Содержание
-
учитель математики высшей квалификационной категорииМКОУ СОШ № 2 г.п.Нарткала2016 г.
Кармокова Марина Исмаиловна
-
Метод решения хорош, если с самого начала мы можем предвидеть - и впоследствии подтвердить это - что, следуя этому методу, мы достигнем цели. //Лейбниц/// Тема: Методы решения тригонометрических уравнений
-
Цели:
Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся, связанные с применением методов решения тригонометрических уравнений. Содействовать развитию математического мышления учащихся. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.
-
Оборудование:
Экран или интерактивная доска, компьютер, проектор. На партах учащихся: таблица со списком уравнений, карточки с заданием теста, копировальная бумага.
-
Самооценка:
Для самоанализа своей деятельности на уроке ученики строят график. На вертикальной оси отмечают самооценку от 1 до 5, а на горизонтальной оси отмечают этапы урока.
-
Примеры графиков для самооценки
Выполнил: Иванов _______ Выполнил:Петров _________
-
Ход урока:
Вводная беседа. Методы решения. Тест (с взаимоконтролем). Различные способы решения уравнений. Индивидуальная работа с учениками, кто допустил ошибки. Домашняя работа.
-
Вводная беседа:
-Сегодня рассмотрим методы решения тригонометрических уравнений. Знаем, что правильно выбранный метод часто позволяет существенно упростить решение, поэтому все изученные методы всегда нужно держать в зоне своего внимания, чтобы решать конкретные задачи наиболее подходящим методом.
-
Этап I (5 мин)
Провести классификацию тригонометрических уравнений по методам решений. ( Таблицы на партах у всех). Рядом с каждым уравнением 1-12 указать номер метода, которым можно решить данное уравнение наиболее рациональным способом. Обсуждение проводится в быстром темпе. Выясняем в каком примере применяется наибольшее количество методов можно применить. ( 12 примере). Отметим, что первые три методов являются традиционными для решения тригонометрических уравнений. Также отмечаем, что последний метод рассматривается достаточно редко. Поэтому остановимся на этом методе особо.
-
Этап I.(5 мин) Классификация уравнений по методам решения.
-
Этап II (10 мин)Метод использования свойств ограниченности функции.
-
Решение уравнений № 1 из таблицы.
-
Общее решение:
-
Суть метода использования одноименных тригонометрических уравнений
-
Примеры :
Трое учеников решают уравнение № 10. 8, 11. Остальные решают любой из этих номеров.
-
Пример № 10
-
Пример № 8
-
Пример № 11
-
Этап III ( 5 мин)
Систематизируем решения уравнения вида методом сведения данного уравнения к однородному уравнению. Выясняем преимущества данного метода над основанными способами решения этого уравнения ( введение вспомогательного угла, применение формул универсальной подстановки). Отмечаем. Что он, так же как и метод рационализации, применяется в физике при сложении гармонического колебаний. Знания учащихся проверяются тестом с последующим взаимоконтролем. На магнитной доске ученик составляет системно-обобщающую таблицу, раскрывающую идею решения уравнения вида из заранее приготовленных карточек.
-
Системно-обобщающая таблица
-
Тест (с взаимоконтролем) Вариант 1
-
Вариант 2
-
Этап III (13 мин)
Отмечаем, что в уравнении а.в и с – любые действительные числа. Если а=в=0, а сне равно 0, то уравнение теряет смысл. Если а=в=с=0, то х- любое действительное число, т.е. уравнение обращается в тождество. Уравнение Можно решить, шестью способами. На доске 5-6 учеников показывают различные способы решения этого уравнения. Проводим сравнительный анализ и комментарии решений.
-
Способ 1. Сведения к однородному уравнению.
-
Способ 2. Преобразование суммы в произведение.
-
Способ 3. Введение вспомогательного угла.
-
Способ 4. Введение выражений
-
Пояснение:
-
Уравнение примет вид :(по формуле 1) :
-
Способ 5 . Введение выражении
-
Способ 6. Применение формулы
-
Далее уравнение № 12 ( из таблицы )
-
Этап V (10 мин)
Урок завершает самостоятельная работа (под копировальную бумагу). Учащимся предлагается решить уравнения из таблицы. Вариант I - № 6; № 2. Вариант II- №7; № 3. Учитель собирает копии решений. Учащиеся осуществляют самопроверку по готовым решениям на доске с помощью проектора, получают разъяснения по возникающим при этом вопросам. В дальнейшем проводится индивидуальная работа с учениками, кто пропустил ошибки.
-
Вариант IЗадание 1.
-
Задание 2.
-
Вариант II Задание 1.
-
Задание 2.
-
Итоги урока: (2 мин).
Проверка графика предложенного в начале урока для самооценки . Домашнее задание: решить уравнения из таблицы: № 4( несколькими способами), № 5, № 9. Дополнительно: решить уравнение
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.