры, такие как: «Сложи квадрат», «Сложи узор» Никитина, «Собери целое из части» и др.
-
4 этап. Диагностика развития логического мышления
Для изучения особенностей развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста используются методики: «Самое непохожее» (Л. А. Венгер). «Свободная классификация» («Психолог в детском дошкольном учреждении» под ред. Т.В. Лаврентьевой. Методика на выявление умения сравнивать («Психологическое изучение ребенка дошкольного возраста» Е.В. Гуниной).
-
Литература
1) От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2010 2) Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 3) Венгер Л.А. Развитие мышления дошкольника //Дошкольное воспитание 1974 - №7 – с 5-6 4) Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – М:Просвещение, 1989 5) Дьяченко О.М. Возможности образовательной работы с умственно одаренными детьми 5-7 лет // Дошкольное воспитание – 1995 – №3 – с 24 – 36 6) Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет сада и родителей/ под редакцией А.А. Соляра – М.: Просвещение, 1991 7) Михайлова З.А. Использование игровых методов при обучении дошкольников // Дошкольное воспитание – 1988 - №2 – с 24 – 30 8) Михайлова З.А Игровые задачи для дошкольников – СПб: « Детство – Пресс»,1990 9) Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1985 10) Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей – М: Просвещение, 1981 11) Смоленцева А.А., Пустовойт О.В. Математика до школы. – Н.Новгород 1996 12) Фидлер М. Математика уже в детском саду. – М: Просвещение 1981 13) Федорова Е. Интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников // Дошкольное воспитание – 1996 - №3 – с 19 – 22 14) Юзбекова Е.А Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – М.Линка Пресс . 2006
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.